Форма сознания живого существа в момент смерти определяет форму его следующего грубого тела (БГ 8.6; 15.8-10).
Сознание, благодаря ложному отождествлению, распространяется на тонкое тело (ум, разум) и грубое тело. И у человека в зрелые и поздние годы жизни может быть несоответствие между его грубым человеческим телом, предназначенным для совершения добровольных аскез и самоосознания (БГ 4.30-31), и тонким телом, на которое в процессе жизни наложили свой отпечаток последствия греховной деятельности, азартные игры, употребление опьяняющих средств, незаконные сексуальные отношения, злоба и насилие (БГЗ.12-14). Поскольку душа остается связанной с тонким телом до тех пор, пока не освободится от ложного представления о себе, постольку тот багаж, который она накопила в тонком теле, уже имеет определенные очертания (БГ 13.22; ШБ 3.26.34; 1.15.41; 3.26.38; 3.27.29; 4.12.4). Душа, обретшая стойкое сознание Кришны, и отстранившаяся как от грубого тела, так и от ложных представлений о себе и своих желаниях (ШБ 2.1.15; 3.27.29), в момент смерти выходит из материального тела в своем чистом состоянии, без каких-либо тонких материальных оболочек, покрывавших ее до этого. Она способна беспрепятственно преодолеть все оболочки вселенной и обрести вечное существование в обители Кришны (ШБ 3.27.29). Это стойкое сознание, лишенное связи с материей - есть полное сознание Кришны (БГ 13.24).
Живое существо в момент смерти скорбит обо всем том, что оно оставляет вместе с этим телом и о том, что оно не успело достичь и обрести в этом теле (ШБ 2.1.15). Все это -карма и кома - определяют его следующее рождение (ШБ 3.31.41-47 без. ком.). В новом теле Сверхдуша напомнит ему о его прошлых желаниях и будет способствовать их реализации (БГ 13.21; 13.23; 15.15).
Дарвин основывает свою теорию эволюции на факте изменения генотипа и прогрессе по линии наиболее жизнеспособных особей, что утверждает концепцию телесного существования, как единственного и абсолютного, поскольку всю информацию о живом существе несет лишь грубое тело.
В действительности, эволюцию проходит душа в своих желаниях наслаждаться материей (ШБ 1.12.19). Такое огромное разнообразие (8.400.000) форм тел демонстрирует тончайшие нюансы в смесях гун, влияющих на сознание души: чуть больше тамаса, меньше раджаса или добавляется капля благости и т.д. (БГ 13.21; 13.31; ШБ 2.9.2; 3.29.29; 3.28.43; 2.10.19). Душа, меняя набор своих желаний, склонностей, программирует свое новое тело. Поскольку, находясь в телах животных, она лишена возможности сознательно менять свои желания, то основную роль в процессе программирования тела, играет, полученный опыт, обстоятельства и страдания (БГ 8.6). Душа, имеющая развитый человеческий разум, но не использующая его в должной, полной мере для обретения освобождения, лишается возможности сознательно влиять на свою жизнь, получая после смерти тело животного и опять медленно двигаясь по эволюционной лестнице (ШБ 2.10.19). Это происходит медленно, поскольку опыт страданий и обстоятельств, то есть рефлексов, нарабатывается очень медленно и может идти не всегда по восходящей линии. Поэтому для души эффективнее воспользоваться доставшимся ей человеческим разумом, чтобы покончить с чередой рождений и смертей (ШБ 3.31.19; 5.5.21-22).
Когда душа отрешается от материального мира, разрывает привязанности, связывающие ее с ним, сосредоточив полностью свое сознание на Шри Кришне, Его качествах, играх, служении Ему и Его преданным, то ее тонкое тело растворяется (ШБ 3.25.33). Оно больше не подпитывается иллюзией, эгоизмом, греховными желаниями и действиями (БГ 2.40-41; БГ 13.24). Такая душа остается в материальном мире лишь до конца срока существования ее тела (догорающая карма) или, по желанию Господа, который поручает ей миссию освобождения живых существ в материальном мире и т.д. В результате полностью исчезает основа для формирования нового грубого тела (ШБ 1.15.41).
Явления Господа в материальный мир в различных воплощениях не вызваны последствиями Его деятельности (кармы). Он свободен в своем решении прийти или нет в этот мир. Его также не привлекает этот мир как место для удовлетворения Своих желаний. Он самоудовлетворенный и связан лишь со Своей внутренней энергией. Чистые преданные Господа также приходят в этот мир не потому, что их вынуждает это делать карма и независимые от Господа желания. Наоборот, стремясь принести Господу наибольшее удовольствие, они приходят в этот мир с миссией Господа и никогда не забывают Его (БГ 4.23-24; 4.14.15; 4.6-9; 13.15; ШБ 1.2.16; 2.8.7; 2.9.4; 4.8.57).
Преданный, не достигший совершенства в духовной жизни (бхавы, премы), рождается в условиях, где он либо с раннего детства будет продолжать свое духовное развитие в семье преданных, либо будет свободен от борьбы за существование, родившись в обеспеченной семье. Вкус чистого преданного служения не позволит ему попасть в иллюзию материального удовлетворения, даже, если преданный получит возможность удовлетворить свои материальные желания на райских планетах (БГ 6.40-45; 8.27; ШБ 1.2.29; 1.5.19). Карми, достигающие райских планет, благодаря своему благочестию, но лишенные высшего вкуса, опьяняются вкусом райских наслаждений и, вернувшись на Землю, продолжают крутиться в бесконечном колесе самсары; вверх, вниз и т.д. (БГ 8.3; ШБ 3.32.20-21). Гъяни и йоги после многих рождений, посвященных аскезам и изучению Вед, достигают слияния с Брахманом, находясь в нем в течение многих миллионов лет, после чего они все же вновь падают в материальный мир (БГ 4.11; 8.24; ШБ 3.27.29). Участь же грешников - адские планеты и низшие формы жизни (ШБ 3.30.19; 3.30.34; 3.31.1)
В действительности, эволюцию проходит душа в своих желаниях наслаждаться материей (ШБ 1.12.19). Такое огромное разнообразие (8.400.000) форм тел демонстрирует тончайшие нюансы в смесях гун, влияющих на сознание души: чуть больше тамаса, меньше раджаса или добавляется капля благости и т.д. (БГ 13.21; 13.31; ШБ 2.9.2; 3.29.29; 3.28.43; 2.10.19). Душа, меняя набор своих желаний, склонностей, программирует свое новое тело. Поскольку, находясь в телах животных, она лишена возможности сознательно менять свои желания, то основную роль в процессе программирования тела, играет, полученный опыт, обстоятельства и страдания (БГ 8.6). Душа, имеющая развитый человеческий разум, но не использующая его в должной, полной мере для обретения освобождения, лишается возможности сознательно влиять на свою жизнь, получая после смерти тело животного и опять медленно двигаясь по эволюционной лестнице (ШБ 2.10.19). Это происходит медленно, поскольку опыт страданий и обстоятельств, то есть рефлексов, нарабатывается очень медленно и может идти не всегда по восходящей линии. Поэтому для души эффективнее воспользоваться доставшимся ей человеческим разумом, чтобы покончить с чередой рождений и смертей (ШБ 3.31.19; 5.5.21-22).
Когда душа отрешается от материального мира, разрывает привязанности, связывающие ее с ним, сосредоточив полностью свое сознание на Шри Кришне, Его качествах, играх, служении Ему и Его преданным, то ее тонкое тело растворяется (ШБ 3.25.33). Оно больше не подпитывается иллюзией, эгоизмом, греховными желаниями и действиями (БГ 2.40-41; БГ 13.24). Такая душа остается в материальном мире лишь до конца срока существования ее тела (догорающая карма) или, по желанию Господа, который поручает ей миссию освобождения живых существ в материальном мире и т.д. В результате полностью исчезает основа для формирования нового грубого тела (ШБ 1.15.41).
Явления Господа в материальный мир в различных воплощениях не вызваны последствиями Его деятельности (кармы). Он свободен в своем решении прийти или нет в этот мир. Его также не привлекает этот мир как место для удовлетворения Своих желаний. Он самоудовлетворенный и связан лишь со Своей внутренней энергией. Чистые преданные Господа также приходят в этот мир не потому, что их вынуждает это делать карма и независимые от Господа желания. Наоборот, стремясь принести Господу наибольшее удовольствие, они приходят в этот мир с миссией Господа и никогда не забывают Его (БГ 4.23-24; 4.14.15; 4.6-9; 13.15; ШБ 1.2.16; 2.8.7; 2.9.4; 4.8.57).
Преданный, не достигший совершенства в духовной жизни (бхавы, премы), рождается в условиях, где он либо с раннего детства будет продолжать свое духовное развитие в семье преданных, либо будет свободен от борьбы за существование, родившись в обеспеченной семье. Вкус чистого преданного служения не позволит ему попасть в иллюзию материального удовлетворения, даже, если преданный получит возможность удовлетворить свои материальные желания на райских планетах (БГ 6.40-45; 8.27; ШБ 1.2.29; 1.5.19). Карми, достигающие райских планет, благодаря своему благочестию, но лишенные высшего вкуса, опьяняются вкусом райских наслаждений и, вернувшись на Землю, продолжают крутиться в бесконечном колесе самсары; вверх, вниз и т.д. (БГ 8.3; ШБ 3.32.20-21). Гъяни и йоги после многих рождений, посвященных аскезам и изучению Вед, достигают слияния с Брахманом, находясь в нем в течение многих миллионов лет, после чего они все же вновь падают в материальный мир (БГ 4.11; 8.24; ШБ 3.27.29). Участь же грешников - адские планеты и низшие формы жизни (ШБ 3.30.19; 3.30.34; 3.31.1)