Featured

Бхакти Чайтанья Свами: Дикша — факты и мифы. Презентация на тему "ритвиков"

Харе Кришна, преданные! Меня зовут Бхакти Чайтанья Свами. Сегодня я хочу представить вашему вниманию презентацию о системе посвящения через ритвиков, которую практикуют некоторые преданные, являющиеся членами ИСККОН, и которые являются частью движения Шрилы Прабхупады.

Мы можем видеть, что слово «ритвики», встречается в некоторых местах произведений Шрилы Прабхупады. Например, в Шримад Бхагаватам это слово встречается шестнадцать раз. Оно обозначает жреца, который совершает огненное жертвоприношение, как правило, от имени другого человека.

Например, этот термин используется в 16 стихе 7 главы 4 песни Шримад Бхагаватам, который входит в описание жертвоприношения, которое проводил Дакша. Также этот термин можно встретить и в других местах книг Шрилы Прабхупады, особенно, если сделать компьютерный поиск в их электронных версиях. И обычно он обозначает жреца, который проводит ритуальные жертвоприношения, вот типа этого.

Поэтому это не новый термин, он принадлежит ведической традиции и связан с определенной практикой, которая относится к этой традиции. Но то, в каком смысле этот термин используют современные «ритвики», — это нечто, довольно новое. Это нечто, что нельзя найти в ведических произведениях, и, насколько мы видим, представления, которые содержатся в умах этих людей, не являются представлениями, которые ранее использовались в нашей ведической традиции. То, в каком смысле это слово используется теми, кто в настоящее время называют себя «ритвиками», состоит в том, что церемония посвящения, дикша, может проводиться и получаться непосредственно от самого Шрилы Прабхупады, даже несмотря на то, что Шрила Прабхупада покинул этот мир много лет назад в 1977 году.

Это действительно нечто, довольно необычное. И это не является нормальным или традиционным использованием слова «ритвик». Поэтому Совет ДжиБиСи, дал этому феномену особое название – теория «посмертных ритвиков», посмертных, имеется в виду после смерти человека, для кого проводится церемония. Таким образом, их идея состоит в том, что человек может стать инициированным учеником непосредственно Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады несмотря на то, что Шрила Прабхупада покинул этот мир так много лет назад.

С другой стороны, мы понимаем, что любой может и должен быть шикша-учеником Шрилы Прабхупады. Его учения формируют фундамент практически для каждого аспекта жизни, преданного в его движении ИСККОН. Всевозможная деятельность, которой мы занимаемся, такая как мангаларати, приветствие Божеств, Санкиртана и другие вещи. Шрила Прабхупада дал нам наставления заниматься всей этой деятельностью, и поэтому Шрила Прабхупада является верховным шикша-гуру или наставляющим духовным учителем для каждого в этом Международном Обществе Сознания Кришны.

Но дикша, или посвящение, как таковое, — это другая вещь. И традиционно, на протяжении многих лет ведической системы и системы сознания Кришны никогда не было практики, когда кто-то, как подразумевается, дает посвящение после своего ухода из этого мира. Такова предыстория.

Единственный возможный пример такого феномена, хотя это вовсе не то же самое, — это когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур получил санньясу от изображения Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа. Возможно, вы слышали об этом. Но суть в том, что принятие кого-то в качестве санньяса-гуру и получение посвящения в санньясу, — это нечто совершенно отличное от нашей обычной практики получения первого и второго посвящения. Санньяса-гуру, конечно, является уважаемым человеком, но его функция – это, скорее, быть кем-то в роде свидетеля. Кого-то, кто дает одобрение и предоставляет помощь достаточно продвинутому преданному в том, чтобы принять санньясу.

Мы находим это на примере Самого Господа Чайтаньи. После того, как Господь Чайтанья получил посвящение от Ишвары Пури, Он отправился на его место рождения и взял пыль с этого места. Каждый день он съедал немного этой пыли, и Он относился к Ишваре Пури с большим благоговением. Но с Кешавой Бхарати, от которого Он получил санньясу, отношения были совсем другими. Поэтому получение санньясы и получение первого и второго посвящения находятся совершенно в разных категориях.

У нас также был опыт, это было немного забавно, что когда философия «ритвиков» впервые появилась много лет назад, эти идеи были представлены некоторым старшим вайшнавам, в частности, старшим преданным из Гаудия Матх – санньяси и гуру, и когда они услышали об этих идеях, они, можно сказать, стали чесать в затылках, что же это такое, что же это значит, откуда же это пришло. И это было действительно было чем-то, что им было сложно понять.

Если мы будем изучать наставления Шрилы Прабхупады, его книги, лекции, некоторые его письма, мы увидим, что Шрила Прабхупада довольно часто выражал идею, что он хотел, чтобы его ученики в какой-то момент тоже становились гуру, давали посвящение, и таким образом, продолжали традицию Гаудия Вайшнавизма, и дальше продолжали миссию этого движения ИСККОН.

Позвольте мне зачитать несколько цитат из Шрилы Прабхупады в этой связи.

Сперва, позвольте мне процитировать Чайтанья Чаритамриту, Мадхья Лила, глава Семь, стих 128. Очень знаменитый стих. Господь Чайтанья говорит:

йаре декха, таре каха ‘кршна’-упадеша

амара аджнайа гуру хана тара’ эи деша

«Проси всех исполнять наставления Господа Шри Кришны, изложенные в „Бхагавад-гите“ и „Шримад-Бхагаватам“. Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях».

Итак, моя первая мысль в этой связи заключается в том, что это совершенно нормальная вещь, чтобы серьезные преданные, верные и обладающий знанием, обладающие сильным духом проповеди сознания Кришны, желающие представлять его другим и помогать другим становиться преданным и помогать преданным продвигаться в сознании Кришны, то есть, это совершенно нормально, чтобы такие преданные в какой-то момент становились духовными учителями. Это не что-то из области фантастики, которая относится к исключительно ограниченному числу самых-самых-самых особенных-преособенных людей. Это довольно нормально, чтобы те, кто серьезны, преданы, обладают знанием и проповедническим духом в сознании Кришны, становились духовными учителями. И Шрила Прабхупада очень часто давал ясно понять, что хотел, чтобы его ученики также становились гуру.

Позвольте мне зачитать некоторые из его утверждений в этой связи.

Во-первых, вот цитата из Шрилы Прабхупады от 1967 года, в самом начале движения ИСККОН. Шрила Прабхупада говорит: «Каждый, кто следует Господу Чайтанье под руководством Его авторитетного представителя может стать духовным учителем, и я желаю, чтобы в мое отсутствие все мои ученики стали авторитетными духовными учителями для того, чтобы распространять сознание Кришны по всему миру. Я хочу этого».

Как я говорил, есть много подобных утверждений Шрилы Прабхупады. Вот еще одно из письма, датированного 1968 годом: «Я обучаю вас всех стать будущими духовными учителями».

Вот еще одна цитата из письма, датированного 1969 годом: «К 1975 году все, кто сдадут все перечисленные выше экзамены (Прабхупада имеет в виду Бхакти-шастри и другие), все, кто сдадут их, будут конкретно уполномочены давать посвящение и увеличивать «численность населения» сознания Кришны.

Вот еще одно письмо, датированное 1969 годом. Вы можете заметить, что все это еще с ранних дней нашего движения. «У меня есть ученики. И в будущем, все эти мои ученики могут создавать множество ветвей ученической преемственности».

Вот другая цитата. Она из лекции на свою Вьяса-Пуджу, которую Шрила Прабхупада также дал в 1969 году: «Каждый из нас должен стать духовным учителем, потому что мир охвачен пылающим пожаром. Духовный учитель – это не какое-то нововведение. Это значит просто следовать указаниям своего духовного учителя. Поэтому все мои ученики, присутствующие здесь, чувствуют себя очень обязанными мне. Я тоже чувствую себя обязанным им, потому что они помогают мне в этой миссионерской деятельности. В то же время я должен попросить их всех тоже стать духовными учителями. Каждый из вас должен быть духовным учителем вслед за мной. И каковы же их обязанности? Все, что вы слышите от меня, все, чему вы учитесь у меня, вы должны распространять это во всей совокупности без каких-либо добавлений или искажений. Тогда все вы становитесь духовными учителями. Это наука того, как стать духовным учителем».

Это лишь немногие из цитат из Шрилы Прабхупады, которые мы подобрали. Если вы захотите провести исследование, вы обнаружите, что есть много и других. Очень хороший источник ссылок в этой связи – это книга, написанная Его Милостью Вирабаху прабху, которая называется «Гуру и что говорил Прабхупада». Много цитат можно найти в ней. Но вы можете также провести исследования и найти их.

Мы упоминали, что для того, чтобы то, что человек становится духовным учителем, не является чем-то необычным, чем-то лежащим за пределами нормального в сознании Кришны. Это не так. Конечно, быть духовным учителем – это очень ответственное, серьезное и важное служение. Но это не то, что должно быть чем-то очень ограниченным и уникальным, не то, что для того, чтобы стать духовным учителем, вам нужно проявить четыре руки. Это не является необходимым требованием. Но наоборот, как мы говорили немного ранее, это служение предназначено для тех преданных, которые следуют методу должным образом, очень серьезны и подают очень хороший пример в своем практическом поведении. И которые также обладают знанием, которые представляют это знание и помогают другим становиться сознающими Кришну и продвигаться в сознании Кришны. Это, по сути дела, программа, предназначенная для любого серьезного последователя Шрилы Прабхупады.

В будущем, по крайней мере, после того, как собственный духовный учитель преданного покинет этот мир, для любого убежденного преданного ИСККОН, несомненно, есть возможность стать инициирующим гуру. В действительности, немного погодя, в одном письме, датированным 1975 годом, когда один ученик, как кажется, выразил желание стать самому гуру, Шрила Прабхупада сказал следующее: «Продолжай обучаться, очень строго всему следуя, и тогда ты будешь квалифицированным авторитетным ачарьей, и ты сможешь принимать учеников, следуя тем же принципам. Но в соответствии с правилами этикета, обычай таков, что пока духовный учитель жив, вы приводите своих потенциальных учеников к нему. А в его отсутствие или после его ухода вы можете принимать учеников без каких-либо ограничений. Таков закон ученической преемственности. Я хочу видеть, чтобы мои ученики становились авторитетными духовными учителями и очень широко распространяли сознание Кришны. Это очень обрадует меня и Кришну».

Итак, Шрила Прабхупада дает здесь очень ясно понять, что подобные вещи не просто являются чем-то нормальным, но это даже закон ученической преемственности. По сути дела, это даже требование, что после физического ухода инициирующего духовного учителя, по крайней мере, те, кто серьезно практикуют сознание Кришны, как мы описывали, могут становиться духовными учителями. Те, кто обладают достаточной квалификацией, должны становиться духовными учителями. Таков закон ученической преемственности. Мы привели несколько цитат из Шрилы Прабхупады, где он подчеркивал, что он хочет, чтобы его ученики, даже все ученики, становились авторитетными духовными учителями.

Итак, духовный учитель – это служение. Это служение. Точно так же, как ДжиБиСи – это служение. Точно также как Региональный Секретарь, Президент Храма, пуджари, санкиртана или любое другое служение. Все это различные виды служения в сознании Кришны. И духовный учитель – это одно из таких служений. Конечно, оно влечет за собой огромную ответственность. Но это не является чем-то большим, чем обычное служение Шриле Прабхупаде и Господу Кришне. Это не что-то настолько совершенно уникальное, что должно быть доступно некоторым очень-очень редким душам, или же, в терминах «ритвиков», только Шриле Прабхупаде. Это, напротив, довольно нормальная вещь, как служение.

Шрила Прабхупада также затрагивал эту тему незадолго до того, как покинуть этот мир, когда стало очевидно, что его тело долго не протянет. Это был 1977 год. Старшие преданные и члены ДжиБиСи обратились к Шриле Прабхупаде и спросили его, что будет происходить с первым и вторым посвящениями. Это было в мае 1977 года, состоялась беседа, которая была записана. Шрила Прабхупада обсудил с этими старшими преданными, что до его ухода, когда он уже не мог путешествовать и лично давать посвящение, он попросил некоторых из старших преданных действовать в роле ритвик-ачарьев, как он сказал. Как ритвиков, как жрецов для того, чтобы, во первых, определять, кому можно давать посвящение, для того, чтобы проводить церемонию, включая начитывание на четках, принимать обеты, давать новые духовные имена, но только от его имени. Итак, в мае 1977 года состоялось обсуждение, во время которого Шрила Прабхупада прояснил эту идею, и пошел немного дальше. Позвольте мне зачитать некоторые выдержки из этого обсуждения.

Тамал Кришна Госвами говорит, нет он спрашивает: «Эти ритвик-ачарьи, они исполняют обязанности? Дают дикшу. Люди, которым они дают дикшу, они чьи ученики?»

Прабхупада отвечает: «Они его ученики».

Тамал Кришна Госвами: «Они его ученики».

Прабхупада: «Того, кто дает посвящение, духовные «внуки». Что означает, что человек, который получает посвящение, является духовным «внуком» его, Шрилы Прабхупады.

Сатсварупа: «Да».

Тамал Кришна Госвами: «Это ясно».

Затем Сатсварупа Махарадж пытается поднять другой момент, но Прабхупада продолжает свое объяснение касательно взаимоотношений.

Прабхупада говорит: «Когда я прикажу, вы станете гуру, он станет обычным гуру. Вот. Он становится учеником моего ученика. Это все».

Вот так, Шрила Прабхупада снова излагает идею, что его ученик должен принимать учеников. И когда он принимает учеников, то те становятся учениками учеников Шрилы Прабхупады. И они становятся духовными «внуками» Шрилы Прабхупады.

Существует интерпретация письма, написанного Его Святейшеством Тамалом Кришной Госвами 9 июля 1977 года, которое было одобрено Шрилой Прабхупадой. Но это была работа Тамала Кришны Госвами. В нем Тамал Кришна Госвами упоминает метод ритвик-ачарьев, которые делают все, что связано с посвящениями от имени Шрилы Прабхупады, потому что в то время, Шрила Прабхупада еще был здесь. И, согласно закону ученической преемственности, Прабхупада принимал бы этих людей как своих учеников несмотря на то, что церемония и все остальные вещи делались его учениками, его старшими учениками, ритвик-ачарьями. В нем названы одиннадцать учеников для того, чтобы следовать этой процедуре, включая Тамала Кришну Госвами.

Однако путаница, которая возникла спустя какое-то время, в связи с этим письмом, написанным Тамалом Кришной Госвами, заключается в словах «в дальнейшем», что означает, начиная с этого времени, процедура посвящения будет действовать подобным образом. Что преданные будут становиться инициированными учениками Прабхупады несмотря на то, что церемония посвящения и другие вещи будут совершаться ритвик-ачарьями. Поэтому приверженцы теории «посмертных ритвиков» постарались кропотливо проанализировать слова «в дальнейшем». Как в случае многих слов, это слово может иметь различные значения, в зависимости от контекста, в том смысле, что оно может использоваться в значении, с настоящего времени и навек. Но в разговорном языке, и так, как оно чаще всего используется, оно означает, на какое-то время, с этих пор, причем совершенно необязательно, что навек. Мы можем себе вообразить, что если бы «в дальнейшем» означало, что Шрила Прабхупада будет оставаться инициирующим гуру навек, то что бы произошло в следующую Сатья-югу, когда придут другие воплощения и будут давать другие наставления. Когда, вероятно, явится Нарада Муни и будет проповедовать разным людям. В цикле юг Нарада Муни является духовным учителем Вьясадевы и дает ему наставления, как описывается в первой песне Бхагаватам. Значит ли это, что в то время все будут должны принимать прибежище у Прабхупады? Вероятно, исключительно маловероятно. Можно даже сказать, что это немного смехотворное предложение.

В особенности, если принять во внимание то, что говорил Шрила Прабхупада о своем желании и своих намерениях, чтобы его ученики становились духовными учителями, настоящими духовными учителями, инициирующими духовными учителями в будущем, по крайней мере, после его ухода. Он так много раз говорил об этом. И в действительности, никогда, никогда, не единого раза он совсем не говорил никому о том, что он собирается продолжать давать посвящение после своего ухода из этого мира. Несомненно, у нас совсем никаких свидетельств этого. И те, кто были близки к Шриле Прабхупаде, и регулярно общались с ним, они вообще никогда не слышали, чтобы Прабхупада предлагал что-нибудь подобное этому. Но теперь, основываясь просто на толковании этих слов «в дальнейшем», в каком-то смысле натянутом толковании значения этих слов «в дальнейшем», в письме, написанном не Шрилой Прабхупадой, а Тамалом Кришной Госвами, ритвики хотели бы, чтобы мы приняли, что Шрила Прабхупада конкретно имел в виду, что навек будет тем, кто дает посвящение. Поэтому это исключительно натянутое толкование. Это не является естественным пониманием, основывающемся на том, что Шрила Прабхупада обычно говорил, говорил много раз, или хотя бы вообще говорил.

Поэтому, в этом свете, Совет Джи-Би-Си и старшие преданные в ИСККОН Шрилы Прабхупады считают эту теорию «посмертных ритвиков» того, что Шрила Прабхупада дает дикшу после своего физического ухода, мы считаем ее полностью несостоятельной, очень спекулятивной и в действительности даже оскорбительной по отношению к Шриле Прабхупаде и его искренним последователям.

Мы бы обратились к вам ко всем поэтому, пожалуйста не придавать значения этой теории «посмертных ритвиков». Не общайтесь с ее приверженцами. Наоборот, пожалуйста, придерживайтесь Шриле Прабхупаде такому, как есть, и придерживайтесь его последователям, тем, кто в действительности искренне, серьезно и строго следуют его наставлениям в продвижении его движения ИСККОН к будущим вершинам, и стараются распространять его учение и стандарты на благо каждого в будущее.

Большое спасибо.

Харе Кришна!

Меню