Мы вошли в храм, и я сразу спросил о двух матаджи, которые жили здесь одни в разгар войны с апреля 1992 до июля 1994, их звали Джануканьяка даси и Хамсахина даси. Когда в 1992 году Босния провозгласила независимость от Югославской Федерации, Сербия немедленно осадила Сараево, и жители не могли покинуть город.
Большинство из них не выходили из своих домов, чтобы уберечься от безжалостных пуль и снарядов, которые градом без разбору летели на их головы. Однако Джануканьяка и Хамсахина каждый день рисковали и выходили на улицы для распространения книг и прасада от двери к двери, или тем немногочисленным душам на улицах, которые не боялись артобстрелов и огня снайперов.
В храме укрылись беженцы с окружающих холмов, которые покинули свои дома из-за наступления армий. Жизнь без крыши гарантировала смерть, поэтому по всему Сараево люди, у которых были дома или квартиры, предоставляли прибежище тем, кто был менее удачлив. В поисках убежища в храм пришли несколько семей, на самом деле, всю блокаду в храмовом зале жили пятнадцать человек. Они всегда вставали рано, чтобы Джануканьяка и Хамсахина могли проводить утреннюю программу вместе с несколькими прихожанами, которые рисковали приходить в храм. Также беженцы ежедневно делили с преданными их прасадам.
Доставать пищу и воду было нелегко, потому что вода, газ и электричество были отключены. Каждый день Джануканьяка и Хамсахина были вынуждены рисковать и ходить в те районы города, где можно было достать воду (либо из водопровода, либо из открытого источника). На походы за водой и пищей они тратили очень много времени.
Джануканьяка позже сказала мне, что для нее и для Хамсахины ходить за водой было необходимо. В то время как все остальные во время блокады ходили запачканными и грязными, они с Хамсахиной ежедневно принимали омовения, носили чистые сари, и содержали храм в безупречной чистоте. Один человек сказал им, что по сравнению с большинством жителей Сараево, которые выглядели грязными, они были похожи на ангелов, спустившихся в ад.
В Сараево многие люди голодали, но по милости Кришны у Джануканьяки и Хамсахины не было недостатка в пище. Сначала они просили пожертвования в виде пищи, но потом они узнали, что городские власти устроили встречу с благотворительными организациями, чтобы распределить ограниченные запасы продовольствия, доставленные в город с конвоем ООН. Джануканьяка и Хамсахина пришли на эту встречу, объяснив, что они преданные из Харе Кришна и хотят раздавать пищу. Их шансы на получение поддержки были очень малы, им говорили, что пищу будут давать таким организациям, как общество Красного Креста и Полумесяца.
Но на следующий день один из представителей власти, который симпатизировал им, достал одну тонну продовольствия для распространения прасада. Однако Джануканьяке и Хамсахине пришлось самостоятельно получить эти продукты и перевезти в храм. Джануканьяка недоумевала, каким образом без машины две слабые матаджи смогут осуществить такую задачу. Она решила пойти на местную боснийскую военную базу, и ей как-то удалось пробраться на нее, встретиться со старшим офицером и убедить его предоставить один из грузовиков и водителя, чтобы перевезти продовольствие со склада ООН на другой конец города в храм.
Джануканьяка и Хамсахина питались очень скромно, чтобы экономить продукты для распространения. Каждый день они пекли печенье или хлеб и шли в больницы, в школы, в приемники для беженцев и распространяли прасадам. Они даже ходили на линию фронта, которая находилась в трехстах метрах за городом. Боснийские солдаты в окопах очень удивлялись, когда к ним приходили две девушки в сари с пирожными и печеньем. Не зная об опасностях войны, Джануканьяка и Хамсахина очень часто оказывались под огнем противника, и не один раз их толкали на землю, чтобы уберечь от пуль. Во всех ситуациях при выполнении служения Кришна защищал их.
А самое удивительное то, что они еще распространяли книги Шрилы Прабхупады. Всего за несколько дней до начала боев для Югославской ятры в Сараево привезли большое количество книг, но развезти их по храмам не удалось. Проблема была в том, что книги хранились в доме, где жили люди, враждебно настроенные к преданным. И хуже того, когда Джануканьяка пришла туда, ее шокировало то, что книги использовались для поддержания огня. В ответ на мольбу Джануканьяки не делать этого жильцы дома, угрожая оружием, приказали ей убираться.
Джануканьяка и Хамсахина, как и преданные ИСККОН по всему миру, хотели участвовать в Декабрьском Марафоне Шрилы Прабхупады по распространению книг, поэтому Джануканьяка еще раз пошла на базу, где офицер помог ей с перевозкой продуктов ООН. Она снова попросила о помощи — на этот раз о спасении книг Шрилы Прабхупады. Офицер подчинился ее чистоте и решимости и отправил группу солдат на военных машинах за книгами. Через несколько часов весь груз книг находился в полной безопасности на территории храма. Рискуя своими жизнями под выстрелами снайперов, Джануканьяка и Хамсахина ежедневно выходили на распространение книг, откладывая деньги за проданные книги. Даже в самые сложные времена, когда им не хватало предметов жизненной необходимости, они никогда не брали тех денег, а когда война закончилась, все собранные деньги, на сумму десять тысяч немецких марок, они отправили в «Бхактиведанта Бук Траст в Швеции».
Очень часто их жизни угрожали сами военные, но Джануканьяка и Хамсахина бесстрашно и решительно сохраняли желание проповедовать. Хотя несколько раз у Джануканьяки и Хамсахины была возможность убежать из города в безопасную зону Хорватии под прикрытием конвоя ООН (или при достаточной решимости через систему канализации), они всегда отказывались. У них было свое служение, и они оставались в Сараево, сохраняя веру в гуру и Кришну.
(из "Дневника странствующего монаха" Е.С.Индрадьюмны Свами)
На фото - Джануканьяка деви даси
Боснийцы никогда не говорят о войне, все говорят, что было очень трудно быть там, так что нет необходимости проходить через нее снова.
Во всяком случае, в течение последних нескольких лет я вдохновлял Джахнуканьяку деви даси написать свою книгу о войне. Она и Хамсахина остались в нашем храме и прошли военные годы, занимаясь санкиртаной и переживая удивительные реализации. Я рассматриваю ее воспоминания как ценную часть истории движения Харе Кришна здесь, в Боснии, также как и во всем мире. Это также часть истории осады Сараево, история этого города, поскольку люди Харе Кришна были одним из ярких пятен в этом городе 1992 года.
Примерно 2 года назад мне удалось убедить ее прийти ко мне, чтобы она могла говорить, и я записала бы ее воспоминания, расшифруя потом запись для редактирования. Она говорила, я спрашивала и слушала, мы смеялись, плакали ... но в конце концов она сдалась, будучи перегруженной, заботясь о своих старых родителях.
Не так давно мне пришлось ее испугать, сказав ей, что ей больше 60 лет, и время заканчивается, что все эти бесценные воспоминания могут потеряться из-за забывчивости или неожиданного землетрясения ... и она снова начала писать. И затем, когда мы начали работать над текстовым материалом, она перенесла нас туда в 1992-93. Ее слова заставили меня путешествовать туда, где никто больше не хотел бы быть - в войне Сараево, где холодно, где все голодны, под огнем снайпера и бомбами, смертями и отчаянием на каждом шагу. Там, в середине этого ада, есть две женщины с несколькими преданными из Сараево, катящие резервуары для воды до холма между всеми этими снайперами, копающие корни деревьев для согрева на передовой фронта, распространяя мантру Харе Кришна, неотличную от Бога, куда бы они ни пошли, помогая каждому на каждом шагу,
Так много удивительных историй и реализаций.
Слушая ее и наблюдая за всеми этими военными снимками, я не могла перестать думать, как мы голодны в погоне за материальными вещами, никогда не бываем довольными, но реальность в этом материальном мире одинакова в хорошие и счастливые времена, это очень опасное и отчаянное место. Внезапно я огляделась вокруг - при своем хорошем питательном обеде, в моем отапливаемом доме с чистой водой, и мне стало стыдно. Эта майя, иллюзия настолько сильна, и она покрывает нас, как пыль, мы должны продолжать чистку, напоминая каждый день, кто мы и что значит жизнь.
Ревати д.д.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Шрила Прабхупада: О войне современного мира
- Причина огромных мировых войн, где жестоко гибнут миллионы людей (комментарий Шрилы Прабхупады к ШБ 4.26.5)
- Шрила Прабхупада - Миф о материальном процветании западного мира. Иллюзия бумажных денег
- Несколько историй о вайшнавах с украинской войны от Абхинанды прабху