Дхарма - это естественная, неотъемлемая деятельность, соответствующая какому-либо положению. Неотъемлемое качество чего-либо (БГс.ЗЗ; ШБ 3.25.11).
Санатана-дхарма - бескорыстное преданное служение Господу.
Дхарма имеет божественную природу, поскольку дается Господом и описана в Ведах. (БГ 3.15). Однако, из-за того, что она присутствует там, где есть ложное отождествление себя с каким-то положением, она временна. Человек может сменить представление о себе и, соответственно, изменится и его дхарма (БГ с.ЗЗ). Предназначение дхармы в том, чтобы очистить живое существо от ложных представлений о себе (БГ 2.31; 3.5; 3.7-9; ШБ4.20.9).
Тот, кто полностью избавился от ложных отождествлений, осознав себя слугой Господа, Его духовной частичкой, не имеющей никакого отношения к любым материальным формам и положениям, также свободен и от материальной дхармы (БГ 3.19). Такая личность занята своей вечной, неизменной дхармой - санатана-дхармой — бескорыстным преданным служением Господу. (БГ с.32; ШБ 3.25.11; 3.28.2). Эта дхарма не прерывается сменой тела, перемещением в пространстве и времени, в духовном мире преданный занимается тем же - преданным служением Господу (ШБ 4.9.11). И право вернуться в свое изначальное положение слуги Бога остается у обусловленной души всегда и везде, требуется лишь ее желание (НП с.46; ШБ 3.7.10; 3.27.14; 3.27.14; ).
Однако, в зараженных эгоизмом умах живых существ представление о санатана -дхарме может быть искажено (ШБ 3.32.40).То есть по внешней форме деятельность может напоминать преданное служение (служение Божествам, воспевание святого Имени, служение вайшнавам и т.д.), но ее цель - удовлетворение не Господа. Целью, например, может быть освобождение, благочестие, личное удовлетворение и даже чувство долга, не связанное с духовным учителем (БГ 3.19; ШБ 5.8.9; 5.8.14; 5.8.21-22). Результат такой деятельности - благочестивая карма («Апасампрадаи: отклонившиеся вайшнавские секты». Сухотра Свами. с. V-IX; с. 17-20).
Еще одна форма извращенного понимания преданного служения - это лесть и подобострастие. В отличие от ритуального восприятия бхакти, здесь во внешней видимости присутствует желание удовлетворить Господа и Его преданных. Однако, эти действия притворны, поскольку имеют корыстную цель: своей услужливостью обрести что-то для себя: удобства, власть или покровительство, славу, или даже какую-то уверенность в своем будущем (БГ 3.30). Таким образом, отсутствует сам источник преданного служения: искреннее восхищение качествами Господа и Его преданных (ШБ 4.15.23-25; 4.16.2-3).
Положение живого существа по отношению к Господу можно сравнить с тем, как связана рука с телом. Рука является частью тела и имеет ценность в том, чтобы служить целому телу, будучи связанной с ним. Рука, отделенная от тела, ценности не представляет. (ШБ 4.30.16; НП с. 66; ШБ 1.5.20; 1.9.44; 3.29.35).
Качественное единство души с Господом подобно единству солнечных лучей и Солнца. Оба также несут свет и тепло, однако, Солнце - источник бесконечного числа таких лучей (ШБ 2.6.21).
Рекомендуемая литература: Бхагавад-Гита (2.11-30)