Каждое действие, совершенное не в сознании Кришны, то есть не для удовлетворения Кришны, несет последствия - карму (БГ 4.17; ШБ 1.8.35; 1.13.50; 2.8.14). Эти последствия проявляются либо как обстоятельства, условия жизни, либо как желания живого существа. Греховные, противоречащие священным писаниям действия приводят к неблагочестивой карме (викарме), то есть страданиям (БГ 14.16; ШБ 1.17.11). Благочестивая деятельность приводит к накоплению возможностей для удовлетворения чувств в будущем - карма (БГ 8.3; БГ с.24-25; 2.27; 13.21; ШБ 2.9.2; 2.1.16; 1.13.42). Грубое и тонкое тело живого существа являются результатом его деятельности в прошлых жизнях. Оно несет в себе как определенные характеристики и способности, так и желания, тип психического восприятия (БГ 2.27; 15.8; 18.61; ШБ 1.2.33; 1.15.29; 1.12.19). Тело, получаемое живым существом, определяется как его желаниями на момент оставления предыдущего тела, так и теми ограничениями на их реализацию, которые создала его греховная деятельность (викарма) (БГ 13.30). Поэтому даже, когда человек обретает сознание Кришны, и желания его меняются, он, оставаясь в «старой машине», вынужден мириться с ее характеристиками и способностями (ШБ 1.2.10).
Но, достигнув своего изначального сознания, человек обретает полную свободу воли и способен не соприкасаться со всем происходящим с ним, «хорошими и плохими» обстоятельствами и событиями. Он не испытывает страданий и наслаждений благодаря тому, что отстранен от деятельности чувств и ума, предназначенных для того, чтобы испытывать эти кармические последствия (ШБ 3.27.10). Он способен во всем видеть лишь благоприятный фактор очищения его сознания и укрепления его воли - стремления к Кришне. Преданный, делая всегда свой выбор в пользу Кришны, а не желаний чувств и ума, увеличивает свою свободу от их влияния (ШБ 1.7.5; 1.2.8; 1.13.39; 1.15.29; 3.27.24; БГ 4.16-23).
Таким образом, живое существо обладает свободой выбора: Кришна или материальная иллюзия. Выбрав иллюзию, оно попадает под ее власть и власть деятельности и её последствий (кармы)(ШБ 1.13.42: 2.6.36 (324): 2.1.22: 2.5.32: 2.9.2: 2.2.35: 2.6.42: 4.9.36: 3.27.20: 3.27.5: 3.31.15: ИВН с. 740)
Человек, неправильно пользующийся своей свободой выбора, идущий на поводу чувств и ума (полная программа кармы), своей реакцией на приходящую карму (последствия) создает новую карму (новые события, укрепление независимых желаний) (ИВН с. 739). Бесконечная череда: события - реакция - последствия - является «топливом» для повторения все новых и новых рождений и смертей (ШБ 3.31.44). Только правильно пользуясь своей свободой выбора, живое существо «выключает вентилятор своей кармической деятельности» и, развивая свою истинную природу, очищается от уже созданной ранее кармы (БГ2.49; 9.2; 4.17-18; ШБ 1.8.35; 1.2.15; 2.7.49; 1.2.8).
Хотя у живого существа всегда есть свобода воли, тем не менее, воспользоваться ею правильным образом может только существо, обладающее высоким разумом и поэтому способное действовать осознанно. В какой мере живое существо действует осознанно, отдавая себе отчет в своих действиях, в такой мере у него есть свобода выбора (ШБ 1.5.15). Машина тела животного, в которую джива попадает, благодаря своим же желаниям и прошлой деятельности, с которым себя душа отождествляет, очень сильно покрывает истинную природу ее сознания. Поэтому в таком случае джива может лишь подчиняться карме, не создавая новой (поскольку нет акта сознательной реакции и выбора) (БГ 13.21). Тонкое и грубое тела человека, хотя и сотканы кармой, не покрывают душу настолько, чтобы она была не способна оценивать и реагировать сознательно благодаря высокоорганизованному разуму. Хотя животные лишены возможности обрести свободу путем практики, тем не менее, милость Господа или Его преданного может пробудить в них духовное сознание (ШБ 1.2.32; 3.25.21).
Кришна, находящийся как Параматма в сердце рядом с живым существом, осознает делаемый им выбор (БГ 13.21; 4.14) и санкционирует действия материальной природы, производимые с телом живого существа (ШБ 1.8.28; 1.13.43; 2.2.35). Если живое существо поворачивается в Его сторону и обращается с вопросом к Параматме о правильности своего выбора (ШБ 3.27.14), Она подсказывает ему сначала как голос совести, а затем как духовный учитель, а также голос разума. Полностью очистившееся живое существо способно слышать наставления Параматмы непосредственно в своем сердце. Таким образом, необходимость осуществления выбора всегда остается даже у преданного, поскольку последовать голосу совести, разума и духовного учителя он должен сам, сознательно. Голос Параматмы очень тих, и слышать его может только тот, кто сознательно прислушивается к нему, то есть тот, кто уже сделал свой выбор в пользу служения Кришне (БГ с. 4; 3.31; ШБ 1.2.33; 1.7.5).
Преданный может считать, что «Бог всемогущ, и поскольку я являюсь преданным, то Он должен освободить меня от «ненужных» страданий и предоставить мне все условия для преданного служения». Но это заявка на то, чтобы «Бог нарушил ради меня законы материального мира, в который душа приходит по своему выбору (ШБ 1.13.43; 3.25.40; 2.9.1; 1.17.18).
Ожидания же, что Бог насильно освободит преданного от материальных желаний, препятствующих его прогрессу, говорит о том, что преданный не осознает еще природы преданности. Он должен сам поднести к лотосным стопам гуру и Кришны все эти желания, отречься от них сознательно ради возможности продолжать служение. Процесс сознательного отказа от них и есть процесс роста желания преданного служения Кришне, процесс предания себя Господа (БГ 3.31; ШБ 1.13.43; 3.25.40).
Поэтому ответственность преданного заключается в том, чтобы вести свой ум по пути предания и помогать окружающим делать то же самое (ШБ 2.9.24; 2.2.7; 2.9.31 (509); 2.2.36; ИВН с.739).
О происхождении дживы см. «Вайшнавизм: открытый форум» № 3 с. 76-77; «Наше изначальное положение», Джи-Би-Си пресс.