Когда ачарьи объясняют этот стих знаменитый: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати,(Б.-г., 9.26) они говорят, что есть две вещи, которые нужно соблюсти, чтобы Кришна принял наш прасад.
Далеко не все то, что мы предлагаем Ему, Кришна принимает. Так, я однажды спросил у одной матаджи: «Ты предлагаешь прасад?» Она говорит: «Колокольчиком звеню.(смех) Не знаю, как насчет всего остального, не знаю, принимает это Кришна или нет». Но в этом стихе из «Бхагавад-гиты» Кришна говорит две важные вещи. Ачарьи объясняют эти две важные вещи. Они говорят: бхакти упахритам — это должно быть сделано с любовью и
прайатат манах — помимо любви должны быть соблюдены принципы чистоты.
Наша любовь, у нас может не быть так уж много любви или очень много бхакти. Но мы можем сделать или проявить свою любовь, если мы будем очень тщательно следовать всему тому, что написано в шастрах. «Прайатат манах» значит, что человек очень тщательно заботится. И чистота значит прежде всего чистоту наших усилий.
Мне очень важную вещь хотелось вам сказать в связи с Рагхавой Пандитом. Чистота усилий – то, что мы делаем, должно быть искренне посвящено Кришне. Мотив наш должен быть направлен на Кришну. Иногда мы говорим: «А, сейчас приготовим пиццу и предложим Кришне». Предлагайте, не предлагайте — не факт, что Кришна ее съест. Потому что для кого вы готовите на самом деле? Для самих себя.
Мне рассказывали про одну счастливую семейную жизнь. Там жена имеет непосредственный доступ к Господу Кришне. И она говорит об этом своему мужу. Она говорит: «Сегодня Господь Кришна хочет апельсинов». (смех) Муж бежит и покупает апельсины, а потом она ест прасад. Муж полностью свято верит в то, что у жены прямой доступ к сердцу Кришны есть и она знает, что Ему надо. А на самом деле у нее в основном прямой доступ к своему собственному языку. И единственное, что она говорит, она говорит, что она хочет.
И Рагхава Пандит доказал нам, что значит чистота этих усилий. Кришнадас Кавирадж Госвами описывает абсурдную историю. Рагхава Пандит отправился за отборными кокосовыми орехами и заплатил втридорога, принес эти отборные кокосовые орехи, и он шел за этими кокосовыми орехами дольше, чем вы ехали сегодня на автобусе. Он вернулся вместе с этими кокосовыми орехами. Он дал своему слуге, чтобы слуга отнес их и положил на алтарь.
Слуга случайно дотронулся до притолоки и потом коснулся той самой рукой, которой он дотронулся до притолоки, этих кокосовых орехов. Рагхава Пандит, увидев это, взял эти кокосовые орехи и выбросил их. Все, они больше не чистые. У него спросили: «Что ты делаешь? Ты же ходил за ними три часа за тридевять земель. Ты покупал их. Ты платил много денег. Ты принес их Господу Кришне. Что случилось?» Он сказал: «Люди заходят сюда, в этот храм, пыль с их стоп оседает на притолоке. Мой слуга коснулся притолоки и потом коснулся кокосовых орехов. Больше эти кокосовые орехи не могут быть предложены Кришне. Они не чистые. Все. Чистоты нет». Это чистота его сердца.
Как я могу проявить свою любовь к Кришне? Я стараюсь делать что-то для Него. Как я могу сделать что-то для Него? Я стараюсь делать как можно лучше что-то для Него. Я стараюсь как можно тщательнее сделать что-то для Него.
И Рагхава Пандит во время этой первой абхишеки, когда Господь Нитьянанда сидел у него на алтаре... новое Божество пришло к нему. Господь Нитьянанда расселся на алтаре. Преданные принимают абхишеку. Господь Нитьянанда находится не в этом мире, не в этом сознании. Он находится в другом состоянии. Вдруг, ни с того ни с сего – ноябрь месяц – ни с того ни с сего Он говорит: «О, Рагхава, принеси Мне гирлянду из кадамбы, из цветов кадамбы».
Рагхава говорит: «Прабху, кадамба цветет в начале сезона дождей. Сейчас уже все плоды ее созрели и уже опали, и уже никаких цветов нет». Нитьянанда говорит: «А ты посмотри, может быть, там где-нибудь еще остались». И Рагхава Пандит выходит и видит, что все его дерево, на котором обычно росли лимоны, покрыто цветами кадамбы. (смех) Весь лимонный куст покрыт. Он не может поверить своим глазам. Он берет эти цветы кадамбы, он делает прекрасную гирлянду. Он приходит, надевает ее на Господа Нитьянанду.
Господь Нитьянанда говорит: «Ну, Я же говорил, что, наверное, там еще остались цветы кадамбы». И в этот момент вдруг все стали принюхиваться. Кадамба пахнет очень здорово, но преданные вдруг почувствовали другой запах. Все стали принюхиваться. Все переглядывались друг с другом. Все думали: «Может быть, мне почудилось?» Все ощутили запах цветов даманаки. Даманака — это особые цветы. В Джаганнатха Пури, когда вы туда поедете, там есть особый праздник, когда Господу Джаганнатхе приносят цветы, украшения из даманаки. Даманака растет только в саду Джаганнатхи Валлабхи, больше она нигде не растет.
Это очень редкое растение. Его очень сложно выращивать. Там, в саду Джаганнатхи Валлабхи, специально для этого праздника выращивают цветы, и это кустики цветов даманаки. Все отчетливо почувствовали запах цветов даманаки. Господь Нитьянанда, загадочно улыбаясь, с шумом вдыхал этот запах.
В конце концов преданные взмолились и сказали: «Прабху, объясни, что происходит». Он сказал: «Как? Неужели вы не поняли? Сам Господь Чайтанья только что был здесь, во время этого киртана. Сам Господь Чайтанья из Пури с гирляндой из цветов даманаки был здесь, и Он привел вас в экстаз. Разве вы не поняли, что Он был здесь?» Никто не видел, только Господь Нитьянанда видел это, но все чувствовали запах цветов даманаки.
Все поняли, что Господь Чайтанья из Пури пришел и оказался здесь. Это то, что происходило в доме у Рагхавы Пандита. Это те лилы, которые вечно происходят тут. И как я уже сказал, Господь Чайтанья всегда находится в доме у Рагхавы Пандита. И тут же, недалеко, на берегу Ганги, есть самадхи самого Рагхавы Пандита.