Помощник при восхождении к Абсолюту — сад-гуру (истинный учитель). Он — и опора и путь для ищущей души. Он осознал Истину, он живет в мире Истины и может привести к Истине. Он самый близкий друг для дживы. Он не Бог, но равен Богу, поскольку может дать Бога тому, кто Его ищет.
Шива — такой сад-гуру. Вот что он говорит сам о себе («Шримад-Бхагаватам», 4.3.23):
саттвам вишуддхам васу дева-шабдитам / йат йите татра пу-ман апавритах — «Пребывая в чистом сознании, я всегда вижу перед собой Господа Васудеву (Шри Кришну)».
Шива ни на одно мгновенье не теряет из виду Верховную Личность Бога, его ум всецело погружен в мысли о Боге (пуруша-буддхи-сакшинам, ШБ, 4.3.21), его взор всегда направлен внутрь себя; он — маха-бхагавата-вайшнава (махатма самого высшего уровня), ибо везде и всегда видит своего обожаемого Господа, а не материальные тела и формы.
Вишуддха-саттва — это особое («ви») состояние божественной чистоты, превосходящее чистоту материальную («саттва») и чистоту духовную («шуддха-саттва»). Вишуддха-саттва — это мир изначальный и неизменный, где возможны вечные отношения души и Бога в одной из пяти сладостных рас.
Джагад-гуру, сад-гуру Шива — вечный хранитель этого трансцендентного царства, хранитель мира преданности. По благословению Господа Кришны он принял облик холма Нандишвара Парвата в Нандаграме (Вриндаван) и так стал свидетелем игр Нанда-нанданы.
Шива и его супруга Сати (Дурга, Парвати) берегут самое ценное сокровище — бхакти-расу — от душ недостойных и нечистых. Но они же с готовностью удаляют пелену, застилающую Верховную Истину, с глаз человека искреннего и благородного.
Саттве ча тасмин бхагаван васудево хй адхокшаджо ме камаса бидхияте (ШБ, 4.3.23): «Тогда душа обретает божественное сознание, и завеса, скрывающая Верховную Личность Бога, Васудеву, исчезает». Недоступный для материальных чувств, Господь Адхокшаджа открывает Себя Своему чистому слуге по милости Шивы. Так, на заре творения, в Сатья-югу, Господь Шива поведал Кумарам об агата-калия-лиле — самых сокровенных играх Радхи и Кришны во Врадже. Услышав о божественных лилах Юной Четы, Кумары обрели страстное стремление постичь их, а Санат-кумар описал их в «Санат-кумара-самхите». Позже Господь Шива явился перед Нимбадитьей (главой Кумара-сампрадаи) на святой земле Навадвипы и направил его к Кумарам для получения наставлений о бхава-марге, пути спонтанной преданности. Так Нимбадитья обрел даршану Радха-Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху.
Согласно мнению Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, именно Господь Шива в Кали-югу положил начало проповеди нитья-дхар-мы (вечной религии), наставив Ади-Вишнусвами, основателя Рудра-сампрадаи. Все последующие ачарьи (главы) этой миссии также носили имя Вишнусвами, которое свидетельствовало об их приверженности принципам чистого бхакти. В традиции Рудра-сампрадаи впервые в Кали-югу были представлены каноны монашеской жизни— обязанности вайшнава-отшельника, и его внешние признаки (санньяса-дхарма). Однако позже некоторые последователи Вишнусвами отвергли принципы шуддха-бхакти и встали на путь смешанной (виддха) религии. Они основали новую ученическую преемственность под именем Шивасвами-сампрадаи, в которой явился Шри Ади-Шанкарачарья и проповедовал эту ложную доктрину. Ачарья Шанкара был также воплощением Шивы, но его проповедь являла собой разновидность анитья-дхармы (религии, предназначенной для достижения временных целей). Шива смиренно взял на себя эту неблагодарную роль по просьбе Бхагавана и из любви к Нему. Так об этом говорит «Падма-пурана».
Но вслед за Шанкарачарьей Шива явился в облике Мадхавачарьи, главы Брахма-сампрадаи, и прославился своей философией шуддха-двайта, разбив доктрину майявады. В конечном итоге Садашива вновь пришел на Землю более пятисот лег назад в образе совершенного ачарьи и верного слуги Шримана Махапрабху. Как Адвайта Ачарья он был самим воплощением сострадания к падшим душам века Кали: громовым голосом он пронзил оболочки Вселенной и призвал на Землю Самого Господа Кришну. Теперь он по приказу Всевышнего проповедовал самую чистую и совершенную форму религии — према-нама-санкиртану.
Что такое преданность? Бхактирасья бхаджанам. Проявлять преданность — значит славить Господа, совершать хари-бхаджану. Таков совет Господа Шивы. Никто другой не даст нам столько милости, как он. В этом великодушие Шивы. То же самое касается Брахмы. Брахма — джагад-гуру и Шива Тхакур — джагад-гуру. Сандхья-арати (церемония поклонения Бхагавану на заходе солнца) дает ясное понимание об их положении. Завершая арати-киртану, мы поем: шива, шука, парада преме гада-гада — Шива, Шукадева, Нарада погружены в любовную преданность Господу Хари.
Имена махаджан приведены здесь в определенной последовательности, пусть даже не все из них названы. Иногда перечень содержит все имена, а иногда бывает неполным, но последовательность всегда правильная. Есть песня, написанная во славу Шримати Радхарани:
ума, рама, сати, шачи, чандра, рукмини
радха-аватар сабе — амнай-вани
Ума, Рама, Сати, Шачи, Чандра, Рукмини — все они — воплощения Шри Радхи. Они внимают наставлениям (вани) Верховной Богини, и здесь приведена последовательность, в которой они это делают.
Кришна — Господь всех и каждого; Он выше всех и Он — хранитель мироздания. Он дарует служение каждому. Он — вишая-виграха, поэтому Его имя должно быть первым в списке. Гуру-парампара начинается с имени Бхагавана Шри Кришны; затем идет Брахма; после Брахмы — Нарада Шри Кришна, Брахма, Девариши Нарада, Бадараяна... Бадараяна — это Кришна Двайпаяна Вьяса. После него — Мадхвачарья. Такова преемственность махатм. Каждый из них — джагад-гуру (учитель всего мира). Однако для нас, обитателей материального мира, первостепенное значение имеют Брахма и Шива. Именно им поручено заботиться об обусловленных душах. Они в совершенстве исполняют обязанности джагад-гуру. Они распространяют духовное знание и всегда используют малейшую возможность, чтобы поделиться с нами Абсолютной Истиной. Но мы, к несчастью, не способны услышать их и понять. Кроме того, мы считаем их самыми могущественными богами. Нам трудно осознать, что Кришна выше них. Наша беда в том, что мы ошибочно принимаем за Всевышнего того, кто стоит между нами и Богом.
Иногда те, кто наверху, хранят молчание. Они, кажется, никак не влияют на нашу жизнь. Порой мы думаем, что участковый — самый главный начальник. Для неграмотного крестьянина сельский полисмен — олицетворение государственной власти и высший закон. Так формируется большая часть наших заблуждений; люди думают, что какой-либо могущественный полубог, будь то Шива или Брахма, — это Сам Всевышний. Поймите: аханкара (это) таких богов, как Шива, заключается лишь в представлении о себе как о верном слуге Бхагавана Шри Кришны. Таково их умонастроение и глубочайшее убеждение. Об этом говорится в следующей шлоке:
татха садришамасту йа видхи-харади муртитрайам
вилокйа бхава-бедхасах кимапи бхактаваргакрамам
пранамйа ширасйапи тан вайамупендрадасах смритах
Этот стих очень известен среди Гаудия-вайшнавов. Шива бхавату вайшнавах — так мы воспринимаем реальность. Давайте предположим, что Шива Тхакур — великий вайшнав. А кто-то другой скажет: «Кимаджанохпи шайба сваям: Падма-йони Брахма — это сам Шива». Третий же возразит: «Татха садришамасту йа видхи-харади муртитраям: а как же мурти траям, триединство Шива-Брахма-Вишну?! Нет, нет, — все три бога равны; они одинаково могущественны».
Но согласно гаудия-таттва-сиддханте, считать трех богов единым целым — это заблуждение. Двое из них, а именно Шива и Брахма, являются преданными третьего, Вишну. Они — севаки, упасаки. Вишну возглавляет триединство как Верховное Божество, в подчинении которого находятся два других бога — Брахма и Шива. Вишну — повелитель и Высший Хозяин, Он — вишая-виграха. Вилокъя бхава-бедхасахкимапи бхактаваргакрамам. ШиваТхакур и Брахмаджи — вайшнавы, преданные Шри Вишну. Они — величайшие из вайшнавов. Их имена — в высших строках списка всех вайшнавов мира. «Шримад-Бхагаватам» называет святых вайшнавов одного за другим, и Брахма с Шивой стоят в самом начале. А каково наше положение по отношению к ним? Пранамья ширасья пи тан — мы целуем стопы вайшнава. Мы возносим почтительные молитвы вайшнаву. Ваям упендрадасах смритах. Мы — слуги Господа Поэтому все остальные преданные поклоняются этим двум маха-вайшнавам.
Приведем другие высказывания из шастр, чтобы подробнее объяснить это положение.
вшнупасанайаива техпи на бхавдинам прийа джаджнире
Прахлада, Раванануджа (Вибхишана, младший брат Раваны), Балираджа, Вьяса, Амбариша и т.д. — все они вайшнавы, слуги Господа. Вишнудаса хариготрани вайшнавах: в «Харинамамрита вьякаране» Джива Госвами утверждает, что эти великие души, будучи преданными, не могут враждебно относиться к другим вайшнавам, таким, как Шива и Брахма; более того — последние очень дороги первым. Далее названы авайшнавы — непреданные:
тадбхритйа на на татприя на на харестасмаджджагадваиринах
Царь Равана, Вана, Врикасура, Паундрака, Андхака и другие — непреданные.
Тадбхритья на ча татприя на ча харестасмаджджагадваиринах. Они считают себя преданными Шивы и Шивани, однако не поклоняются им должным образом. Асуры не знают, как служить им и как стать настоящими преданными. На ча харе. Они не могут быть дороги для Шивы и Шивани или Брахмы и Брахмани. Тем более они не способны удовлетворить Господа Хари. Тасмаджджагадваиринах. Поэтому они — враги Господа Вселенной. Девавишвадрухохпи. Они — враги для богов и мира.
Остановимся на этом более подробно. Врикасура поклонялся Шиве и Шивани. Чтобы служить их милостям, он подверг себя очень суровому истязанию: срезал плоть со своего тела и предлагал ее жертвенному огню, произнося мантру ом шивая сваха, ом шивая сваха. Вскоре на нем не осталось плоти, он превратился в скелет и готов был уже отрубить себе голову. Увидев это, Шива Тхакур восстал из жертвенного огня и громогласно заявил:
— Остановись! Не убивай себя! Скажи лучше, что ты хочешь.
— Я хочу получить благословение.
— Хорошо, проси. Я исполню любое твое желание.
— Пусть голова того, к кому я прикоснусь своей рукой, немедленно превратится в горсть пепла.
Посмотрите, какой низкий и подлый этот Врикасура! Но милостивый Шива Тхакур отвечал:
— Мое слово — закон. Поскольку я обещал исполнить любое твое яселание, пусть будет по-твоему. Я дарую тебе благословение, которого ты жаждешь.
Однако стоило Шиве Тхакуру произнести эти слова, как тут же Врикасура бросился к нему, стремясь коснуться рукой его головы.
Шива Тхакур — Ашутоша он очень прост и его легко удовлетворить. Достаточно предлоясить ему немного воды и несколько листьев дерева бел, и Шива будет доволен вашим слуясением. Он не думал, чем может обернуться для него благословение, дарованное Врикасуре. Теперь же Шива оказался в беде. Он бежал по всей Вселенной — через райские, адские планеты и средние миры, а Врикасура следовал за ним по пятам.
Но Бхагаван Шри Хари видит все и знает обо всем. Он мгновенно понял, что произошло. Господь рассуждал: «Иногда полубезумный Шива попадает в неприятности, но что с ним поделаешь — он всегда повторяет Мое имя и оттого потерял рассудок. Что ж, надо помочь ему. Я должен спасти его, ведь Я — защитник всех живых существ». Бхагаван подсказал Шиве: «О Шива, беги ко Мне, Я спасу тебя». Махадева, услышав призыв Господа, мгновенно оказался подле Него, и Кришна приказал ему спрятаться в Своей обители. Как только это произошло, тут же появился демон Врикасура. Неожиданно увидев на своем пути Бхагавана, он остановился. Господь был одет в одежды мальчика-брахмачари, украшен цветочными гирляндами и держал в руках данда-камандалу.
— Что случилось? — спросил Вишну. — Куда ты бежишь? Я считал тебя разумным человеком, но сейчас ты выглядишь, как последний глупец.
— Шива даровал мне благословение.
Со смехом Господь отвечал:
— Дорогой Врикасура, скажи Мне, проверял ли ты действенность этого благословения? Разве ты не знаешь, что словам безумца нельзя доверять? Что бы он ни сказал тебе, его слова нельзя принимать всерьез. Шива не в своем уме, это известно всем. Единственное его достоинство в том, что он много не требует для себя. Его легко удовлетворить: предложи ему воды или пару листьев бел — и он будет счастлив; но никогда не верь его речам.
Никто из нас, богов, не верит его словам. Теперь Я вижу, что тебя обвели вокруг пальца и ты просто глупец. Ну-ка, расскажи, какое благословение он тебе дал? Наверное, он сказал тебе: «О Врикасура, голова того, к кому ты прикоснешься своей рукой, обратится в пепел». Ха-ха! Да, какой же ты глупец! Зачем тебе бежать за ним, чтобы проверить его благословение? Почему бы тебе не коснуться собственной головы и не убедиться самому в нелепости его слов?
О, как сильна иллюзорная энергия Бхагавана! Стоило Вишну произнести эти слова, как безмозглый Врикасура прикоснулся к своей голове, и та сгорела дотла. С того времени Врикасура стал Бхасмасурой —демоном пепла. Как только он расстался с жизнью, Бхагаван позвал Шиву: «О Шива Тхакур, не бойся, выходи из укрытия. Твоя жизнь спасена». Махадева появился, и Бхагаван спросил его: «Итак, демон убит. Кто же убил его?» Шива Тхакур — таттва-дарши («тот, кто знает истину»), поэтому он отвечал так: «О Господь, Ты — Верховная Личность Бога; Ты — наш покровитель, и нам нечего бояться в этом мире». Однако Бхагаван отвечал с улыбкой: «Дорогой Мой Шива, ты — Мой великий преданный. Ты несешь миру знание об Абсолютной Истине (таттва-даршана). Ты — Джагад-Гуру Шива Тхакур. Я не позволю, чтобы кто-то в этой Вселенной стал твоим врагом. И тем не менее знай, что этот демон был убит последствиями своих греховных поступков (карма-пхала). Асура оскорбил тебя, Джагад-Гуру, учителя всего мира, и смерть явилась к нему как плод греховного намерения».
Многие из тех, кто поклоняется Шиве и Шивани, полны корыстных устремлений. Они идут к Шиве не из любви к нему, они не намерены следовать его совету и совершать нама-бхаджану. Поэтому их преследуют наказания. Многие обитатели этого мира имеют похожее греховное умонастроение, они своекорыстны, эгоистичны. Их не привлекает садхана-бхаджана, они не понимают и не хотят понять сути преданного служения.
Шива Тхакур, исполняя повеление Господа, выполняет множество поручений, порой неосуществимых для обычной дживы. Но разве у того, кто всегда погружен в воспевание имени Господа, могут быть какие-то другие обязанности? И тем не менее, иногда Шиваджи принимает облик олицетворенного ужаса. Тогда он известен под именем Маха-кала-мурти. Явление этого устрашающего образа означает, что мир видит свою кончину. Женская ипостась маха-кала-мурти — это Маха-Кали, или Рана-рангини, «та, кто с наслаждением принимает омовение в потоках крови».
Однако Шива и Шивани имеют другие настроения и другие образы. Вайшнавы поклоняются Шиве и Шивани в том их облике, в котором они совершают хари-бхаджану. Вайшнавы видят Шамбху как великого преданного (ШБ, 12.13.16):
Ваишнаванам ятха шамбхух. Кто самый лучший вайшнавы Шамбху (Шри Шива) — самый лучший вайшнав. Деванам ачъюто ятха: Ачьюта, Господь Шри Кришна, есть Бог всех богов. Нимна-ганам йатха ганга: среди рек Ганга-деви — превыше всех. Пугрананам идам татха: среди всех «Пуран» амала пурана («Шримад-Бхагаватам») — величайшая.
Но здесь говорится не только о Шиве. «Шримад-Бхагаватам» называет имена двенадцати махабхагават (ШБ, 6.3.20):
кумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир ваийасакир вайам
Это двенадцать вайшнавов-махаджан. В другом месте приводится более длинный перечень имен, и мы должны знать их всех, поскольку каждый из них — джагад-гуру, им поручено быть наставниками для обитателей вселенной. Несчастные люди жестоко страдают, буквально гниют в этом мире, не в силах вырваться из колеса рождения и смерти. Но великие учителя, патита-павана гуру, желают спасти каждого. Шива Тхакур — один из них.
По материалам книги: Шива-таттва. Сборник лекций (М., Веданта-дарпана.2003)
Какая замечательная статья!Сегодня Шиваратри.
Спасибо Вам большое! Примите пожалуйста мои смиренные поклоны.