Featured

Месяц Картика — время обетов. Как его правильно провести

Месяц Картика, — пожалуй, самый почитаемый и уважаемый месяц в году для вайшнавов!

Месяц Картика, — пожалуй, самый почитаемый и уважаемый месяц в году для вайшнавов!

Картика — самый лучший и славный месяц, чистейший из чистых. Он особо дорог Господу Кришне. Этот месяц полон Бхакта-ватсалйи. Любой обет в этот месяц, даже небольшой, принесёт огромные результаты. Влияние совершённой

Картика-враты продолжается сто жизней, в то время как влияние обычных врат продолжается только на эту жизнь. Суть Картика-враты — стараться совершать больше преданного Служения Господу.

Упрощенно говоря, бхаджана, которую совершают преданные (то есть деятельность, направленную на удовлетворение потребностей духа) бывает двух типов: ништхита-бхаджана-крия и аништхита-бхаджана-крия, или, по-русски говоря, преданное служение устойчивое и неустойчивое. Большинство практикующих еще не доросло до уровня, когда духовная деятельность для них все равно, что дыхание, — равномерная и непрерывная, совершаемая естественно, как что-то жизненно необходимое. Большинство из нас находятся именно на стадии, когда любая духовная практика для нас по сути не несет какого-то живого смысла и больше похожа на добровольно взваленную обузу. Вернее, она постепенно становится чем-то «апатично-выполняемым» с редкими всплесками вдохновения. И это понятно: садхаки (практикующие) начального уровня не могут реально воспринимать то, что не относится к сфере тела (грубого и тонкого). Они с радостью и энтузиазмом будут заниматься чем-то, приносящим деньги или положение, какие-то осязаемые плоды в сферах материи или ума, но то, что направлено на пробуждение нашей духовной сущности кажется пресным и безвкусным. Ведь только когда проснется душа, деятельность, направленная на ее удовлетворение, будет приносить настоящий вкус, а деятельность, направленная на удовлетворение тела и ума, наоборот, покажется бессмысленной обузой.

Месяц КартикаНо сейчас наша душа спит, и нам, чтоб совершать бхаджану, необходимо постоянное вдохновение извне. Каждый замечал, как легко практиковать в присутствии «тех, кто не угас». Но помимо самого главного и сильнодействующего средства — общения с Вайшнавами, Господь дал нам еще одно средство борьбы с аништхитой, неустойчивостью. Он дал нам особые периоды времени в году, когда даже наши жалкие попытки духовной жизни усиливаются и превращаются из неуверенных шажков в огромные шаги!

Особенность месяца Дамодара в том, что Всевышний Господь очень милостив в месяц Картика и с легкостью раздает Свою беспричинную милость. И самый простой способ удовлетворить Господа в этот дорогой для Его сердца период — это каждый день предлагать Ему лампадку или фитилек с гхи и петь для Него Дамодараштаку.

Воспользуемся подборкой цитат из Хари-бхакти-виласы, Сканда- и Падма-пуран. Цитаты собрал очень знающий вайшнав Бхакти Виджай Нарасимха Махарадж, на основе письма которого и составлено почти все нижеследующее.

В Хари-бхакти-виласе (15.266) говорится: обет, врата, считается совершенным (парам), если о не можно сказать, что, во-первых, он приносит удовлетворение Господу, во-вторых, что он предписан и одобрен Писаниями и, в третьих, неисполнение такого обета приводит к негативным последствиям.

ОБЕТЫ КАРТИКИ:

Один из вариантов подхода к обетам: выбрать что-то, с чем у вас проблемы, и пользуясь могуществом Картики и решимостью выполнить что-то в этот месяц, попытаться «восполнить пробелы». Но это немножко популистический подход, ориентированный на начинающих. Сейчас же я хочу привести цитаты из писаний, на основе которых опытные преданные смогут составить для себя перечень обетов, которые они бы могли соблюдать на Картику для удовлетворения Шри Дамодара.

Падма-пурана перечисляет пять важнейших врат. Тот, кто сможет исполнить их, считается исполнившим Картика-врату в полной мере.

1) Хари-джагаранам (бдение ради Хари)

2) утреннее омовение в святом месте

3) служение Туласи

4) праздник по завершении враты

5) поднесение Дамодаре дипов (лампадок).

Сейчас мы рассмотрим эти обеты и некоторые другие подробнее.

1) Хари-джагаранам.

Хари-джагаранам означает бдение во время арунодайи (примерно за полтора часа до восхода солнца), либо в последнюю четверть ночи. Хари-джагаранам надо совершать либо в храме Вишну, либо в храме Шивы, либо у подножия дерева Ашваттхи, либо рядом с Туласи.

2) Пратас-снанам, утреннее омовение.

Следующий обет — это утреннее омовение в святом месте. У большинства из нас с этим могут быть вполне очевидные проблемы, поэтому, согласно Вишну-пуране, если нет возможности принять омовение в святой реке или озере, можно омыться в обычной реке, если нет реки, то в озере или пруде, если и их нет, то в ручье или роднике. Если и этого нет, то пойдет вода из колодца. А если дела совсем плохи: колодца нет, ближайшие озера и реки покрылись льдом и так далее, то на худой конец пойдет и вода из душа. Желательно холодная, но если есть уважительные причины (например, болезнь), то можно и нагретой на огне. Если дела совсем плохи и вы в какой-то день Картики не можете принять омовение, то чтобы не нарушить обет, можно «омыться» Вишну-чаринамритой. Только, пожалуйста, не в буквальном смысле. Для омовения чаринамритой, ее надо отпить, а ПОТОМ принять ее немного себе на голову. Но даже если не получилось ничего из вышеперечисленного, то обет омовения будет исполненным, если вы сбрызните себя водой, которой касалась Туласи или омоетесь памятованием Имен Вишну.

3) Туласи-cеванам, служение Туласи

Без служения Туласи Картика-врата не будет полной, но если по какой-то причине у вас нет такой возможности, то вместо Туласи-севы можно провести поклонение вайшнаву или достойному брахману, если же и таковых не найдется, то можно служить коровам. Тогда врата будет также считаться исполненной.

4) Махотсова (праздник) в конце Картики.

Праздник по окончании — обязательно составляющая всех обетов, постов, аскез и так далее. Обычно, почему-то именно этот обет садхаки готовы выполнять, хоть каждый день...

5) Дипа-данам, поднесение лампадок.

A devotee offers a lamp to the Lord with love and devotion

Поднесение огня, горящих лампадок, — одно из важнейших составляющих арчаны (внешнего поклонения) на Картику: «Если человек не способен купить масло с ватой для лампадки, то он должен быть готов продать себя в рабство, но вплоть до полнолуния подносить Господу дипам. Деньги для того, чтобы выкупить себя обратно, придут после соблюдения враты. Придут вместе со славой, почетом и хорошим потомством. Тот бедолага, что в Картику не подносит дипам в храме Кришны, не может называться Вайшнавом». (Источник цитаты не указан. Видимо, либо Сканда- , либо Падма-пурана)

Сканда-пурана добавляет:

«Как огонь, хоть и содержащийся в любом древе, проявляется лишь после трения, так, без сомнения, и дхарма, хоть и содержащаяся в каждом благом деле, по настоящему проявится, только если поднесен дипам».

Для предложения лампадки в Падма-пуране есть мантра:

damodaraya nabhasi tulayam lolaya saha

pradipan te prayachchhami namo 'nantaya vedhase

Выше перечислены основные с точки зрения Падма-пураны обеты Картика-враты. Теперь еще несколько не менее важных. Итак:

6) Са-Радха-Дамодара-арчанам (поклонение Радха-Дамодаре).

Падма-пурана говорит о славе поклонения Шри Дамодаре со Шри Радхой в месяц Картика. Это поклонение проводится Божествам (Шри Мурти) Радха-Кришны, или же в виде поклонения подношениями одежд, украшений и еды истинному брахману, как форме Дамодары, а его целомудренной супруге — как Радхике. Но самая важная форма поклонения Радха-Дамодаре — это пение Дамодараштаки, произнесенной впервые Сатйавратой Муни. Как правило, именно этот обет считается основным (по крайней мере в ИСККОН), и все, кто хотя бы пытается серьезно относиться к Картика-врате, должны непременно повторять Дамодараштаку каждый день на протяжении всего месяца Картика.

7) Гита-ставади (пение став, бхаджанов, молитв и так далее)

Также, помимо обязательного пения Дамодараштаки, рекомендуется петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать для удовольствия Господа. В особенности для исполнения рекомендуются (помимо Дамодараштаки) Сахасра-нама-стотрам и Гаджендра-мокшанам из Бхагаватам (глава о спасении слона Гаджендры). Проще говоря, петь в Картику больше бхаджанов — очень хороший дополнительный обет.

8) Кришна-катха (беседы о Кришне в обществе вайшнавов)

Это всегда благоприятно, но в Картику благо от любого действия усиливается, так что и общение с вайшнавами на основе обсуждения Писаний даст особый эффект:

«Ни принесение пожертвований, ни Ведические жертвоприношения, ни дарение коров или слонов не приносят такого удовлетворения Господу, как беседы по Писания в Картику».

Более того! — «Отбрось все обязанности в Картику! Слушай перед Господом обсуждение Шастр (Писаний)!».

Сканда-пурана добавляет: «Даже полстиха в день, прочитанные в Картику по обету и с преданностью дадут удивительный эффект!»

9) Джапам (повторения Святых Имен)

Читать дополнительное количество джапы — очень хороший обет для Картики.

10) Пост и ограничения в пище.

«Зерна или плоды, которые от удара камнем распадаются на две части, называются двидалам... (далее перечисляются многие из двидалов: маш, мунг, фасоль, нут и другие) свежие они или сухие — ото всех них следует отказаться во время Картики».

Проще говоря, на время Картики следует воздерживаться от бобовых.

Но все-таки для большинства главным обетом на эту Картику должен стать обет… принять на себя хоть какие-то обеты!

Bhaktivedanta Manor Kartik 2012

Принятие ограничений

Что касается ограничений в данный месяц милости Всевышнего Господа, то это всё индивидуально. Важно помнить одно – что отказ от чего-либо непременно должен быть аскезой, в первую очередь, для ума.

Так те, кто не могут следовать регулирующим принципам в течение всего года, могут делать это на протяжении хотя бы этого священного месяца. Кто нерегулярно практикует духовную садхану, могут сделать её регулярной, например, каждый день читать «Бхагавад-Гиту» или вычитывать все круги утром. Старайтесь отсекать всё неблагоприятное для духовной жизни и заменить его благоприятными вещами — праджалпу (пустые разговоры на мирские темы) заменить на Кришна-катху, вместо просмотра телевизора читать священные писания или пересмотреть «Махабхарату» и «Рамаяну», критику других заменить на прославление форм, качеств и игр Господа. Постарайтесь настроить свой ум на памятование о Кришне. Пусть Святое Имя станет вашим спутником, защитником, надежным другом.

И давая именно такой обет, преданный непременно удовлетворит Кришну, который больше всего ценит, когда Ему отдают самое дорогое – своё внимание и заботу.

Как и когда начинать и заканчивать Картика-врату

Картика-врата является последним месяцем чатурмасья-враты. Она начинается в экадаши, либо в двадаши, либо в пурниму (полнолуние). И, соответственно, заканчивается в экадаши, двадаши или пурниму. Согласно лунному календарю, в этом году Картика начинается в день полнолуния 29 октября. Однако многие вайшнавы считают, что лучше начинать заранее, то есть с Папанкуша Экадаши. Дамодара-врата считается полностью завершенной в том случае, если заканчивается, независимо от её начала. Её последние пять дней называются Бхишма-панчака или Вишну-панчака. Это особые дни Картики. Тот, кто не выполняет правила чатурмасьи, не может называть себя последователем Шри Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху следовал им даже во время Своего путешествия по Южной Индии к храму Ранганатхи. В Падма-пуране говорится, если вы не соблюдали пост в Чатурмасью, то соблюдая пост в Бхишма-панчаку, вы получаете все блага от поста Чатурмасьи.

Месяц Дамодара – замечательная возможность углубить свою духовную жизнь, воспользоваться удивительными благами Картики.=)

Radhanath Swami offering Lamp to Radha Damodar

Радханатх Свами о Картике:

Месяц Картика – необыкновенный месяц в году, который особенно благословлен Шримати Радхарани, энергией наслаждения Верховной Личности Бога. Шримати Радхарани – совершенный полный резервуар всей любви и преданности к Господу Кришне. Шрила Прабхупада однажды сказал, что если кто-то обретет благосклонность Шримати Радхарани, Она Сама подойдет к Кришне со словами: “Пожалуйста, прими этого преданного, он – лучше, чем Я.” Слыша такие слова от Той, Кого Он любит больше всех на свете, разве Кришна может Ей отказать и не принять нас…

Radhanath Swami offering Lamp to Radha Damodar

Как удовлетворить Шримати Радхарани? – с искренним и благодарным сердцем принять на себя роль слуги слуги слуги слуги и воспевать святые имена Господа. Этот месяц картика особенно благословлен, потому что Шримати Радхарани обращает Свое особое внимание на любое служение, совершаемое в этот месяц, Она награждает такого преданного Своей беспричинной милостью. Этот месяц – самый дорогой и самый священный для всех вайшнавов. В этот месяц Господь совершает некоторые из Своих блистательных игр во Вриндаване. В шарад-пурниму Он совершает танец раса, также Он поднимает холм Говардхан — как Гириварадхари Он выражает Свою безграничную любовь к Своим преданным, во всей полноте отвечая всем и каждому, стоя под холмом семь дней и семь ночей. В день дипавали Он совершает игру Дамодары, давая связать Себя веревкой матушке Яшоде.

Наш возлюбленный гуру-махарадж Шрила Прабхупада, выбирая место, где он будет жить во Вриндаване, выбрал храм Шри Шри Радха-Дамодары. Он учил нас, что одно из самых эффективных и приятных средств продвижения в сознании Кришны – каждый день в месяц картики петь Дамодараштаку, молитву, которая прославляет Бала-Гопала, покоренного любовью Своих преданных. (2001-11-04)

См. также другие материалы на нашем сайте:

Комментарии  
+1
Пожалуйста напишите что означает бдение Хари-джагаранам. Не понимаю на практике. Благодарю!

Меню