37. Всемирная штаб-квартира ИСККОН. Июнь 1969 года

Хотя вокруг приездов Папы Римского и Махариши в 1965 году было много шума, эффект был временным. Вместо роста духовности в моду вошли мини-юбки, поскольку женщины больше не хотели быть просто домохозяйками. Мэдисон Авеню сразу воспользовалась этой возможностью, чтобы сделать бизнес. Католицизм продолжал приходить в упадок - теперь гомосексуалистов посвящали в сап священнослужителей. Трансцендентная медитация Махариши, привлекшая сначала тысячи последователей, включая «Битлз» и актрису Миа Ферроу, удалилась в Ришикеш, в Индию. Разгневанные последователи покинули организацию. Джон Леннон пишет песню «Секси Сэди» как сатиру на Махариши, обвиняемого в том, что он неравнодушен к молодым девушкам.

Джоан Бэйз открыто выступает против вьетнамской войны: «Если вы не выступаете против мерзости, то становитесь ее частью». В Монреале Джон Леннон и Йоко Оно проводят в больничной постели «Лай-ин», как протест против войны. Они также обращаются к преданным с просьбой принять участие в записи песни «Дайте миру шанс».

У Прабхупады была собственная формула мира, полученная им по парампаре от Господа Чайтаньи. Некоторые из его юных последователей уже начали понимать важность его миссии. Вибхавати встречается с Джоном Ленноном в Монреале и обсуждает с ним тему мира. Поскольку Джон - влиятельный человек, интервью с ним привлечет внимание к движению сознания Кришны. Эта беседа была опубликована в «Монреаль стар» 7 июня.

Прабхупада очень доволен действиями Вибхавати; он пишет ей, что ее служение признано Кришной. Далее он объясняет, что мира невозможно достичь, просто говоря, что вы признаете Бога. Нужно жить в полном сознании Бога. «Поэтому, пока среди руководителей высшего уровня не появятся по-настоящему сознающие Кришну люди, нам не удастся прекратить войны».

У каждого ученика есть свои способности, которые он может занять в определенном аспекте миссии духовного учителя и полностью посвятить себя этой деятельности. Вклад Джаянанды состоит в том, что он каждое мгновение смиренно служит преданным. Вишнуджана постоянно вдохновляет всех петь Харе Кришна.

Тамал Кришна занимается тем, что набирает новых людей и отвечает за менеджмент. Приехав в Сан-Франциско, он понимает, что сознание Кришны невозможно поддерживать без энтузиазма. Ему печально видеть свой бывший храм в таком состоянии. Вместо сотрудничества ради общего дела все пропитано духом независимости. Однако он вдохновляет всех объединить усилия вокруг фестиваля Ратха-ятры.

Тамал Кришна приглашает в Сан-Франциско Джаянанду для постройки величественной колесницы. Нара-Нараяна тоже приезжает туда, чтобы помочь по плотницкой части. Затем Тамал Кришна начинает переговоры с президентами храмов Западного Побережья о сотрудничестве в организации грандиозной Ратха-ятры. Напряжение уходит, и ситуация сразу улучшается.

Вскоре в Сан-Франциско приезжает также и Бхавананда, чтобы помочь в украшении колесницы Ратха-ятры. Джаянанда и Нара-Нараяна в это время уже усердно трудились на пустующем участке земли неподалеку от Фредерик-стрит 518.

Бхавананда: Мы не имели ни малейшего представления о том, как выглядят колесницы Ратха-ятры в Пури, но мы знали, что купола на них покрыты тканью. Поэтому я покрыл их пурпурным атласом. Джаянанда помог построить колесницу и расписать ее. я помню, как он сидел вечером в маленьком храме на Фредерик-стрит, прислонившись спиной к стене, и повторял джапу. Он сидел подчеркнуто прямо, с закрытыми глазами, и очень громко, энергично и отчетливо повторял мантру на больших деревянных четках. Это мне запомнилось больше всего.

Преданные из Сан-Франциско загорелись идеей Ратха-ятры. Они убедили Чета Хелмса, менеджера танцзала», «Фэмили Дог» находящегося в престижном месте на берегу океана, предоставить им это помещение на время Ратха-ятры. Чет - местный устроитель рок-концертов, благоволящий к хиппи и преданным Харе Кришна. В здании имеется большой концертный зал и огромная кухня с двадцатью плитами, идеально подходящая для широкомасштабного распространения прасада. «Фэмили Дог» находится в удобном месте, прямо на пляже и способен вместить пять тысяч человек.

Кроме работы над колесницами Джайананда занимается закупкой бхоги и сбором пожертвований. Многие люди пообещали пожертвовать фрукты и зерно для распространения прасада. Другие жертвуют цветы для украшения Божеств. Похоже, что это будет лучшая в истории Ратха-ятра.

Умапати: Однажды вечером Джаянанда что-то привез и хотел, чтобы кто-то помог ему занести это в храм. Мне не хотелось этого делать, так как я был слишком ленивым, и поэтому стал выдвигать какие- то нелепые оправдания. Тогда Джаянанда спросил: «чем ты занимался целый день?» Сам он весь день трудился изо всех сил, как обычно, я понимал, что делал гораздо меньше, поэтому разозлился и стал огрызаться, заявив, что мне нужно делать что-то другое. Он сразу же сказал: «Нет, нет, не сходи сума. Извини, я просто немного устал. Я не хотел тебя обидеть». Он сразу же проявил чуткость. Джаянанда никогда никому не говорил ничего неприятного. Он всегда был очень вежливым и учтивым со своими духовными братьями, очень милым и приятным в общении. Он был постоянно занят преданным служением. Трудно описать то, какой замечательной личностью был Джаянанда.

Преданные высоко ценили качества Джаянанды и Вишнуджаны, а Прабхупада ценил также и Тамал Кришну. Признавая его организационные способности, Прабхупада просит Тамал Кришну взять на себя ответственность за все центры Западного Побережья, чтобы снять с себя бремя организационных обязанностей и больше сосредоточиться на переводах.

«Я вижу, что Кришна дает тебе разум, как управлять филиалами нашего общества на Западном Побережье. Я думаю, тебе нужно сформировать специальный комитет по управлению, состоящий из тебя, Джаянанды, Чидананды, Динадаяла, Упендры и других. Будет замечательно, если тебе удастся таким образом разрешить все организационные вопросы. Сейчас ответственность за управление храмами Западного Побережья практически полностью лежит на тебе.»

Следующей темой воскресной программы стала дадхи-бандха, сбивание масла. В честь этой лилы в алтарной был установлен сорокалитровый стальной чан, символизирующий сосуд, в котором сбивали масло гопи. Чан был наполнен сливками, и каждый из гостей получил возможность но очереди подходить и вращать мутовку. Когда сливки превратились в свежее масло, его предложили Кришне, а затем раздали всем присутствующим. Преданные были в восторге от фестиваля и стали с энтузиазмом рассказывать о нем всем своим знакомым, убеждая их никогда не пропускать воскресные программы в храме.

Зная о том, что многие молодые люди в духовном поиске по- прежнему присоединяются к Братству, Тамал Кришна и Мадхудвиша выезжают в Лагуна-Бич, чтобы приглашать людей на воскресные программы. «Мир мистических искусств», огромный магазин, внутри которого и вокруг околачивались самые разные люди, стал первым местом, куда они направились. Это типичный магазин для наркоманов, с баром, магазином здоровой пищи и книжной лавкой, а также комнатой для медитации. Как только Тамал Кришна и Мадхудвиша появились там, взгляды всех оказались прикованы к этим бритоголовым вайшнавам. Управляющий поприветствовал их, и очень быстро им удалось договориться с ним о регулярных субботних киртанах. Затем они зашли в популярное место тусовок «Йога импорте». Одно за другим они посетили все подобные места, движимые желанием вернуть к служению Кришне заблудшие души.

По воскресеньям храм заполняется сотнями гостей. Многие из соседских детей тоже приходят, поскольку храм постепенно становится центром внимания всего города. Некоторые люди проводят за рулем несколько часов, чтобы попасть на воскресную программу.

Мирабаи д.д.: Я тогда работала в «Йога импорте». Тамал Кришна и Мадхудвиша зашли, чтобы посмотреть фисгармонии. Мне было настолько любопытно, что означают их маленькие шикхи, бритые головы и одеяния, что я спросила об этом владельца магазина, который бывал в Индии и знал о йоге. «О, тебе лучше продолжать заниматься своей хатха-йогой. Эти люди - очень строгие монахи. Они живут в ашраме в Лос- Анджелесе. Скорее всего, тебя это не заинтересует», но мне стало еще интереснее. Я отправилась в храм ла-чинега и попала на фестиваль масла, что меня потрясло. Сначала был спектакль о том, как Кришна воровал масло. Затем они пустили по залу большое блюдо со свежесбитым маслом, меня всегда интересовали другие культуры, и я никогда не забуду атмосферу и запах благовоний в храме, когда все расселись, чтобы принимать прасад, я хотела было отказаться, поскольку в то время питалась овощами, сваренными на пару, фруктами и соками, я боялась есть все эти блюда, но затем все-таки согласилась, - и мне понравилось. Тогда я еще не знала, что пища была предложена Кришне. Там было столько народу, что объяснить это мне было просто некому, все преданные были заняты.

Кешава: я приехал на воскресный пир из Санта-Барбары, мой брат Карандхара прислал мне «Бхагавад-гиту» и рассказал о природе материального тела. Чтение «Бхагавад-гиты» меня очень вдохновило, и я приехал в храм. Первым преданным, которого я увидел, был Реватинандана. Он провел меня в храм, где проходил фестиваль сбивания масла. В этот день лекцию читала Шилавати. Она была старшей преданной.

Тамал Кришна пригласил меня к себе в офис: «Что ты об этом думаешь? Ты хотел бы жить в храме?»

«Да. Но мне нужно вернуться домой, я приеду на следующей неделе».

«Майя будет охотиться за тобой, я надеюсь, что она не схватит тебя».

Я тогда не имел никакого представления о философии, я думал, что меня будет преследовать какой-то человек. Целую неделю я думал: «кто такая эта майя?» Однако я вернулся и присоединился к движению.

Шилавати чем-то походит на Вишнуджану. Она является еще одной личностью, постоянно пребывающей в блаженстве и вдохновляющей всех и каждого. Являясь главным пуджари, она целиком посвящает себя заботе о Божествах Джаганнатхи. Она также читает замечательные лекции, наполненные глубоко прочувствованным пониманием. Поэтому Шилавати пользуется всеобщим уважением. В те дни еще не существовало духа женоненавистничества. Женщинам было не на что жаловаться, в отличие от последующих лет.

Сахадеви д.д.: Шилавати вставала очень рано, чтобы будить Божества и подготовить цветы, и я вставала вместе с ней. Это было еще до того, как Шрила Прабхупада ввел мангала-арати, поэтому мы вставали, когда все остальные еще спали. Вишнуджана обычно будил брахмачари пением. Мы слышали, как он пел. Это было поистине чудесно. храм Ла-Чинега был подобен большому дому, и все брахмачари жили в одной комнате.

К тому времени Прабхупада еще не ввел строгий распорядок с ранним подъемом на мангала-арати. Поскольку акцент делается на уличное пение и распространение «Обратно к Богу», преданные каждый день допоздна задерживаются на санкиртане. По выходным они иногда поют до двух часов ночи - до тех пор, пока есть слушатели. В обычные дни киртан продолжается до одиннадцати вечера. Еще полчаса занимает дорога в храм, где их ждет горячее молоко и халава. В храме всегда достаточно ха- лавы. Преданные досыта наедаются и погружаются в глубокий сон, поскольку им не нужно рано вставать. Исключение составляет Муралидхара, всегда спокойный и сдержанный. Он выходит на санкиртану после обеда, но по вечерам, когда все поют на Голливудском Бульваре, он рисует. Поэтому рано утром его всегда можно увидеть в алтарной повторяющим свои круги.

Муралидхара: Шилавати была удивительной личностью. Она всегда проявляла к преданным материнские чувства и всегда была исполнена преданности. Мы с ней были большими друзьями, поддерживали прекрасные отношения, просто как брат и сестра. Она была для меня также замечательным примером преданности и хороших качеств.

Вернувшись в Лагуна-Бич, чтобы провести запланированную программу в «Мире мистических искусств», преданные обнаруживают, что комната для медитации битком набита интересующимися людьми. Вишнуджана начинает программу пением Харе Кришна, после чего Тамал Кришна проводит лекцию по «Брахма-самхите». Он объясняет стих чинтамани-пракара-садмасу. Показывая обложку «Бхагаватам», он рассказывает о духовном небе, о различных планетных системах, о том, где находится Кришна, и где находимся мы. Хиппи нравится его объяснение устройства космоса, и многие проявляют живой интерес.

Бахулашва: я вырос в Нью-Йорке, и в 1967 году один из друзей дал мне первую запись Прабхупады, на которой он поет Харе Кришна, я слушал ее и подпевал, и мне это очень понравилось. Когда я поехал в калифорнию, я взял пластинку с собой. Я ничего не знал о движении Харе Кришны; у меня была только пластинка с пением Прабхупады.

У Братства был магазин здоровой пищи, «Мистические искусства», и комната для медитации, я работал там и однажды попал на киртан. Я был потрясен, поскольку был уверен, что об этом никто кроме меня ничего не знает. Тогда я впервые узнал о существовании храма.

В результате субботних программ в Лагуна-Бич многие привлеклись возвышенной философией и культурой бхакти-йоги. Большинство из этих молодых людей и раньше интересовались духовной жизнью, поэтому на них произвели сильное впечатление знания и убежденность преданных. Им хотелось увидеть Учителя, который смог вселить такую искренность в сердца своих последователей. Им хочется узнать больше. Преданные пригласили всех на воскресные фестивали в Лос-Анджелес, где они смогут в полной мере ощутить атмосферу общины сознания Кришны.

Тем временем, путешествуя по храмам Восточного Побережья, Прабхупада любит слушать запись Вишнуджаны, которую он возит с собой. Он также любит ставить ее преданным.

Шарадия д.д.: тогда была кассета, знаменитая запись, на которой Вишнуджана пел «ванде хам...», а Прабхупада играл на мриданге. Прабхупада привез ее с собой из Лос-Анджелеса и поставил, чтобы мы послушали, а потом спросил, понравилось ли. Конечно, мы были в восторге; сразу же запомнили мелодию и стали петь ее во всех храмах, я помню, как кто-то рассказывал нам о том, что Вишнуджана пел эти молитвы прямо в присутствии Прабхупады, полностью погрузившись в медитацию на своего духовного учителя. Бхарадрадж иногда подражал пению Вишнуджаны, когда вел киртан.

Во время пребывания Прабхупады в Новом Вриндаване туда съехались преданные со всего Восточного Побережья. Из маленького центра в Чепл Хилл, что в Северной Каролине, приехал Бхуриджана дас, чтобы провести неделю со своим духовным учителем.

Бхуриджана: Как только я приехал, секретарь Прабхупады позвал меня, я поднялся по ступенькам и поклонился. Сияющий Прабхупада, улыбаясь, сидел перед металлическим сундуком в практически пустой комнате.

«Ты уже слышал запись?» - были первые его слова.

«Нет», - ответил я, и он включил магнитофон. Комната наполнилась звуками тамбуры и ритмами мриданги. Вишнуджана пел глубоким, звучным голосом. Он выражал почтение гуру-гауранге, вечным спутникам Кришны на Голоке: «ванде 'хам шри-гурох шри йута-пада-камалам шри-гурун вайшнавамш ча...»

Послушать пришли и другие преданные. Атмосферу наполнил густой нектар. Я встал и начал танцевать под кассету.

Кто бы из преданных ни слушал эту кассету, никто не мог поверить, что Вишнуджана к этому моменту был в движении всего год.

Находясь в Новом Вриндаване, Прабхупада получает письмо от Тамал Кришны. «Прабхупада, пожалуйста, немедленно приезжайте в Лос-Анджелес. Здесь множество преданных с нетерпением ждут Вашего божественного появления». После четырех месяцев его отсутствия, преданные испытывали боль разлуки со своим духовным учителем. Прабхупада сразу принимает приглашение, считая эту поездку безотлагательной необходимостью.

«Прабхупада приезжает в Новую Двараку!» Новость о его скором приезде тотчас распространилась по всему храму. Пребывая в радостном ожидании, преданные из Ла-Чинега сообщают каждому, кого встретят, о скором возвращении Его Божественной Милости. «Это замечательная возможность получить его даршан».

Бахулашва: Мне сказали, что Прабхупада вот-вот приедет, и преданные организуют для него большую программу в Лос-Анджелесе, к тому времени я уже практически считал себя учеником Прабхупады, поскольку уже долгое время повторял мантру. Поэтому решил поехать вместе с ними в аэропорт и приветствовать его там. Выходные провел в храме, помогая подготовиться к приезду Прабхупаду. Повезло мне участвовать в сан- киртане, в которой лидером, конечно, был Вишнуджана. Он внушал мне благоговение, и был источником вдохновения с первой минуты нашей встречи, как человек, он был абсолютно искренним, открытым и честным. И всегда исполнен любви, и мне просто хотелось находиться в его обществе.

В выходные в храме было полно народу, поскольку многие новички пришли, чтобы помочь в подготовке к приезду Прабхупады. В понедельник утром, 23 июня, все поехали в аэропорт, чтобы встретить Прабхупаду киртаном. Новые преданные видят своего духовного учителя впервые.

Энергия храма значительно возросла со времени прошлого приезда Прабхупады, и он сразу понимает, что этот храм является сердцем всего движения. Все, что ему хотелось бы видеть в каждом центре, уже есть в Новой Двараке. «Здесь, в Лос-Анджелесе, проходит самая успешная санкиртана. По сравнению с другими это просто замечательно».

В следующее воскресенье храмовая комната снова забита до отказа. Все хотят услышать лекцию Прабхупады. Гвоздем программы является спектакль. Вишнуджана со своей труппой подготовили грандиозное представление о Прахладе Махарадже. Вишнуджана в роли свирепого Хираньякашипу настолько убедителен, что некоторые дети даже испугались. Шрила Прабхупада получил огромное удовольствие от спектакля и сказал, что Вишнуджана играл лучше всех. Затем он рассказал о том, как в юности тоже был активным участником школьного театра.

27 июня Прабхупаду приглашают в качестве почетного гостя на радио для участия в передаче, во время которой Вишнуджана ведет киртан. Воодушевленный состоянием дел в Лос-Анджелесе, Прабхупада решает сделать этот центр штаб-квартирой ИСККОН.

Меню