Featured

Где тот критерий, по которому ученик должен определять, какие из слов своего гуру он вправе повторять/цитировать, а какие станут медвежьей услугой как духовному учителю, так и всему обществу вайшнавов? (Радха-Говинда дас)



Радха-Говинда дас и преданные Харе Кришна

Боюсь что особую ясность я не способен внести, но все же поделюсь некоторыми мыслями. Критерий по которому ученик того или иного Гуру определяет что говорить, а что нет определяется следованию принципу *сотрудничества*, озвученного Шрилой Прабхупадой в одном из своих последних наставлений: «Ваша любовь ко мне проявится в том как вы сотрудничаете между собой после моего ухода».

Уникальность культуры ученичества и специфика положения ученика в ИСККОН заключается в том, что в момент посвящения, помимо верности своему Дикша-гуру, мы также присягаем в верности Основателю Ачарье нашего движения, в лице Шрилы Прабхупады. Соответственно в своих взглядах и риторике, мы должны отталкиваться не только от следования линии суждения нашего индивидуального Гуру, но также и от линии суждения основателя нашего движения, желавшего видеть ИСККОН единым, гармонично сотрудничающим друг с другом обществом Вайшнавов.

В наше время, воля Шрилы Прабхупады отражается посредством Руководящего Совета ИСККОН известного как GBC. Таким образом все ученики ИСККОН независимо от того у кого они получили посвящение должны подчиняться авторитету Руководящего Совета GBC, и в то же время продолжать следовать духовным наставлениям своего учителя видя его неотличным от Господа.

“Если родители, дети или соседи считают Гуру обычном человеком, как может его ученик считать Гуру неотличным от Пармешвары? На это я отвечу: Когда повелитель материальной энергии и всех живых существ нисходят как Ядунандана Кришна или Рагхунандана Рама, многие люди встречающие Его на земле считают Его обычным человеком. Означает ли это что Он действительно является таковым. Нет. Очевидно что Он высший управляющий. То же самое оносится к положению Гуру. (Комментарий Шридхары Свами к 7.15.27)

Я не нашел лучшего пояснения этой Ачинтья-бхеда-абхеды-таттвы, чем объяснение Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами :

«Любой гуру имеет две стороны. С одной стороны, для своих учеников он – представитель Самого Бога. Сам Кришна, благодаря его чистоте и преданности (и пропорционально им), действует через него, помогая ученику. В этом смысле он является носителем Абсолютной Истины и носителем абсолютного учения. Ученик должен стараться видеть в нем именно эту сторону его личности, пытаясь понять, каким образом духовная энергия действует через гуру и помогает ему идти по духовному пути. Однако у гуру всегда остается иная сторона, которой он повернут к своим духовным братьям. Они не обязаны принимать его авторитет абсолютно. Для них он – человек, возвышенный вайшнав, с мнением которого они, тем не менее, могут не согласиться. Для духовных братьев его мнение относительно, особенно если оно касается каких-то вопросов, связанных с материальным миром (а варнашрама, безусловно, относится к этой категории).

Личность гуру является олицетворением принципа ачинтья-бхеда-абхеды, одновременного непостижимого тождества и различия души и Бога. Непостижимость одновременного проявления двух природ – духовной и материальной – в одной личности не позволяет наблюдателю со стороны увидеть обе этих природы в одном человеке. Это напоминает картины перевертыши – даже натренированный глаз не способен увидеть обе картинки одновременно. Поэтому в отношениях с гуру его ученики должны стараться видеть только боговдохновенный аспект его личности, тогда как духовные братья и даже ученики других учителей будут видеть относительный, человеческий аспект.

Обычно в Индии гуру, или ачарья, является главой духовной организации, объединяющей его последователей, и для них его мнение неотлично от мнения организации. Его слово – закон для всех ее членов. Это несколько напоминает догмат о непогрешимости Папы, принятый в Католической церкви. Но ИСККОН организован иначе. Шрила Прабхупада не хотел, чтобы его возглавлял один человек, потому что понимал, какими последствиями это чревато. Он поставил во главе ИСККОН коллективный орган управления, наделив его высшими полномочиями. Таким образом, все вайшнавы, исполняющие служение гуру в рамках ИСККОН, прежде всего считают себя слугами всего общества и подчиняются Руководящему Совету, подавая в этом пример своим ученикам. Поэтому случаи, аналогичные описанному вами, могут происходить и в будущем. В ИСККОН абсолютным законом являются только слова его основателя – Шрилы Прабхупады, а Руководящий Совет наделен полномочиями давать свою оценку взглядам любого члена ИСККОН, даже если он играет роль гуру.

Что касается учеников, то они должны подчиняться авторитету Руководящего Совета и в то же время продолжать следовать духовным наставлениям своего учителя, стараясь понять, каким образом абсолютный принцип гуру проявляется в нем и взаимодействуя только с этой, боговдохновенной, стороной его личности».

Радха Говинда Прабху. 29.11.2013 г.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню