Featured

Есть ли снег в духовном мире? Отвечает: Раджа-Кумари д.д.

Есть ли снег в духовном мире?

«Без осознания величия Бога любые рассказы о Его деяниях ничем не лучше мирских рассказов о любви». Нарада-бхакти-сутра

Я увидела, как от ветра падает снег с ветвей деревьев. Медленно, большими охапками, разбиваясь о нижние ветки… «Неужели это тоже майа? Есть ли снег в духовном мире? Осень-то есть, есть весна и лето, но неужели они там тоже мерзнут?»

Я посмотрела в программу, содержащую все книги, беседы и письма Шрилы Прабхупады, там снег упоминается 109 раз. В разговорах и на прогулках Прабхупада часто спрашивал учеников, много ли снега бывает в каком-то городе (к примеру, в Америке), когда они обсуждали новые храмы…

Есть разговор о качествах души, и Шрила Прабхупада приводит такое сравнение: качество снега – белизна, качество чили – острота, сахара – сладость и качество души – служение. Снег может быть нечист, например, с примесями от красного вулканического пепла, но его собственная природа – белизна! Источник снежинок – солнце, и даже если мы видим, как они сверкают всеми цветами на солнце, тем не менее, они всегда белые… Так же и душа. Это объяснение Прабхупады.

И ссылки на снег в книгах показали, что снег в духовном мире есть – подумать только! Снег на санскрите – hima.

Немного позже, когда мальчики ощутили расстройство от изнуряющей летней жары, они укрылись у основания дерева, которое стояло как зонтик. Господь тогда сказал, что жизнь дерева очень возвышенна, потому что, даже ощущая боль, дерево продолжает защищать других от жары, дождя, снега и так далее. Своими листьями, цветами, фруктами, тенью, корнями, корой, древесиной, ароматом, соком, золой, мякотью и побегами дерево исполняет желание каждого. Такой тип жизни идеален. Точно также, сказал Кришна, совершенство жизни – задействовать свою жизненную энергию, богатство, разум и слова для блага всех.После того как Господь прославил так деревья, вся компания отправилась к Ямуне, где пастушки дали коровам напиться сладкой воды и напились сами.

(ШБ 10.22. обзор)

Когда Кришна и гопи танцевали, они проявляли необычные свойства. Движения их стоп, расположение одной руки на другой, движения их бровей, их улыбки, движения их одежд, их сережки, щеки, их волосы с цветами – когда они пели и танцевали – все это объединялось и казалось облаками, громом, снегом и вспышками молний. Кришнины черты появлялись как скопления туч, песни гопи были как гром, их красота проявлялась как молнии в небе, и капли испарины, видимые на их лицах – как падающий снег. Так гопи и Кришна полностью погрузились в танец («Источник вечного наслаждения»).

В «Лалита-Мадхаве» Рупа Госвами объясняет, что брови Кришны – совсем как Ямуна, а улыбка Радхарани – совсем как лунный свет. Когда Ямуна и лунный свет встречаются на берегу реки, вода на вкус становится как нектар, и пить ее доставляет огромное удовольствие. Она такая же охлаждающая, как сугробы снега. («Нектар Преданности»)

Вот вам и снег, слетающий с деревьев... Майский был подход, а чтение прояснило хоть немного.

* * *

Есть два главных настроения в духовной жизни – встреча с Кришной и разлука. Основное настроение Кришна-лилы – встреча с Кришной (самбхога), она чередуется с разлукой, и основное настроение Чайтанья-лилы – разлука с Кришной (випраламбха), встречи в Чайтанья-лиле практически нет. Господь Чайтанья учит Своих последователей Своим примером любви к Кришне в разлуке. Сначала Кришна дает вкус служения Себе, возможно показываясь мимолетно, и потом всю жизнь мы можем искать Его, как Дхрува Махарадж, как Госвами Вриндавана, как Господь Чайтанья.

* * *

Еще про снег, сравнения Шрилы Прабхупады.

Ночью снег не имеет серебристого блеска, и светлячок не сияет днем. И когда незначительная мистическая сила, проявленная Брахмой, оказалась перед мистической силой Кришны, это выглядело как снег ночью или светлячок днем… Когда человек меньшей мистической силы хочет показать могущество в присутствии большей мистической силы, он сводит на нет свое собственное влияние, он не может увеличить его. Даже такая великая личность как Брахма, захотев показать свою мистическую силу перед Кришной, выглядел нелепо. Так Брахма был поставлен в тупик своей собственной мистической силой. («Источник вечного наслаждения»)

И потом Господь Брахма извиняется, склонившись перед Кришной, после того как украл всех мальчиков и телят:
«Возможно, философы или ученые могли бы сосчитать все атомы на земле, снежинки или возможно даже сияющие корпускулы света солнца, звезд и других светил. Но среди этих ученых кто мог бы сосчитать бесконечные трансцендентные качества, проявляемые Тобой, Верховной Личностью Господа, появляющимся на земле для блага всех живых существ?» (ШБ 10.14.7)

Не правда ли, это удивительно, что Брахма, обращаясь к Кришне, упоминает о снеге посреди лета. Мог бы, например, про песчинки сказать... Может быть оттого, что Кришна был холоден с ним, и Брахма никак не мог понять, доволен ли Господь его молитвами. Так что, следуя по стопам Господа Брахмы (мы Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадая), мы можем сравнить количество качеств Бога с количеством снежинок и так получить хоть какое-то понимание о бесконечности... И как мы, ограниченные, можем служить Бесконечности...

У меня возникает от этих мыслей какое-то беспокойство и почти отчаяние. Величие Бога – первое, что нам надо понять, поэтому мы изучаем «Шримад Бхагаватам» последовательно, от описания материальных миров к духовному миру и понимаем, почему надо идти по стопам...

Автор: Раджа Кумари деви даси (2007)

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню