Недавно в Индии я спросила одного мусульманина, почему их женщины так тщательно скрывают свое тело одеждой, которая порой даже полностью покрывает лицо? Он ответил: «Если у вас есть ценный бриллиант, который вам дорог и важен, как вы будете его хранить? Будете ли вы его хранить в картонной коробке в куче мусора на заднем дворе? Нет, вы будете естественным образом защищать его, храня в надежном месте, где ненадежные люди не смогут его ни увидеть, ни украсть. Наши женщины очень для нас важны, они являются олицетворением счастливого семейства. Если они будут выставлять себя на показ публике, они будут сбиты с пути, и тогда основа нашего общества рухнет».
Я слушала его с открытым ртом и потеряла дар речи. Мусульманам наверняка так же часто как и людям из Харе Кришна «неверующие» задают этот вопрос, и у этого джентельмена был готов очень красочный ответ. Его ничуть не смутил вопрос, напротив, он с гордостью сделал эту презентацию от имени всех женщин своего общества.
Я заметила, что женщины в ИСККОН чаще предпочитают «более практичную» одежду, нежели сари. Многие носят пенджаби, длинные (или не такие уж длинные) юбки, балахоны, спортивные костюмы или шорты для дома и шоппинга. Часто сари надевают только на воскресную программу. А еще чаще сари заменяют западной одеждой во имя «распространения большего количества книг» или «сбора большей суммы пожертвования».
Как мать и опытный проповедник фронта, я принимаю доводы в пользу западной одежды, особенно в западных странах. Иногда сари заставляет нас чувствовать себя странно, выделяя нас из толпы. Однако, как мой мусульманский собеседник заметил, мы бы чувствовали себя более вдохновленными носить духовную одежду, если бы мы имели правильное понимание ее блага.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы женщины в его движении покрывали свои тела целомудренным образом. В самом начале, однако, первые женщины, живущие в храмах, носили юбки и блузки. И Прабхупада дал наставление, что грудь должна быть покрыта дважды. Тогда женщины стали надевать жилетки для беременных поверх блузы с рукавом, а также шарфик на голову. Неудовлетворенный этим нарядом Шрила Прабхупада научил своих духовных дочерей, как носить сари. Он также сказал им, каким способом нужно надевать его.
Однажды, проповедуя в Гуджарате, Шрила Прабхупада увидел, что его ученицы, Малати и Каушалья, надели сари как жительницы Гуджарата. Прабхупада пришел в ярость: «Откуда вы этому научились? Я вас этому не учил!». Желая, чтобы его последователи представляли высший класс общества и показывали пример всему миру, Прабхупада научил женщин своего движения носить сари как брахмини, участвующие в храмовом поклонении.
Шрила Прабхупада упоминает в Чайтанья Чаритамрите, что преданные могут носить одежду материалистов для проповеди Сознания Кришны, особенно во время распространения книг. Однако сам Прабхупада никогда не снимал своего духовного одеяния для получения предполагаемого преимущества. Наоборот, он учил нас, как превращать кажущиеся недостатки в достоинства.
Шрила Прабхупада рассказал нам пример из фильма про Чарли Чаплина, где молодой щегол со своей подругой были на официальном вечере с бальными танцами. Когда молодой человек поднялся для танца, то длинная пола его смокинга зацепилась за стул и порвалась вдоль на две части. Он невозмутимо дал знак своей девушке подождать и направился в уборную, снял пиджак и порвал его до конца на две полы. Ничуть не смутившись, он повел свою партнершу в веселом танце вальса, кружась по залу. Все присутствующие устремили на них свой взгляд, они были в центре всеобщего внимания. Все люди вокруг были ошеломлены, но восхищались уверенностью этого энтузиастичного танцора. Один за другим мужчины стали отлучаться в уборную и возвращаться с разорванными пополам фалдами смокинга. Шрила Прабхупада прокомментировал это так: преданные должны быть так же уверены и энтузиастичны, и тогда люди последуют их примеру.
Неловкость, которую чувствует преданный(ая) в духовной одежде, часто является отражением его (ее) стеснением того, что он(она) является преданным(ой). Такой преданный не хочет защищать послание Кришны или наше движение от кажущихся философских противоречий или негативной пропаганды в СМИ. Такой преданный должен внутри себя проанализировать, почему он присоединился к движению Господа Чайтаньи.
Так же, как еда, приготовленная материалистами, оскверняется их сознанием и будет загрязнять того, кто ее ест; так же и одежда, придуманная теми, кто старается угодить прихотям похотливых людей, будет способствовать деградации нашего сознания. Поэтому Шрила Прабхупада одобрял создание частных ткацких производств, чтобы даже физические нужды преданных были удовлетворены чистым образом.
Вайшнав должен носить только одежду из чистых материалов, например, из хлопка, шелка или шерсти. Т.к. синтетические материалы являются продуктом пластика и не впитывают влагу, то их фактически невозможно очистить. И т.к. «чистоплотность сродни праведности», то преданный вдохновлен окружать себя как можно более чистой средой. Это защищает его от гун страсти и невежества, которые приводят в замешательство разум и держат его в материальном мире.
Несколько лет назад в Кении я обсуждала этот вопрос с арабскими мусульманками. Я спросила их: «Почему вы полностью себя покрываете в такие жаркие плотные одежды?». Они ответили мне: «Похотливый взгляд осквернит нас, и мы заболеем. Вожделение это яд, который отравляет подобно ядовитому газу, оказывая свое влияние на наши умы и загрязняя нас». Преданные ИСККОН понимают, что когда мы несем пищу для предложения Верховному Господу, то она должно быть тщательно закрыта, чтобы вожделенный взгляд животного, ребенка или неквалифицированного человека не мог осквернить ее. Если жадный человек посмотрит с вожделением на пищу, то мы рискуем заболеть, вкушая ее. Подобно этому женщину могут воспринимать как объект чувственных наслаждений, и потому она должна закрывать свое тело, чтобы оно не было объектом вожделения. Таким образом, она будет оставаться чистой для служения Господу.
Когда женщина закрывает свое тело целомудренным образом с помощью сари, она заявляет тем самым, что она служанка Кришны и что она не интересуется привлечением мужчин своей материальной формой. В этом смысле она уже не «дьявол в маске» и не та, кто ищет себе посильную жертву, но та, кто является доброжелательницей, «матерью», той, кто заботится о других. В особенности она заботится о духовной жизни мужчин. Она желает им достичь высшей цели жизни — вернуться назад домой к Богу, чтобы они не были обусловлены материальной иллюзией, очарованные украшением ее мертвого тела.
Я замечаю, что сари помогает мне в проповеди. Практически каждый день мне приходится объяснять, почему я ношу сари. Эта одежда помогает мне быть должным духовным примером и заставляет меня думать, как мои действия влияют на людей, у которых есть вера, что все преданные ИСККОН садху.
И еще одна причина, почему я продолжаю носить сари — это потому, что я знаю, что это доставляет удовольствие Шриле Прабхупаде. Он часто говорил: «Дхоти превращает тебя в преданного!», имея в виду, что ношение духовной одежды благоприятно для духовной трансформации. Зная, что Шрила Прабхупада является нашим вечным доброжелателем и защитником, я терплю кажущиеся неудобства, связанные с ношением сари, лишь бы он был доволен.
(Why I Wear Sari. Ramboru dd.)
Перевод с английского: Ананда Гопика д.д.