...Однажды я беседовал с одной очень искренней преданной по телефону о каких-то проблемах, и под конец она сказала, что не может понять одну вещь. У нас в ИСККОН есть две школы, и она не знает, к какой из двух ей пристать. В одной школе нужно менять свое эго, становиться смиренной, нужно раскаиваться и думать о своей зависти, а другая школа – приятная, легкая, и состоит из психологических тренингов. Я был в полном шоке, когда это услышал. Но мне хотелось рассказать сегодня о третьей школе. Сами эти ее слова натолкнули меня на мысль, что что-то мы делаем неправильно, фундаментально
неправильно, если у людей складывается такое впечатление.
Вначале мне хочется рассказать в двух словах о двух этих школах. Одна школа – это психологические тренинги, и мы знаем, что сейчас они распространяются, как эпидемия в ИСККОН. У нас есть тренеры-психологи, и я всех их глубоко уважаю. Но нужно понимать одну очень важную вещь – тренинги могут помочь на очень краткий период, на непродолжительное время, и эти вещи не помогут нам поменять свою карму. Психологические тренинги помогают человеку понять какие-то маленькие кусочки того, что он неправильно делает, а по большей части, (и это негативная сторона психологических тренингов) – они создают иллюзию, что что-то изменилось. Они учат человека психологическим трюкам, и человек думает, что у него теперь все хорошо и ему все понятно. Вплоть до того, что я приехал в один храм, и там мне рассказали, что лектор по Бхагаватам сказал на лекции, что сейчас они будут делать расстановки по Хелленгеру. Я был в шоке. Расстановки по Хелленгеру, при всем моем к нему уважению, не решат ваших проблем. Может быть, на поверхностном уровне это и поможет, но этот уровень не такой глубокий, как мы хотим, потому что все это не поменяет наших мыслей, которые привыкли ходить по своим кругам. Карма – это проторенные пути, круги, по которым снова и снова ходят наши мысли. Говардхан Гопал говорил мне, что ум не меняется на этих тренингах. Эта зараза распространена в современном мире. Люди хотят найти решение своим проблемам, они ходят на разные семинары и тренинги. Мне рассказали про один семинар по бизнесу. Там учили людей трюкам, все были в восторге, хлопали, вышли в большом воодушевлении. Был один преданный на этом семинаре. Все ушли, лектор складывал бумаги, преданный подошел, поблагодарил лектора за интересный семинар и спросил, как тот думает, какой процент людей, слушавших эту лекцию, смогут применить это в жизни. Лектор удивленно посмотрел на преданного и сказал: «Ни один из них!». Ни один! И он добавил – не для этого он давал лекцию, а для того, чтобы ему заплатили деньги. Это важная вещь! Семинары такого рода всего лишь возбуждают человека изнутри, дают приемы, которыми человек какое-то время пользуется, но потом все возвращается на свои места. Конечно же, психология имеет свое место, но психология не избавит нас от невежества, не поменяет наши желания. Все эти трюки направлены на то, чтобы обмануть других и обмануть себя, внутри при этом ничего не поменяется. Психология может помочь нам что-то понять о себе, наладить какие-то отношения, но это - не школа ИСККОН. Мне очень хочется подчеркнуть этот момент - наш метод другой.
Вторая школа, о которой говорила моя знакомая, - любопытная, но тоже не наша. Второй метод более действенный, когда человек пытается раскаиваться, пытается понять, что он делает, анализирует себя, пытается понять свое ложное эго, и как оно проявляется. Это тоже метод, но любопытно, что пишет об этом Бхактивинод Тхакур в «Шри Кришна самхите». Он делает удивительный анализ человека на разных путях. Он говорит, что на пути карма-йоги человек очищается, совершая различные аскезы, давая враты, такие как чандрайана-врата, таким образом, человек очищает на каком-то уровне свое сердце. Если он заболел, он может поголодать, это путь карма-йоги, это способ Аюрведы. На пути гьяны основным методом очищения является покаяние, раскаяние. Когда человек думает, анализирует и пытается своими силами исправить себя. И мы знаем, в каком религиозном течении этот метод преобладает.
На этом пути преданности Богу преобладающим является настроение сыновней любви или расы отца по отношению к сыну. Это настроение подразумевает гьяну и величие Бога.
Но на пути чистой бхакти настроение покаяния мешает развитию правильного отношения к Богу или любви к Богу. Этот путь также практикуется у нас в ИСККОН, и Бхактивинод Тхакур говорит, что этот путь может избавить от желаний в сердце. Это хороший метод. Это действующий способ. И этот способ может избавить от желаний, но не может избавить от глубоко укоренившегося невежества. И оно мешает развитию правильного настроения или отношения к Богу, или полного предания себя Богу.
Бхактивинод Тхакур говорит, что на пути бхакти греховные желания могут выскочить из нашего ума, как летучая рыба. На пути бхакти сам процесс бхакти помогает человеку совладать со своими греховными желаниями. Сам процесс помогает человеку понять, что он делает неправильно.И этот процесс заключается в правильном слушании шастр и служении преданным...
Однажды шах Персии прислал 3 золотых фигурки Акбару, они был одинаковы, и в прилагаемом письме шах попросил определить, какая из них ценнее. Первым делом. Акбар взвесил фигурки, но они оказались одинакового веса. Потом он отдал их своим советникам, чтобы они определили, какая из них ценнее. Они стали пробовать их на вкус, нюхать их. В конце концов, не найдя никаких отличий, они отдали их Бирбалу. Бирбал повертел их в руках, взял соломинку, что-то сделал и потом, указав на одну, сказал, что она самая ценная, вторая – похуже, и третья – сама бесполезная. Акбар попросил его объяснить, как он это определил. Бирбал взял соломинку и показал – он взял одну фигурку и ткнул ей в ухо, соломинка не зашла, и Бирбал сказал, что это самая бесполезная фигурка, ее нужно выбросить. Затем он взял вторую фигурку и ткнул ей в ухо, и соломинка вошла в одно ухо и вышла из другого. Бирбал сказал, что это уже кое-что, но тоже никуда не годится. Затем он взял последнюю фигурку, ткнул ей в ухо, соломинка вошла в ухо, и затем прошла внутрь. И Бирбал сказал, что это самая ценная фигурка. Самый ценный дар, который нам дал Кришна – это способность слушать. К сожалению, мы им часто не пользуемся. Если спросить человека через 15 минут после лекции, о чем она была, он скажет, что лекция была крутая, о чем - не помнит, в крайнем случае, он вспомнит историю, рассказанную на лекции. Мы должны понять, что слушание – это наша садхана, это труд. Труд состоит в том, что мы правильно настраиваем себя по отношению к этим звукам. Это первое предварительное условие, которое мы должны выполнить, чтобы садхана сработала....