Грушинский фестиваль начала двухтысячных это особая атмосфера. И поляна Харе Кришна Ленд это как два разных мира, в зависимости от времени суток.
Днем это островок благости, спокойствия и умиротворения посреди целого океана тамо-гуны, развернувшегося у подножия Жигулевских гор.
Панки, хиппи, металлисты, да и просто люди, пристрастившиеся к гуне невежества, вперемешку с поэтами, бардами, утонченными личностями, иногда живущими в такой же тамо-гуне, как и те кого они не считают утонченными — все приходят на поляну Кришны, чтобы
послушать мелодичные бхаджаны и киртаны, дышать свежим воздухом, наполненным ароматом благовоний, ходить по импровизированному Лой-Базару и листать книги, выбирать разноцветные товары, разговаривать с преданными об Индии.
Дожидаться пока бесплатный прасад для всех гостей будет приготовлен и предложен Кришне, сидеть рядом небольшими группами и блаженно наблюдать, как преданные трудятся, как пчелы роятся вокруг костра — одни чистят овощи, другие занимаются рисом, третьи следят за самим приготовлением на костре.
Крики из толпы во время культурной программы на сцене:
— Когда будет прасад?!
И абсолютно невозмутимый Девананда Пандит прабху с гитарой на сцене:
— Как сготовим, так и будет!
Палатки вопросов и ответов, куда постоянно идет ручеек людей. Одни хотят найти ответы на вопросы жизни и смерти, другие хотят покрасоваться своим умом и подискутировать, третьи просто из любопытства слушают что спрашивают другие, а присутствуя при ответах, внезапно обнаруживают и себя задающими вопросы о духовной жизни.
Преданные, которые за ограждением повторяют Харе Кришна мантру на четках. Одни прогуливаются по территории вайшнавского палаточного лагеря, другие сидят в тени и сосредоточенно произносят каждое слово. Ветерок в это время аккуратно шелестит изумрудной листвой над их головами и слушает имена Радхи и Кришны, в надежде также обрести милость.
Кто-то из преданных только что проснулся, потому что пел Харе Кришна до четырех утра вместе с Бхакти Бхрингой Говиндой Махараджем, а потом помогал убирать мусор на поляне после ухода гостей или сразу отправился на мангала-арати.
Ох сколько там было этого мусора! Каждое утро поляна Харе Кришна Ленда напоминала поле сражения, на котором вместо доспехов поверженных воинов лежали пакеты и бумага густым слоем, вместо поломанного оружия валялись пластиковые бутылки и смятые сигаретные пачки, а вместо убитых героев живописно располагались прямо на земле гости фестиваля, которые играли в карты с зеленым змеем и проиграли.
Днем со сцены всегда звучала спокойная и мелодичная музыка, потому что умы гостей немедленно приходили в полубезумное состояние, стоило преданным на сцене хоть немного «поддать пару».
Зато вечером на поляну опускался самый настоящий концентрат Голоки Вриндаваны и Майапура.
Сначала вайшнавы со сцены немного разогревали толпу собравшихся гостей, а затем по ступеням поднимался Говинда Махарадж и начинал свой шестичасовой киртан — с десяти вечера до четырех утра.
Киртан начинался как всегда очень плавно, как спокойный и широкий ручей, текущий между густых темно-зеленых трав, которые от полуденного солнца начали отдавать воздуху все свои медовые ароматы.
Затем киртан постепенно раскочегаривался, нарастал темп, накал, одна мелодия сменяла другую. И вот уже все присутствующие не могли сдержать экстаза, и преданные, смешавшись с гостями фестиваля, танцевали с ними всю ночь напролет!
И книги, конечно же книги Шрилы Прабхупады.
Они распространялись днем, пока все отдыхали. Они распространялись ночью, когда все приходили петь и танцевать. А когда на поляне было слишком мало людей, вайшнавы с книгами шли на территорию Грушинского фестиваля и распространяли книги там.
В тот год был напечатан на русском языке очередной увесистый том Чайтанья Чаритамриты. Вайшнавы привезли большую партию свежеизданной книги прямо на Грушу.
Шрила Бхакти Бхринга Говинда Свами сразу же занялся санкиртаной:
— Кто сейчас купит эту книгу, тому я ее лично подпишу!
Все преданные сразу выстроились в большую очередь. Книга стоила по тем временам очень неплохих денег, но каждый хотел заполучить личный автограф Гуру Махараджа и поэтому брал книгу не скупясь.
Распространение книги среди преданных заняло несколько часов. Плотная очередь сидела прямо на траве, создавая негромкий пчелиный гул, преданные обсуждали друг с другом фестивальные события и философию сознания Кришны.
Когда каждый желающий получил заветную книгу с автографом, пришла очередь и для жаждущих милости обусловленных душ.
Целая команда брахмачари, набив сумки томами нектара, отправилась на охоту. Каждый оранжевый шмель, «отбомбившись» на территории, возвращался на базу, чтобы снова наполнить сумки и отправиться обратно, наслаждаясь милостью Шрилы Прабхупады.
В сумерки, когда люди возвращались в Харе Кришна Ленд и скапливались на поляне, преданные распространяли Чайтанья Чаритамриту уже на территории пандала.
Один из солидных гостей внимательно смотрел на них, не сводя глаз с брахмачари, предлагающих книгу каждому гостю. Было очевидно, что у него есть что-то на уме и он ждет возможности высказаться.
Его супруга, стоя с ним рядом и держась за его локоток, широко раскрытыми глазами смотрела как преданные на сцене поют бхаджаны. А джентльмен продолжал наблюдать за санкиртанщиками.
Когда один из преданных подошел к нему и со счастливой улыбкой протянул книгу, глядя на него глазами, полными нектара санкиртаны, мужчина внимательно посмотрел на него в ответ и спросил:
— А ты сам знаешь что написано в этой книге?
Преданный задумался и попытался сказать ему несколько слов о сознании Кришны. Мужчина перебил его:
— Нет, что написано конкретно вот в этой книге? О чем она? Что конкретно здесь рассказывается?
Очевидно, что преданный не смог ответить в точности на этот вопрос, ведь книга была только что напечатана на русском языке и привезена на поляну буквально вчера или позавчера. Никто физически не успел бы за такое короткое время прочитать увесистый том, учитывая еще и занятость служением.
Мужчина разочарованно протянул:
— Как же ты можешь предлагать людям книгу, если ты не знаешь что в ней написано?
А затем равнодушно отвернулся к сцене, присоединившись к своей супруге, которая продолжала слушать бхаджаны.
В тот же день эта санкиртана лила как молния облетела всех преданных. Лидер брахмачари немедленно отреагировал:
— Его прислал Прабхупада. Мы действительно распространяем Чайтанья Чаритамриту, но сами ее не читаем. Шрила Прабхупада милостиво указал нам на наш недостаток.
С этого дня преданные санкиртаны стали собираться вместе и один из вайшнавов читал новый том Чайтанья Чаритамриты вслух, а остальные слушали его чтение. Поляна Кришны наполнилась еще одним видом нектара и все эти виды нектара обрели полноту и законченность.
Письмо Шрилы Прабхупады Сатсварупе Махараджу 16 июня 1972:
«Ты упоминаешь о том, что очень часто даешь публичные лекции, однако прежде всего нужно проповедовать преданным. Сохранить преданного важнее, чем пытаться убедить других стать преданными. Первым делом ты должен позаботиться о том, чтобы все преданные в руководимой тобой зоне регулярно читали наши книги и серьезно, с разных точек зрения, обсуждали прочитанное; чтобы каждый из них так или иначе постигал философию сознания Кришны. Если они глубоко изучат эту философию, получив из наших книг все необходимые сведения и всесторонне обсудив их, им будет совсем нетрудно совершать тапасью, отречение, и таким образом продвигаться по пути сознания Кришны. Пока что не стоит тратить много времени на непреданных. Сейчас для нас главное — сделать так, чтобы те, кто уже стал преданным, глубже постигали философию сознания Кришны. Это принесет нашему Движению успех. Что толку в огромном количестве преданных, если ни один из них не знает философии?»
Вайшнавы, что толку в огромном количестве преданных, если ни один из них не знает философии?
Ваш слуга, Гоур Гопал дас.