Featured

Onliner.by узнал, почему белорусы предпочитают поклоняться Кришне и как живется кришнаитам в христианской стране

krishnaity-belarus-01Этих молодых людей не интересуют ночные клубы и азартные игры. Они облачаются в яркие одежды, бреют голову и распевают мантры на улицах.

Евгения Маеренко переехала из Тулы в Минск несколько лет назад. «Рано утром я зашла в храм и сразу же почувствовала себя как дома. Никого не знала здесь, приехала на лекцию гуру, — говорит Женя. — Минск — особенный город. Мне очень комфортно и уютно. Я будто в пазле, часть этой семьи». Первоначально решение о переезде в белорусскую столицу родители девушки не одобрили.

«Я училась на экономиста, работала главным бухгалтером. Но это был такой этап, который нужно пройти и отпустить. Я уже тогда понимала, что хочу связать свою жизнь с йогой, — рассказывает Евгения. — Мне предложили преподавать йогу. Появилась одна группа, другая. В итоге я вовсе отказалась от бухгалтерской работы».

Евгения Маеренко Евгения Маеренко Храм Харе Кришна ИСККОН в Минске

«В это время стала больше общаться с преданными и изучать ведическую культуру. Сейчас вся моя жизнь связана со служением Богу, — говорит героиня. — Занимаюсь организацией различных мероприятий и лекций, распространяю книги».

«Сейчас родители принимают мой выбор. Они видят, что я изменилась в лучшую сторону. Когда человек соприкасается с Господом и его преданными, он не может остаться прежним. Хочется более чистой жизни, духовного общения, настоящих отношений. У меня появились более высокие ценности, — объясняет девушка. — Однако до сих пор родные говорят: „Занимайся духовной практикой, но только не впадай в крайности“».

Крайность, по мнению нашей героини, — это отречение от материальной жизни. Например, от семьи. Как правило, монахов можно отличить от других верующих по одежде цвета шафрана. «Получая большой объем информации, не всегда воспринимаешь ее правильно. Требуется время, чтобы все проанализировать, — говорит Женя. — Люди принимают позицию фанатизма. Потом не выдерживают и срываются. Это следствие неправильного понимания целей духовной практики».

«Выполнение долга всегда влечет за собой ощущение радости. Если мы не чувствуем себя счастливыми, значит, делаем что-то неправильно. Неудовлетворенность может проявляться через какие-то сильные желания, нам будет постоянно чего-то не хватать», — рассказывает Евгения.

Тем не менее ограничений в жизни кришнаитов немало. «Наша духовная практика позволяет отстраниться от бессмысленного общения, от ненужной деятельности. Мы не употребляем в пищу мясо, рыбу и яйца. Отказываемся от спиртных напитков, кофе и чая, — объясняет собеседница. — Еще не вступаем в незаконные половые связи».

В храме Кришны в Минске Киртан в минском храме Харе Кришна
 Картина с Кришной  Белорусский мридангист

Легкомыслие в отношениях между людьми недопустимо. «Если молодой человек влюбился, он подходит к старшей женщине и говорит, что хочет общаться с какой-то девушкой. Впрочем, молодые могут и сами это обсудить. Но все проходит через стадию помолвки. У нас нет такого легкого общения, — рассказывает героиня. — Мы все хотим быть ближе к Богу. Наши отношения строятся на том, чтобы вдохновлять друг друга на этом пути».

«По ведической культуре, каждая женщина должна быть под защитой мужчины. Современные девушки стремятся к независимости, стараются быть самодостаточными, одиночки такие. Это ложное отречение, — утверждает Женя.— Семейные отношения не строятся на плотском желании, это более возвышенный уровень общения. Очень важно поддерживать мужа в стремлении к духовному развитию. Быть верной не просто телесно, а в уме и в сердце».

Белорусская матаджи Кришнаиты принимают прасад Матушки

У Евгении нет привычных для белорусской молодежи увлечений. Ее любимое занятие — воспевание Святого Имени. «Мне кажется, это самое лучшее, что есть в мире. Преданные собираются вместе, играют на музыкальных инструментах и поют. Мантра „Харе Кришна“ очищает наше сердце от скверны, от дурных привычек и желаний. В такие минуты мы лично соприкасаемся с Богом», — уверена девушка.

«Длительное время я сильно болела. Преданные окружили меня такой заботой, которую я даже на расстоянии чувствовала, — вспоминает Евгения. — Когда человек соприкасается с Богом, у него появляются силы. Истинное счастье — это отношения, которые приносят умиротворение в твою жизнь, позволяют чувствовать себя счастливым даже в самые тяжелые минуты».

«Я очень хорошо отношусь к христианству и другим религиям, но здесь я нашла все, что искала», — объясняет собеседница. Иногда девушка сталкивается с непониманием. «Все эти суждения основаны на незнании нашей философии и нежелании узнать что-то новое. Нашим священным писаниям более пяти тысяч лет, это опыт поколений, — говорит Женя.— У меня есть любимая фраза: „Как можно обидеть человека, который, сбросив с себя стопудовые гири, в счастье танцует?“».


Нам удалось пообщаться и с семейной парой. Наталья и Дмитрий Богдан вместе уже 8 лет. Они познакомились в храме. «Наша молодежь знает только часть культуры, какую-то ее внешнюю сторону. Но на самом деле уровни отношений очень разные. Веды не обязывают вести какой-то особый образ жизни. Каждый сам волен выбирать, сколько ему петь, молиться и с кем общаться, — рассказывает Дмитрий. — Даже в храме можно соблюдать самые примитивные стандарты, если человек по-другому не может».

Наталья Богдан

«Чтобы создать семью, нужно для этого созреть. К какому возрасту человек должен стать мудрецом? Обычно люди отвечают, что годам к 50—60. Но веды говорят, что мудрым необходимо стать уже к моменту создания семьи. Первые 25 лет нужны для обучения, чтобы потом на практике применять эти знания. Иначе чему хорошему ты сможешь научить детей?» — рассуждает наш собеседник.

У Натальи два высших образования: экономическое и педагогическое. Сейчас женщина не работает. Ее основное занятие — воспитание двух маленьких детей. «Все мое время уходит на семью и духовную практику. Я читаю много книг. На досуге веду свой блог, где пишу о детях. Еще очень люблю готовить. Выкладываю рецепты блюд в соцсетях. Многие люди мне пишут и задают вопросы, необходимо им отвечать», — говорит наша героиня.

Дочерей решили не отправлять в детский сад. «Считается, что ребенка нужно отдавать тому, кто может лучше его воспитать. Садик — не лучшее место для воспитания. Мы планируем, что и первые три класса школы девочки будет обучаться на дому, — рассказывает Дмитрий. — Наши дети постоянно общаются со сверстниками, у них есть друзья. Это миф, что домашнее обучение приводит к боязни людей».

krishnaity-belarus-14 krishnaity-belarus-15
krishnaity-belarus-16

Работа отнимает немало драгоценного времени. «На духовную практику уходит много сил. В храмах, например, в 3 часа утра подъем, с 4 до 9 — время, когда человек изучает священные писания, повторяет мантры. Это заряд духовной силы перед рабочим днем, — объясняет Дмитрий.— Если трудиться целый день, то почти невозможно вести полноценную духовную жизнь. Поэтому мы решили открыть свой образовательный центр. Там будут занятия по йоге, кулинарные курсы, лекции. То есть наша работа будет связана с нашей духовной жизнью».

Алтарь с Божествами Гаура-Нитай в Минске

В индуизм Дмитрий пришел сложным путем. «Когда мне было 20, я бегал от армии. Путешествовал по Германии и Польше. Потом вернулся, поступил в университет. Мне была положена отсрочка. Но пришли люди и забрали меня. Отвезли на Володарского, продержали там четыре месяца. Был суд, и я получил два года „химии“ вместо двух лет армии, — вспоминает собеседник.— Меня отправили в Гомель и сказали искать там работу. В то время ее вообще не было. Я позвонил единственному знакомому, который жил в Гомеле. Он сразу решил все вопросы, устроил к себе в фирму». Друг, в свою очередь, и привел Дмитрия в общину сознания Кришны.

«В какой-то момент я понял, что вот оно, мое место спокойствия. Там я чувствовал себя гораздо лучше. Ко мне относились как к родственнику, не требовали никаких денег. Я заинтересовался и стал изучать ведическую культуру», — дополняет наш собеседник.

Семья белорусских преданных

Наталья стала на путь Кришны тоже благодаря подруге. «Я дружила с девушкой одной. Как-то увидела у нее странные книги. Удивилась, что подруга моя не христианка. Мы общались еще года два, а потом она отвела меня в храм. Мы пробыли там 12 часов, а казалось, что всего несколько мгновений, — говорит Наталья.— Мне очень понравились преданные, они подкупили меня своим позитивным настроением».

В роду нашей героини много православных священников, родители тоже верующие. Поэтому отступление дочери от христианства было воспринято весьма болезненно. «Сейчас все поняли, что в этом нет ничего плохого. Мама, кстати, уже практикует вегетарианство», — рассказывает Наталья.

«Мы не едим того, что убегает или улетает, что боится и хочет жить. Есть продукты, которые привлекают. Например, яблоко пахнет. Оно хочет, чтобы его съели», — объясняет Дмитрий. «Мы не убиваем растения, а едим его плоды, — дополняет мужа Наталья.— Многие дети не любят мясо. Мамам приходится маскировать его в овощи. Наша старшая дочь удивляется, когда видит, что кто-то покупает в магазине убитую курицу. Хоть мы дочке и не объясняли, что мясо есть нельзя».

Вегетарианский пир. Прасад в храме кришнаитов

Такой обед в храме стоит около 20 тыс. рублей. Однако есть возможность поесть бесплатно. Всем желающим раздают «прасад» — рис с овощами.

Высокие отношения между людьми — самые важные ценности. «Мы практикуем высокую культуру в нашей семье. Отказываемся не только от мяса и спиртных напитков, но и от фамильярности, от грубости. Не ходим в клубы и на спортивные мероприятия. У нас есть другие развлечения», — рассказывает глава семьи.

У детей должен быть хороший пример. «Есть влияние через насилие и через вдохновение. Сила примера должна быть. Я работал в гимназии. Для меня было парадоксом, когда психолог на переменах выходил и курил под окнами», — говорит Дмитрий.

Детям в семье Богдан не навязывают убеждений родителей. «Каждый родитель желает, чтобы дети продолжали его дело. Ведь хочется сохранить традиции. Но лучшие духовные качества, такие как смирение или уважение, не принадлежат к какой-то конфессии, они есть везде. Мы пытаемся дать детям возможность духовного развития. Воспользоваться этим или нет — это их выбор, — уверяет Дмитрий. — Есть пословица: „Коня можно подвести к водопою, но напиться не заставишь“. Посвящение в духовную жизнь происходит в осознанном возрасте, когда человек нашел себе духовного учителя и обещает соблюдать обеты».

«В ведах Бога называют Верховной Личностью. Верховная значит самая высшая. Личность — не просто разум, а полноценная личность. В переводе с санскрита Кришна означает „Всепривлекающий“. Есть шесть основных характеристик Бога: самый красивый, мудрый, знаменитый, сильный, богатый и отреченный, — объясняет Дмитрий. — По сути, все люди к этому стремятся, потому что мы — частичка Бога».

Зачастую Кришну изображают в образе ребенка с кожей голубого цвета. Мурти Шрилы Прабхупады в Минске

«Женщины часто находятся в очень раздраженном состоянии. Приходишь в гости, хозяйка подносит чай, а сама волнуется, уставшая и напряженная. Это говорит об отсутствии духовной жизни. Для меня главное — с каким настроением я что-то делаю. Если с любовью и благодарностью, то это и есть проявление Бога», — говорит Наталья.

Людям свойственно стремиться к счастью. Только у каждого свой путь. В храме мы не заметили печальных лиц и не услышали жалоб на жизнь. Верующие поют и танцуют вместе, гостеприимно принимают каждого посетителя. А случайных гостей, кстати, немало. Некоторые заходят просто из любопытства и попадают в совсем другой, непривычный для белорусов мир, где из каждого уголка звучит «Харе Кришна».

Источник: Татьяна Никитина. Фото: Аркадий Соболев. Видео: Алексей Носов

Подобные материалы:

Меню