Featured

Академия Бхактиведанты — вдохновляющее совершенство детей Кришны

Director Vishvambhara Dasa with Bhaktivedanta Academy students«Самая лучшая деятельность – это деятельность для удовлетворения Верховного Господа, а лучшее образование – это образование, которое развивает Сознание Кришны.» (Ш.Б. 4.29.49.) Было в 8:30 утра, когда я приехал в Академию Бхактиведанты – частную начальную школу, расположенную на пятиакровом участке фермы ИСККОН Рамана Рети в Алачуа, штате Флорида. Сегодня уже 31 августа, новый учебный год начался неделю назад. Мирная картина передвижных домов, перед которыми стоит желто-голубой стенд с изображением открытой сияющей книги, из которой растет  цветок лотоса. Эта школа -  одна из  немногих оставшихся в Северной Америке школ ИСККОН. В ней обучаются 54 школьника, поэтому ее с легкостью можно называть самой большой в своем роде.

Так же это одна из самых профессионально организованных школ, и как только я попал на ее территорию, мне сразу же стало ясно, что защита вайшнавских детей является здесь приоритетом. Проход к классным комнатам закрыт турникетом, и мне, как и любым другим посетителям, сначала необходимо зарегистрироваться в офисе, записав время и цель визита.
В офисе я встречаю Вишвамбхару даса, директора Академии Бхактиведанты, который руководит школой вместе с советом, в который входят старшие преданные, воспитатели и члены второго поколения.  Вишвамбхара присоединился к ИСККОН в 13 лет, начав вместе со своей сестрой посещать храм, куда они брали и свою маму. Пока мы идем с ним к классным комнатам, его профессиональные манеры в сочетании с легкой дружелюбной улыбкой дают мне ощущение того, что я попал в надежные руки.

Вход в Академию Бхактиведанты

Вход в Академию Бхактиведанты

«Мы с моей женой Вриндавани переехали сюда из Калифорнии в 1998 году в поисках школы для нашего сына», - рассказывает он. «Сначала мы планировали отдать его только в детский сад здесь в Нью Рамана Рети, а затем -  в местную обычную школу. Но когда мы увидели, как хорошо влияет на него обучающая среда в Сознании Кришны, мы не могли даже помыслить о том, чтобы отказаться от этой среды. Он поступил здесь в школу,  а в 2000 году меня пригласили в совет директоров. В то время школа, созданная в 1990 году, боролась за существование, обучая всего лишь 18 учеников. Учителя практически не получали зарплаты».

Более десяти лет Вишвамбхара и другие преданные тяжело трудились над разработкой устойчивой, долгосрочной, качественной обучающей программы на основе Сознания Кришны. И теперь все стало совсем по-другому. Вишвамбхара показывает мне место, где все 54 ученика собираются каждое утро в 8 часов, на планерку и чтобы произнести сладкую молитву из Катха Упанишад: «О Господь, защити всех нас, поддерживай всех нас, позволь нам давать силы друг другу». Затем мы идем в ясельные и детсадовские классы, называющиеся Бхакти Бхаван, где начинают учиться  дети от 3 до 6 лет.
Внутри мы обнаруживаем просто рой активности. Улыбающиеся оживленные дети в голубых куртах и штанах сидят маленькими группками по всей комнате. Дети постарше изучают математику и язык, а младшие выполняют практические задания на развитие основных двигательных навыков. Крошечные мальчик и девочка увлеченно подметают пол, один держит совок, а другой заметает туда сор. Другие переливают воду из кувшина в чашки, или учатся завязывать шнурки.

Детсадовцы позируют для обложки школьной «Книги Сокровищ». 

Детсадовцы позируют для обложки школьной «Книги Сокровищ».

Все это – элементы методики Монтессори, которую школа представила вместе с ясельной программой во время первой большой реформы в 2007 году. Методика Монтессори была выбрана сотрудниками школы, потому что именно она отражает ту среду, которую они хотели бы создать для детей для их духовного, научного, социального и эмоционального развития.
«Метод Монтессори основывается на наблюдениях за тем, как учатся дети», - объясняет Вишвамбхара. «В ясельной группе – это похоже на кино Карате Кид. Помните, когда Мистер Мийаги дает Даниелю разные задания, которые сначала кажутся бессмысленными, но которые на самом деле развивают мышечную память, необходимую для боевых искусств? Во многом ясельное обучение похоже на такой процесс: выполняя эти простые задания, дети развивают двигательную координацию, необходимую в будущем, например, чтобы правильно держать ручку и писать».
В Академии Бхактиведанты также много времени уделяется социальному и эмоциональному развитию школьников, особенно на самом фундаментальном ясельном и начальном школьном уровне.
«Мы учим наших школьников, как справляться с различными жизненными ситуациями, особенно как вести себя в конфликтных ситуациях», - говорит Вишвамбхара. «На самом деле я вижу, что они часто гораздо лучше решают конфликты, чем многие взрослые!» Он показывает мне «Розу Мира» - обычную розу, которая хранится как в классе, так и на уличной игровой площадке. Когда между двумя детьми возникает конфликт, они знают, что пришло время диалога, и берут Розу Мира. Сначала ее держит один ребенок, он говорит о своих  чувствах, затем передает ее другому, который также говорит о том, что его беспокоит.

Два школьника решают конфликт, тогда как учительница второго поколения Нила Мадхава даси контролирует процесс

Два школьника решают конфликт, тогда как учительница второго поколения Нила Мадхава даси контролирует процесс.

«В завершении диалога, они ставят Цветок на место и говорят: «Мы объявляем мир», и продолжают занятия», - рассказывает Вишвамбхара. «Просто удивительно наблюдать насколько эффективно это работает!» Затем он ведет меня в класс Аударья Бхаван – дом школьников от первого до третьего класса. Здесь, как и во всех классах Монтессори, несколько классов учатся в одной комнате. Это создает ощущение единства и очень благоприятную для развития среду.
"Это обучение с учетом индивидуальности ребенка», говорит Вишвамбхара. «Так как на протяжении трех лет они учатся в одном классе, это отличается от системы обычной школы, где первоклассники делают только то, что положено для первого класса, второклассники – только то, что для второго и т.д. Здесь, когда школьники хотят, они могут заняться исследованиями, которыми обычно занимаются более старшие. А если есть необходимость, могут задержаться в определенной области и поработать над ней подольше, и их не будут подгонять при этом».
Сам класс тоже не похож на обычный. Нет четко определенных рядов парт. Вместо этого, как в детском саду, дети сидят группами на полу, занимаясь научной работой, или суетятся, чистя бананы  в зоне продуктов. Один солнечный улыбающийся малыш с желтой вайшнавской тилакой на лбу подходит ко мне, невозмутимо пожимает руку и говорит: «Добро пожаловать в наш класс!» Так как в обычном мире я зачастую лишен такого персонального внимания, то чувствую себя особенным. Это личный опыт мощного социального образования, которое получают эти дети.
Также это отражает их духовное развитие. Советник по духовным учебным программам Натака Чандрика даси установила программу «Вайшнавское качество месяца», когда дети изучают и впитывают их все по очереди через вайшнавские истории: честность, уважение, самоконтроль и готовность всегда служить.
Также дети воспевают Харе Кришна, изучают священные писания, соблюдают минуту молчания по утрам перед божествами, которым поклоняются в каждой классной комнате.
«Духовность лежит в основе всего, что мы здесь делаем, и мы стараемся интегрировать Сознание Кришны в образование везде, где можем», - говорит Вишвамбхара прабху. «Письменные или исследовательские проекты проводятся всегда на духовные темы, часто в соответствие с приближающимися вайшнавскими праздниками. Ученики проводят мультимедийные презентации на различные философские темы из Бхагавад Гиты. В прошлом году некоторые школьники изучали жизнь основателя-ачарьи ИСККОН Шрилы Прабхупады, и разные группы делали свои презентации различных периодов его жизни, и ставили спектакли на соответствующие темы».

Школьники воспроизводят сцены из детства Шрилы Прабхупады, устроив детскую Ратха Ятру.

Школьники воспроизводят сцены из детства Шрилы Прабхупады, устроив детскую Ратха Ятру.

Двигаясь дальше, мы тихо заходим в Мадхурья Бхаван, с 4го по 6 класс. Здесь дети от 9 до 12 лет сидят в кругу и ведут глубокую и оживленную дискуссию о том, как практически применять учение Бхагавад Гиты в жизни. Вишвамбара объясняет, что в этих старших классах  начальной школы студентов поощряют к принятию личной ответственности за свою духовную практику.  В настоящее время классным преподавателем является Шантипур даси, одна из шести учителей второго поколения ИСККОН в Академии Бхактиведанты. Сама она в детстве тоже училась здесь в школе Нью Рамана Рети, как она называлась ранее.

«У нас тут большой микс», говорит Вишвамбхара. «С одной стороны  у нас есть гурукульские учителя-ветераны, такие как Сатьяки даси и Натака Чандрика даси, которые преподают в школах ИСККОН всей страны уже многие годы и имеют богатый опыт и знания. А с другой стороны – молодые учителя, выросшие в системе гурукулы, которые могут дать обратную связь из первых рук о том, что им нравилось и что необходимо изменить». Это дает Академии уникальные возможности не повторять ошибок школьной системы ИСККОН прошлого. На встречах учителей ветераны делятся своим опытом в преподавании, а учителя второго поколения – которые когда-то были их учениками – могут сказать было ли это эффективно для них или нет.

«Например, на таких встречах мы обнаружили, что типичное для гурукулы поочередное чтение Бхагавад Гиты было не очень-то эффективным для учеников», говорит Вишвамбхара. «А вот с помощью исследований определенных философских аспектов и выполнения проектов, на них основанных, они смогли приобрести реальное знание и интерес. Именно это мы и делаем сейчас». Наряду с уникальным опытом, все учителя начальной школы имеют четырехгодичные дипломы и сертификаты по методике Монтессори. Такие квалифицированные преподаватели были привлечены в школы во время второй большой реформы в 2008 году, когда она и получила имя Академии Бхактиведанты.

«До этого учителя тратили очень много своего времени и энергии и не получали практически ничего – всего 600 долларов в месяц при полной занятости», рассказывает Вишвамбхара. «Исторически так сложилось, что везде учителя получают небольшую зарплату, но в ИСККОН ситуация была несравненно хуже. Но мы не можем смотреть на школу с точки зрения: «Какие должны быть минимальные вложения, чтобы это работало?» Мы работаем в направлении совершенства. И я совершенно уверен, что преданные, отдающие себя образованию, должны поддерживаться должным образом. Поэтому мы значительно подняли зарплату».  В результате этого, а также ввиду постоянного профессионального совершенствования учителей Академии Бхактиведанты, как молодые учителя вроде Шантипур даси, так и ветераны вроде Натаки-Чандрики, рассматривают преподавательскую деятельность в Сознании Кришны как жизнеспособный выбор карьеры.

Преподаватель Натака Чандрика даси с учениками

Преподаватель Натака Чандрика даси с учениками

«Это показатель того, что мы на верном пути, но у нас еще много работы», говорит Вишвамбхара. Конечно, более высокая оплата работы учителей подразумевает более высокую плату за обучение. Но в Академии Бхактиведанты решили, что вместо того, чтобы держать «искусственно заниженную» плату за обучение, лучше будет установить такой уровень оплаты, который обеспечит школе долгосрочную и устойчивую работу, а затем уже предоставлять финансовую помощь тем семьям, которые в ней нуждаются.
«Мы участвуем в правительственной стипендиальной программе, одной из немногих в стране, которая помогает малообеспеченным семьям устраивать детей в частные школы», рассказывает Вишвамбхара. «В результате многие семьи, действительно стремящиеся дать хорошее академическое образование своим детям в Сознании Кришны, но неспособные оплатить его, теперь могут устроить своих детей в нашу школу».
Также в надежность, долгосрочность и возможность поддерживать высокие стандарты в Академии Бхактиведанты делает свой вклад местная ятра в Алачуа, самая большая ятра ИСККОН в Северной Америке, отдавая не только свое время и служение, но и оказывая финансовую помощь.  Каждый год весной школа проводит мероприятия по сбору средств, с изысканным ужином и высококлассным представлением. Затем следует обращение к пришедшим. За последние три года таким образом мы собрали 60 тыс. долларов.

Джаганнатх Киртан даса с дочкой Тхакурани в школе в «День Папы»

Джаганнатх Киртан даса с дочкой Тхакурани в школе в «День Папы»

«Одна из целей сбора средств на этот год – привнести новые технологии в процесс обучения», говорит Вишвамбхара. «То, что у нас было до этого – это просто антиквариат. Компьютеры были древними из древних! От этого мы чувствовали себя очень некомфортно, ведь  в нашем технологичном мире очень важно дать школьникам те умения, которые им понадобятся после окончания школы. Поэтому сейчас у нас уже стоят два новых «Мака» в каждом классе и два новых больших цифровых презентационных монитора, которые мы будем использоваться для своих регулярных мультимедийных презентаций. Наших учителей мы снабжаем iPad’aми, которые в дальнейшем будут и у студентов».

Высокий уровень обучения на материальном и на духовном уровнях – это главный фактор, привлекающий семьи со всей страны сюда в Алачуа. За последние три года сюда переехали три семьи. «Существует определенная синергия – наша школа вносит вклад в рост общины, а большая община помогает нам развивать школу», говорит Вишвамбхара.  Фактически все три класса Академии Бхактиведанты растут и расширяются, и вскоре дорастут до предела, тогда потребуются новые более вместительные здания. Руководство школы считает, что в течение ближайших нескольких лет количество учащихся возрастет до семидесяти – то есть до количества, необходимого для полной жизнеспособности школы.

Джаганнатх Киртан даса с дочкой Тхакурани в школе в «День Папы»

«День бабушек и дедушек» - многие учащиеся Академии Бхактиведанты- преданные третьего поколения.

Кроме того, Академия готовится представить свою собственную программу средней школы к тому времени, как нынешний шестой класс будет готов перейти в седьмой, то есть к осени 2013 года. Долгосрочная цель – создать систему образования в Сознании Кришны для детей, начиная с ясельного возраста и заканчивая старшими классами средней школы,  хотя мы не спешим. Для Академии приоритетом является достижение совершенства на каждом уровне образования, без преждевременного движения вперед.
«Мы не хотим создавать  школу только для того, чтобы она была», говорит Вишвамбхара. «Мы хотим подключить старшие классы для того, чтобы это были превосходные старшие классы». Я предвижу тот день, когда у ИСККОН будет такая хорошая репутация в связи с качественным образованием, что даже сознательные родители-непреданные будут записывать своих детей в наши школы. Президенты посылают своих детей в школу Сидвелл Френды в Вашингтоне, потому что она очень престижная, хотя ей владеют Квакеры». Он замолкает и улыбается: «Однажды так будет и с нами».


Счастливые школьники и учителя Академии Бхактиведанты

Счастливые школьники и учителя Академии Бхактиведанты


Более подробную информацию можно получить на сайте Bhaktivedanta Academy: http://www.bhaktivedantaacademy.org

Источник: Мадхава Смуллен, написано для ИСККОН Ньюс 3 сентября 2011 (news.iskcon.com)

Перевод: м. Виктория для сайта Ведической школы для детей «Бала Гопал» (гурукула в Киеве) http://www.gopal.com.ua

 

Комментарии  
мне очень понравиласть статья-вот мне бы так когда я был в таком возрасте.

Меню