Вопрос: В последние годы Шрила Прабхупада, беседуя со своими старшими учениками, высказал такую мысль, можно сказать, что первая его тактика - она была тактика чрезвычайного положения, связанная с условиями, что Запад погрузился в материальную жизнь. Вот, что касается второй тактики, когда уже достаточно много появилось центров, когда появилось уже много общин различных, он по поводу создания сельских общин говорил, что это тактика, которая должна будет преобладать в дальнейшем. Потому что так или иначе семейных людей будет больше. И поэтому для того, чтобы они жили в нормальных условиях и духовное их развитие продолжалось постоянно и успешно, нужно было создавать общины. И он всё время в разных случаях об этом говорил. И вот у меня вопрос заключается в следующем: что подразумевал под общиной Шрила Прабхупада в идеальном смысле. И если более точно, что меня интересует - какие формы собственности там подразумевались и кто, например, отвечал за общину. Либо это коммуна какая-то: и коровы вместе, и земля совместная, и работать они приходят как на работу. Я уж на сколько знаю, в Венгрии такая община существует - коммуна. Или всё же это что-то такое другое должно быть?
Хари Шаури прабху: Это очень большая тема. Мы сорок лет её обсуждали, обсуждаем. На самом деле Прабхупада основывал эти сельскохозяйственные общины параллельно с открытием центров в городах. Вот эта община сельскохозяйственная, Новый Вриндаван, она была открыта в 1968 году. То есть эта идея была с самого начала - идея сельскохозяйственных общин. И, конечно, позже появилось много преданных, которые создавали семьи, появлялись дети. И Прабхупада думал о том, что вот эта идея с фермами была бы идеальным решением для проблемы воспитания детей и семейной жизни. И, кроме того, он видел, что когда человек живёт в городе, ему волей-неволей приходиться быть частью этой социальной и экономической структуры города. И избежать этого практически невозможно. Приходилось ставить определённые компромиссы той естественной жизни согласно ведическим принципам. Поэтому главной идеей Прабхупады по поводу этих общин были четыре вещи: нужно построить собственные дома, выращивать собственную пищу, делать себе одежду самим и делать лекарства самим. И когда вам удаётся воплотить на практике эти четыре принципа, тогда вы становитесь самодостаточными. Если же вы становитесь самодостаточными, тогда вам не нужно идти на компромисс с тем, что противоречит ведической культуре. Прабхупаде очень нравились эти общины Сознания Кришны, в которых можно было воплощать принцип: простая жизнь, возвышенное мышление. Ему также нравилось то, что преданные в таких общинах могут не зависеть от этих тяжёлых социальных, экономических условий города.
Тем не менее, несмотря на все эти слова за эти годы, у нас не так много общин, которые успешно развиваются. Попыток было сделано много: Нью-Вриндаван, Гита-нагари, также была ферма во Франции. В конце 1976 года Прабхупада провёл несколько недель в Хайдерабаде. 250 гектар земли было пожертвовано в этом месте. И Прабхупада сказал, что мы едем туда, чтобы начать новую ступень или новую фазу в нашем Движении - варнашраму. Поэтому о варнашраме очень много говорилось, очень много теоретической части написано по этому поводу, но в практическом отношении успеха было достигнуто мало. И мой вывод, почему это произошло, заключается в том, что мы всё ещё привязаны к современной цивилизации. Нам нужно, мы хотим, чтобы у нас было электричество. Мы хотим, чтобы у нас было топливо. Мы хотим, чтобы у нас была автоматика, техника, машины. Мы хотим, чтобы у нас было центральное отопление. Мы хотим, чтобы свет включался просто по одному желанию. В самодостаточной общине варнашрамы это невозможно, этого не будет. То есть практически можно ожидать, что в этой сфере будет тяжёлый труд.
В основе любой общины лежит экономическое развитие. Без экономики не может быть общины. Нам не удалось создать экономику местного масштаба внутри вот этих сельскохозяйственных общин, ферм. Преданным нравится приезжать и жить на ферме. У них есть такие сантименты: "Как здорово жить на лоне природы!". Но каждое утро они садятся в машину и уезжают в город, чтобы зарабатывать деньги. То есть так это не будет работать. Поэтому вместо того, чтобы организовывать такие вот общины, фермы... То есть у нас есть такие непонятного рода общины. То есть у нас общины как хобби скорее, чем как постоянная жизнь. То есть это то, что мы делаем в свободное время. То есть мы такие вольные фермеры. Если вообще можно назвать нас фермерами. Потому что большинство людей, которых я знаю, из тех, которые живут на этих фермах, не имеют никаких абсолютно знаний и у них не было никаких намерений жить в такой сельской местности. У них несколько коров, они держат коров как домашних животных. В системе варнашрамы корова стоит в самом центре экономического развития. Корова и бык. Если вы не используете быка для выращивания зерна, тогда это превращается просто в хобби, вы просто делаете шоу. Вы говорите: "Вот, у нас быки!" и рекламируете. Люди приезжают: "Ничего себе, у них быки есть!" И вот, людей возят по этой ферме на повозке на бычьей упряжке. Но это не экономический принцип. То есть до тех пор, пока преданные не смогут на местном уровне развивать хотя бы некоторое подобие экономики и быть полностью занятыми, они никогда не добьются того, о чём говорил Прабхупада.
Я знаю лишь одно место, которое как-то хоть напоминает то, о чём говорил Прабхупада. Это проект Шиварамы Махараджа в Венгрии. Они, так или иначе, поддерживают сами себя. Давайте будем надеяться, что у них будет всё хорошо, они будут продолжать. Я видел и другие общины, которые тоже начинали прилагать какие-то усилия, но, спустя какое-то время, они распадались. Моя собственная теория (и я очень надеюсь, что я ошибаюсь), что у нас не будет серьёзности по поводу этих сельскохозяйственных общин до тех пор, пока нас кто-то или что-то не заставит. Может быть будут какие-то масштабные или глобальные экономические кризисы, которые просто-напросто заставят нас жить в сельской местности и выращивать свою собственную еду. В противном случае никто просто не станет этого делать. Ну, это моё мнение, я честно говорю. Я надеюсь, что я не прав, что окажется, что я не прав.
В Индии, например, 70% населения живёт в сельской местности и практически никто не использует быков для выращивания зерна. Но когда я ещё был в 1975 году во Вриндаване, тогда ещё можно было видеть людей, которые на быках с деревянными плугами пахали землю. Сейчас вы уже не увидите ни одного такого человека. У всех есть трактора. Это просто вам простой пример.
Поэтому я считаю, что требуются какие-то очень радикальные, серьёзные перемены, которые побудят людей вернуться к простой жизни в сельской местности. Ну вот, сельское хозяйство сейчас захвачено мультинациональными корпорациями. Такие демонические организации, как "Monsanto". То есть это организация, которая производит генетически модифицированные продукты. Они выращивают семечко, которое раньше было доступно абсолютно всем. Они генетически модифицируют его таким образом, чтобы оно не могло больше производить, дальше производиться. И они убеждают правительство, что фермеры или те, кто занимаются сельским хозяйством должны покупать эти семена. После первого урожая он, этот человек или фермер, должен прийти в эту фирму или компанию и покупать новые семена. В самом начале цена на эти семена очень низкая, но когда все эти люди уже на крючке, они поднимают цену всё выше, выше и выше. И после этого получается так, что фермеры уже не могут получать семена со своего урожая, с предыдущих урожаев. Они выращивают определённый урожай риса. То есть когда у вас есть урожай риса, вы маленькую часть откладываете, чтобы посадить на следующий год. Но сейчас это становится невозможным. Они получают один урожай. Семян у этого урожая уже нет. И они вынуждены продавать часть урожая по определённой схеме, системе. И потом они вынуждены идти в этот центр, в эту компанию и выпрашивать у них семена.
И всё это принимает широкие обороты. Ну это люди, такие как "рвачи", они постоянно думают о том, чтобы приумножить свои доходы. За последние пять лет где-то 10 тысяч фермеров закончили свою жизнь самостоятельно, покончили жизнь самоубийством. Это только в одном штате Мадхья-прадеш. Потому что вот эти мультинациональные компании, корпорации, они просто делают так, что у людей не остаётся выбора. Я видел на днях видео, которое называется "Голубое золото": как вот эта компания покупает права на воду в разных странах, они покупают воду. Если вы думаете, что нет ничего более естественного, чем взять стакан воды и выпить. Все думают, что это должно быть бесплатно, это часть природы, это экономика. Это часть естественной экономики, но сейчас эти люди делают так, чтобы, в конце концов, люди должны были бы просто покупать возможность пить воду. В Перу, в Южной Америке есть такое. И люди, когда они осознают, что теперь им приходится платить просто за то, чтобы попить воды... То есть после этого начали происходить бунты. Были жертвы многочисленные. Правительство поняло, что нужно избавиться от этих мультинациональных компаний.
Что делает такая компания - она просто переходит в другую страну и всё. И делает всё тоже самое там. То есть со временем мы просто теряем свою независимость в плане воды и в пище, и всего на самом деле. Когда у вас нет независимости самостоятельно производить пищу, иметь воду и другие потребности жизненные, вы становитесь или превращаетесь в экономических рабов. И вам приходится делать всё, что от вас требуют эти компании. Поэтому Прабхупада говорил о том, что у нас должны быть самостоятельные самодостаточные общины. Но хотя до сих пор это не стало таким масштабным движением (скорее пока это остаётся на уровне теории или на уровне хобби), но я думаю, что в будущем наступит день, "критическая точка", то есть наступит время, когда нам придётся выбирать - хотим ли мы выжить и тогда нам уже придётся организовывать, уже "насильно" эти сельскохозяйственные самодостаточные общины.
См. также:
- Хари Шаури дас - Трансцендентный дневник. Путешествие с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Том 1. Ноябрь 1975 – Апрель 1976
- Трансцендентный дневник. Путешествие с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Том 2. Апрель – Июнь 1976
- Хари Шаури дас - Трансцендентный Дневник. Путешествие с Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Том 3. Июнь 1976 — Август 1976
- Хари Шаури дас - Трансцендентный Дневник. Путешествие со Шрилой Прабхупадой. Том 4. Август 1976 — октябрь 1976