30. Первый большой храм в ИСККОН. Ла-Чинега. Лос-Анджелес. Декабрь 1968

Back to Godhead Vol 21 1968В конце 1968 года Прабхупада предпринимает несколько важных шагов к победе над силами иллюзии. К этому времени ИСККОН уже твердо стоял на ногах, и первым значительным шагом стало приобретение прекрасных зданий под храмы в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.

И хотя дом в Ваттсе остается единственным местом, где могли собираться преданные, Прабхупада проводит там огненное жертвоприношение и инициирует несколько человек. Перед началом церемонии он обращает внимание па Джаянанду:

«Джаянанда выглядит как Чайтанья Махапрабху, - улыбается Прабхупада. - Да. Он был высоким и крепким, Чайтанья Махапрабху». Джаянанда - крупный преданный с большими плечами, но, услышав комплимент Прабхупады, он заливается краской.

После нескольких недель поисков Даянанда находит пустующую церковь на проспекте Ла-Чинега, 1975. Прабхупада очень хочет открыть центр в Лос-Анджелесе, и Даянанде не терпится показать ему здание и получить его одобрение. Хотя это всего лишь обветшавшая деревянная церковь, глаза Прабхупады сразу загораются, поскольку он видит большие перспективы. К зданию, находящемуся примерно в пятидесяти футах от дороги, ведет центральная аллея, по обеим сторонам которой находятся запущенные лужайки и растут деревья. Главный вход ведет в большую часовню с высоким куполом, большими окнами и сценой в конце, которая идеально подходит для алтаря. Второе помещение тоже достаточно большое, но потолок там не такой высокий. Он вполне подходит для принятия прасада. Там было еще несколько приличных помещений, два офиса, две ванных комнаты и неплохая кухня.

Обойдя с Даянандой помещения, Прабхупада подводит резюме: «Да. Я хочу, чтобы здесь был наш храм». Хотя арендная плата в пятьсот долларов слишком высока для нынешнего бюджета преданных, Прабхупада готов пойти на риск и разрешает Даянанде заключить договор. Здесь будет достаточно места, чтобы разместить сотни гостей, а также с удобством расселить преданных. Здание стоит отдельно, поэтому соседи не будут жаловаться на громкие киртаны. Достаточно внести небольшие изменения, и этот храм станет самым впечатляющим храмом ИСККОН.

После переговоров по поводу арендной платы Даянанде удается снизить ее до четырехсот долларов на протяжении первого года. Затем Прабхупада показывает помещение Тамал Кришне и спрашивает его мнение. Тамал Кришна впечатлен - это, несомненно, шаг вперед.

«Итак, сколько может вносить в счет аренды ваша группа санкиртаны?»

Тамал Кришна ошеломлен. Он хочет, чтобы группа санкиртаны не зависела ни от какого храма, и предпочитает жить отдельно в домике в Ваттсе, считая себя личной группой санкиртаны Прабхупады. Ранее уже обсуждалась их поездка в Европу в качестве всемирной группы санкиртаны, и Тамал Кришна уже собирал деньги для этой цели. Храм - это забота местных преданных и президента храма, Даянанды.

«Мы сможем давать только 100$ в месяц, Шрила Прабхупада» - нехотя отвечает он. Прабхупада соглашается с этой суммой и обещает оплатить остаток из своего книжного фонда. Понимая, что его ученики являются всего лишь неофитами, Прабхупада осознает, что ему придется поднимать их до более высокого уровня сознания.

Через несколько дней он вызывает Тамал Кришну для еще одного разговора. Обходя вокруг комплекса, Прабхупада объясняет, какие огромные возможности открывает этот храм для проповеди сознания Кришны в Лос-Анджелесе. Однако для этого потребуется опытный менеджер.

«Почему бы вам ни переехать в этот храм и ни взять на себя ответственность за него? Сейчас как раз подходящий момент для того, чтобы ваша группа поселилась здесь и все организовала. Это будет хорошим стимулом для вас».

«Но, Прабхупада, вы говорили, что хотите, чтобы мы отправились в Европу и дальше, по всему миру», - не соглашается Тамал Кришна. Ему не хочется расставаться со своими мечтами о путешествиях с Прабхупадой в качестве его личного окружения. «Если мы переедем сюда...»

«Нет, нет. Это всего лишь на короткое время», - заверяет Прабхупада. У Тамал Кришны нет иного выбора, кроме как принять предложение. Брахмачари покидают дом в Ваттсе и переезжают в церковь. Их новое служение - превратить церковь в храм.

Тамал Кришна: И так, вместо мриданг и каратал мы вооружились метлами, кистями и молотками. Через несколько дней в здании воцарилась атмосфера храма ИСККОН. каждая комната была заново окрашена, а в главной часовне на месте кафедры был сооружен алтарь.

Другие помещения были использованы в соответствии с нуждами храма. Две большие комнаты стали ашрамами брахмачари и брахмачарини. Три ниши за залом для принятия прасада превратились в художественную студию Муралидхары, швейную мастерскую Шилавати и комнату, где Шримати делала кукол. Нара-Нараяна приступил к изготовлению прекрасной вьясасаны. Отдельная комната была выделена лично для Шрилы Прабхупады. На центральной лужайке был установлен красивый щит, рекламирующий воскресный пир.

Когда реставрационные работы были завершены, Прабхупаду привезли в храм и провели по всем помещениям. Все преданные сопровождали его, пока он осматривал храм, обращая внимание па каждую деталь. Всюду царили чистота и порядок. Есть ашрам брахмачари, ашрам брахмачарини, хорошо оборудованная кухня, огромная алтарная, зал для принятия прасада и личная комната Прабхупады для даршанов. Шрила Прабхупада доволен усилиями преданных по приведению в порядок нового здания.

Джаянанда очень рад переезду в новый храм. Он начинает приводить в порядок лужайки с обеих сторон, чтобы придать храму привлекательный внешний вид. Затем он отправляется за пожертвованиями и приносит 108 розовых кустов, а также четыре благоухающих куста гардении и рассаживает их вдоль дорожки, ведущей к входу в храм. Вскоре на кустах появятся прекрасные цветы, и их можно будет предлагать Кришне. Джаянанда берет на себя обязанности смотрителя храма и прилегающей к нему территории, а также заботится о преданных. Когда приходят молодые мамы с детьми, он сразу заверяет их, что здесь они будут чувствовать себя как дома.

Лабангалатика д.д.: я впервые встретила Джаянанду в лос-анджелесском храме. Помню, как мы с нам готовили гулабджамуны на воскресный пир, вернее я только их катала, так как всего несколько дней еще была здесь. Он, такой большой и очень дружелюбный, беседовал со мной, и я чувствовала себя дома. Он о чем-то спрашивал меня, а я очень стеснялась. Джаянанда рассказал мне об одной английской девушке, которую Прабхупада инициировал, но она вернулась домой, так как была очень ранимой. Он был добрым и не считал, что, поскольку является брахмачари, не может со мной поговорить.

Дваракадхиша: Мне было тогда пять лет. Мое имя было Дарвин, и Прабхупада называл меня «маленьким мальчиком Дарвином». Мы с мамой переехали в Лос-Анджелес из храма в Санта-Фе. Джаянанда перекопал весь участок и посадил розовые кусты. Повсюду лежали комья земли с высохшей травой, и мы с ним играли, подбрасывая их вверх, как будто это были демоны или что-то в этом роде. Пока я жил в Лос-Анджелесе, Вишнуджана был для меня старшим братом и воспитателем, который заботился обо мне и был первым, кто меня побрил. Он учил меня рисовать, и мы несколько раз ходили в магазин за красками.

В день ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупада уже было собирался начать программу в новом храме, как вдруг заметил, что нет Джаянанды. В ту же минуту Джаянанда вошел и поклонился.

«Харе Кришна. Проходи. Я подумал: «Где Джаянанда?», и он тут же появился». Все оборачиваются к исполненному смирения Джаянанде, который несет огромный слоеный торт, предназначенный для предложения Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Преданные раскрывают от удивления рты. Шрила Прабхупада выглядит очень довольным. Он просит Джаянанду предложить торт непосредственно своему гуру, добавляя: «Смотри, чтобы он не упал. Хорошо».

У Джаянанды была особая связь с духовным учителем. Все видят, что он настолько глубоко впитал идею преданного служения, что Шрила Прабхупада постоянно думает о нем. Преданные счастливы, поскольку знают, что Джаянанда заслужил эту особую милость.

Поскольку преданные допоздна задерживаются на санкиртане, утренняя программа начинается только в семь часов утра; мангала-арати в 4.30 утра тогда еще не проводили. Прабхупада приезжал в храм три раза в неделю по вечерам, проводил киртан и читал лекцию. Перед киртаном все набиваются в маленькую комнату для даршанов. В эти сокровенные минуты преданные задают личные вопросы, устанавливая более близкие отношения со своим духовным учителем.

Во время одной из таких встреч Прабхупада спросил Тамал Кришну: «Который час, Тамал?»

«Шесть часов, Шрила Прабхупада».

«Больше никогда не будет снова шесть часов. Этот момент ушел в прошлое. Поэтому вы должны использовать каждое мгновение». Благодаря такому личному общению Прабхупада пробуждает сознание преданных и учит их всему, что необходимо знать, чтобы стать ваши павам и, чистыми преданными Кришны.

Признавая организаторские способности Тамал Кришны, Прабхупада уделяет ему много времени, обучая его искусству управления. Постепенно Тамал Кришна начинает считать, что находится в более привилегированном положении, чем другие преданные. Но как только духовный учитель замечает в ученике признаки ложной гордости, он сразу же стремится устранить эту анартху. Прабхупада мягко сделал это, когда Тамал Кришна принес показать ему новую обложку для «Шримад-Бхагаватам», нарисованную Муралидхарой.

Рассматривая картину, Прабхупада обращает внимание Тамал Кришны на различные аспекты творения. Он указывает на Кришну и объясняет, что все творение - это всего лишь проявление Его энергии. Он показывает бесчисленные планеты Вайкунтхи, вечные и самосветящиеся. В уголке изображен Маха-Вишну, возлежащий в Причинном Океане, и Прабхупада рассказывает о том, как в течение лишь одного его дыхания появляется и исчезает множество вселенных.

Тамал Кришна: Прабхупада сказал: «в каждой вселенной находится бесчисленное количество живых существ, населяющих бесчисленные планеты и звезды. Одной из этих планет является наша Земля, и на ней есть несколько континентов, одним из континентов является Америка, и в Америке есть множество больших городов. Один из них - Лос-Анджелес, в котором есть проспект Ла-чинега. На этой улице множество зданий, и одно из них - храм Господа Кришны, в этом храме находится Тамал Кришна, и он думает, что является очень важной персоной».

Прабхупада взглянул на меня и улыбнулся. Так он продемонстрировал мне, насколько я незначителен. Урок был ясен: никто не имеет права гордиться, независимо от того, какое бы высокое положение он ни занимал.

Нара-Нараяна все свое время проводит за изготовлением роскошной вьясасаны, поскольку великолепный храм заслуживает столь же великолепного сидения для Прабхупады. Все преданные хотят, чтобы это было нечто, достойное представителя Кришны. Наконец, вьясасана закончена и установлена на возвышении справа от алтаря Божеств. Когда Прабхупада прибыл, и ему было предложено это роскошное кресло, он некоторое время колебался. Никогда ранее ему не предлагали сидеть на столь величественной вьясасане. Тронутый любовью преданных, он стоял с глазами, полными слез. Прерывающимся от чувств голосом он сказал, что недостоин такой вьясасаны, но примет ее от имени своего Гуру Махараджи. Преданные с волнением наблюдали за трансцендентными эмоциями своего духовного учителя, понимая, что даже такое подношение не является достаточным прославлением гуру.

Нью-йоркские преданные тоже искали возможности найти лучшее помещение для храма. Им удалось заключить пятилетний договор аренды большого трехэтажного здания на Второй авеню, 61. Раньше здесь находился салон проката смокингов, поэтому в здании было множество маленьких комнаток, а также больших зеркал в человеческий рост. Преданные написали Прабхупаде, что по сравнению с первым магазинчиком это помещение было подобно дворцу. Таким образом, в течение одного месяца было приобретено два важных здания. Однако это было лишь первым шагом. В том же месяце произошло еще несколько не менее значительных вещей.

Второе важное событие было связано с изданием книг. В середине декабря из Нью-Йорка прибывает контейнер с книгами. Во время вечерней лекции преданные вручают Прабхупаде только что напечатанную «Бхагавад-гиту как она есть». Прабхупада доволен; он поднимает книгу, так чтобы всем было видно. Наконец-то у ИСККОН есть собственная «Бхагавад-гита»!

Через несколько дней выходят два новых номера «Обратно к Богу». Один из них - двадцать первый выпуск па английском языке. Второй - первый номер журнала на французском языке, изданный Джанарданой в Монреале. Прабхупада излучает счастье, глядя на прекрасное оформление и качество печати. Его мечта проповедовать по всему миру исполнилась - этот журнал сможет очистить множество душ, говорящих на французском.

К этому времени Прабхупада уже приступил к переводу «Бхакти-расамрита-синдху» на английский язык. Название книги будет «Нектар преданности». Также, принимая во внимание множество вопросов о Кришне, которые люди постоянно задают, он собирается написать обзор Десятой Песни «Шримад-Бхагава- там». Эта книга будет называться «Кришна, Верховная Личность Бога», и в ней будет множество иллюстраций, посвященных развлечениям Кришны. Теперь, когда у ИСККОН есть несколько художников, Прабхупада хочет, чтобы они рисовали как можно больше картин, посвященных Кришна-лиле. «Учение Господа Чайтаньи» к этому времени также уже было напечатано.

Другим важным проектом была организация гурукулы, где мальчики и девочки могли бы получать должное вайшнавское образование. Прабхупаду очень вдохновляет то, что дети преданных с таким энтузиазмом принимают сознание Кришна, и он попросил Хаягриву взять на себя ответственность за создание гурукулы в Новом Вриндаване.

Важная новость пришла от Рупануги. Ему предложили вести официальный курс сознания Кришны в Государственном Университете Нью-Йорка в Буффало. Рупануга считает это «прорывом движения Господа Чайтаньи па Западе» и выражает надежду, что самые разумные из студентов присоединятся к их миссии. Он также вдохновляет Хаягриву попытаться организовать такой же курс в Огайо. Если студентов будут обучать сознанию Кришны в колледжах, это будет огромным успехом ИСККОН.

Нью-Йорк также был первым местом, где явились Радха и Кришна. У Шрилы Прабхупады были маленькие Божества Радхи-Кришны, с которыми он путешествовал, но теперь Радха и Кришна были установлены в храме на Второй Авеню, 61. В соответствии с детальными наставлениями Шрилы Прабхупады была проведена грандиозная церемония абхишеки, и затем в двадцать втором номере «Обратно к Богу» была напечатана серия фотографий, отображающих это событие.

Однако не все новости были радостными. В Сан-Франциско преданных на санкиртане стала преследовать полиция. Там появилось много проблем с тех пор, как Вишнуджана и Тамал Кришна уехали в Лос-Анджелес. В приводимом ниже письме Шрила Прабхупада предлагает, чтобы в будущем распространители книг путешествовали и распространяли книги отдельно от групп киртана.

То, что преданных, проводящих киртаны на улицах, начала преследовать полиция, вовсе нехорошо. Лучше приглашать людей в храм и там спокойно петь. Если преданным удается распространять по 7-12 журналов в одиночку, нет никакой необходимости устраивать большую процессию и выводить полицию из себя.

Если вам удастся, как ты предлагаешь, просто продавать журналы и книги, такие как «Бхагавад-гита», это будет большим успехом. Нет необходимости устраивать ради этого большое шествие с пением.

22 декабря для журналистов была устроена пресс-конференция по случаю открытия лос-анджелесского храма. Однако к 19.00 пи один из репортеров не появился. Преданные пребывали в смятении. Однако Прабхупада понял, в чем заключалась ошибка - по неопытности преданные назначили пресс-конференцию на нерабочие часы. Все были в полном замешательстве, но только не Шрила Прабхупада. Вместо пресс-конференции он сделал запись своего «Манифеста сознания Кришны» в качестве пресс-релиза.

После того, как запись была сделана, Тамал Кришна сказал: «Мы приготовили очень большой пир».

«Это хорошо. Кушайте». Прабхупада смиренно отклонил предложение принять участие в пире. «Каждый день готовьте большой пир, каждый день пойте и вкушайте прасад. Сегодня торжественное открытие храма. Да. Устройте так, чтобы каждый вечер, по крайней мере, в течение часа, с семи до восьми, в храме шел киртан. Я очень рад, что Вишнуджана так прекрасно поет, а также все остальные по очереди. Итак, каждый день пойте в храме, по меньшей мере, в течение часа и делайте все остальное, как обычно. Не расстраивайтесь. Кришна позаботится о Своем доме. Итак, вы приготовили большой пир; кушайте».

Благодаря трансцендентному видению, Прабхупада превратил неудавшуюся пресс-конференцию в блаженный киртан и пир, введя вечернюю программу - сандхья-арати. Он продемонстрировал практическое применение сознания Кришны: пение, танцы и наслаждение кришна-прасадом.

Духовное развитие Тамал Кришны, Вишнуджаны и Джаянанды происходило несколько по-разному. Тамал Кришна пытался все понять на основе логики и рассудка. Он подходил к сознанию Кришны посредством интеллекта. Вишнуджана старался приобрести духовный опыт и вкус к сознанию Кришны. Он воспринимал сознание Кришны сердцем. А Джаянанда просто следовал всему, что говорил Шрила Прабхупада. Похоже, он никогда не задавал вопросов. Он развивался благодаря смирению и покорности.

Однако поскольку эти подходы, несомненно, пересекались, преданные были едины в служении Кришне. Благодаря этому единству, они прекрасно понимали друг друга, были способны выражать свои глубинные чувства и делиться откровениями по мере прогресса в духовной жизни. На духовной платформе между ними царила гармония. И, тем не менее, различия между ними были настолько велики, насколько три человека могут вообще отличаться друг от друга. Если бы они встретились пятью годами раньше, они вряд ли бы нашли общий язык.

Джаянанда в свое время был таксистом с дипломом инженера па Среднем Западе; он бесцельно колесил по улицам Сан- Франциско, возя пассажиров из одного места в другое, и эти пункты назначения были не более значимы, чем временные остановки в призрачном сне.

Вишнуджана был мистиком, выросшим в солнечной Калифорнии, где океанский прибой манит к себе. Одаренный музыкант, он очень быстро выпал из системы, обратившись к альтернативному образу жизни и направив свою творческую энергию на музыку, оккультизм и психоделические опыты.

Тамал Кришна же был философом и интеллектуалом-иуде- ем из Нью-Йорка; выросший в безбожном окружении, он бродил по улицам Манхэттена в поисках чего-то экстраординарного и вел бесконечные споры с религиозными фанатиками в колледже.

Между ними лежала пропасть. Ничто из находившегося в сфере интересов каждого из них не представляло интереса для остальных. И все же их объединял один общий фактор: каждый из них сквозь внешний лоск материальной жизни видел иллюзорность материальных наслаждений техногенной цивилизации, в которой людей манит мираж безграничной свободы и счастья. Каждый из них по-своему избежал промывания мозгов посредством телевидения, системы образования и навязывания патриотических чувств, типа: «Это моя страна; это мой дом».

Они сохранили чистоту и свободу, решив не становиться винтиком в индустриальном механизме. Итак, каждый из них отправился на поиски истины, скрытой за внешней видимостью, на поиски смысла, не сводящегося к американской мечте, на поиски перспектив, более реальных, чем обещания чувственных наслаждений, предлагаемых Мэдисон авеню и их сообщниками. Эта общая черта привела каждого из них к чистому преданному Господа, странствующему по земле и собирающему пропащие души, ищущие прибежища в связи с вечным.

К концу года у ИСККОН было уже тринадцать центров. Ла-Чинега был первым большим храмом в движении. ИСККОН перешел от аренды магазинчиков к открытию величественных мест поклонения.

Движение в Калифорнии стремительно развивалось благодаря энтузиазму Вишнуджаны в санкиртане, организаторским способностям Тамал Кришны и готовности Джаянанды смиренно выполнять любое служение. И, конечно же, главным вдохновляющим фактором было личное присутствие Прабхупады.

Тамал Кришна: Прабхупада много раз говорил мне, что фактически наше движение началось в 1968 году, почему? Потому что в это время были введены все те программы, которые позже стали основой движения Харе Кришна, первая по-настоящему большая Ратха-ятра была проведена в 1968 году. Поклонение Божествам началось в Сан-Франциско с появлением Господа Джаганнатхи, а лос-анджелесский храм был первым большим храмом, в котором Прабхупада установил многие стандарты.

Кроме того, в 1968 году была впервые организована группа санкиртаны, которая выходила на улицу каждый день, сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. Ее организовали мы. Хамсадута в Нью-Йорке тоже выходил на санкиртану время от времени, но мы выходили каждый день. У нас была униформа. Мы продавали журналы. Это была очень организованная программа. По сути, это было началом бума санкиртаны. Фактически, движение санкиртаны родилось на Западном Побережье, а не на Восточном. Раз в неделю я звонил Брахмананде и рассказывал о том, что мы делаем. Он бывал просто потрясен.

Воскресные пиры были грандиозными - приходили сотни людей, к нам тогда присоединилось большое количество преданных, около сотни, на Восточном побережье ничего подобного не происходило. У них не было того радостного духа, какой был у нас. И этот дух, главным образом, создавал Вишнуджана.

Меню