Раздел 10. Варнашрама-дхарма. Тема 1. Варнашрама - от ведических времен до наших дней

Верховная Личность Бога, Кришна, создал цивилизованное человеческое общество, разделив его на 4 варны и 4 ашрама (БГ 4. 13). Это общество опирается на определенные принципы, которые также даны человеку Богом (БГ 3.9-10). 4 ашрама, т.е. духовных уклада жизни позволяют человеку духовно продвигаться на протяжении всей своей жизни. Это следующие ашрамы:

  1. брахмачари - ученичества;
  2. грихастхи — семейной жизни;
  3. ванапрастхи -удаления от дел;
  4. санньяси - полное отречение.

Четыре варны, т.е. социальные группы людей, позволяют быть занятыми каждому члену общества, согласно его качествам и наклонностям. Это следующие варны (БГ 18. 40-48):
1.   брахманы - интеллектуальный слой людей, обладающих безупречным поведением и подлинным духовным знанием;
2.   кшатрии - правители, руководители, воины, обладающие силой, могуществом, великодушием;
3.    вайшьи - земледельцы, торговцы, банкиры;
4.     шудры - рабочие, т.е. люди, не обладающие какими-то выдающимися качествами, и поэтому их развитие и существование в полной мере зависит от служения другим классам общества.

Система варн и ашрамов предназначена для политической, экономической и социальной стабильности общества, т.к. это - общество, в котором каждый выполняет свои обязанности. (ШБ 1, ч.1,стр.2б; 1.5.24; 1.1.10-11; 3.22.4; 3.3.27) Однако высшим назначением системы варн и ашрамов является создание условий, благоприятных для постепенного духовного развития личности. Только в этом случае варнашрама является божественной (дайви-варнашрама). Принципы функционирования общества, разделенного на варны и ашрамы, с успехом могут быть применены и в демонической цивилизации - асури-варнашрама. В такой варнашраме политическая и социально-экономическая стабильность имеет одну цель - гарантированное удовлетворение чувств (БГ 4.13). Цель дайви-варнашрамы доставить удовольствие Господу Хари («Очерки ведической литературы Сатсварупа дас Госвами, стр. 91-93; ПВС, стр. 214-223; НС, стр. 257-258).

Поскольку разделение на варны и ашрамы опирается на гуну (качества, определяемые влиянием 3-х гун материальной природы) и карму (деятельность, к которой склонен человек в зависимости от своих качеств - ШБ 1.7.35), то Кришна в «Бхагавад-гите» описывает качества и деятельность каждой из варн (БГ 18.41-45). Также Бхишмадева наставляет Юдхиштхиру (ШБ 1.9. 26-27).

Среди качеств брахманов, находящихся преимущественно под влиянием гуны благости, шастры упоминают:

  1. аскетизм;
  2. терпение;
  3. спокойствие;
  4. чистоту;
  5. знание;
  6. честность;
  7. религиозность и
  8. веру в ведическую мудрость.

При этом брахманы имеют 6 видов обязанностей:
1)   они изучают Веды
2)   преподают все разделы ведического знания
3)   совершают ведические обряды и ритуалы и
4)   обучают им других
5)   принимают пожертвования и
6)   раздают пожертвования.


Семь качеств отличают кшатрия (воина и руководителя):
1)   героизм
2)   сила
3)   решимость
4)   находчивость
5)   отвага в бою
6)   благородство
7)   умение руководить


Кшатрии защищают своих подданных и занимаются поддержанием установленного порядка в обществе. Основная гуна, влияющая на кшатрия — страсть.


Вайшьи обладают следующими качествами:
1)   стремление к прогрессу в сферах религии, экономики и чувственных наслаждений
2)   постоянные усилия и ухищрения в зарабатывании денег
3)   преданность полубогам и старшим.


Они находятся под смешанным влиянием гун страсти и невежества. Занимаются:
(1)  земледелием,
(2)  банковским делом,
(3)  торговлей,
(4) защитой коров.


Шудры, находящиеся под влиянием гуны невежества и не обладающие качествами предыдущих варн, не способны самостоятельно вести какие-либо дела. Их предназначение служить другим, занимаясь работой по найму. Обладая не слишком развитым в материальном отношении разумом, шудры были лишены права изучать Веды. Однако есть определенные качества и эталоны, предназначенные для культивирования шудрами. Это выражение почтения высшим слоям общества, чистоплотность, свобода от лицемерия, служение своему хозяину, совершение жертвоприношений без произнесения мантр. Они всегда должны говорить правду, не воровать и всячески защищать брахманов и коров. Им не предписывалось проходить все ашрамы (духовные уклады жизни), они должны были быть способны честно вести благочестивую жизнь домохозяина.


Однако каждый может, не зависимо от своей варны, достичь духовного совершенства. (НП, стр. 74-80; ШБ 2.4.18 (219) любом случае, в совершенстве следуя предписаниям своей варны и ашрама, человек очищается, и его положение возвышается от жизни к жизни. (УГЧ, стр.303-305)

Если принципы варнашрамы используются для создания более благоприятных условий для практики главных принципов ваидхи-бхакти, то в этом случае, эти принципы можно отнести к гауна-бхакти, т.е. поддерживающим бхакти.  (НП, стр. 146-147)


«Варна-санкара» означает «вне варy». Это люди, не знающие ни своих материальных, ни духовных обязанностей. Их способности расходятся с их амбициями, и они не обладают необходимыми качествами, чтобы заниматься деятельностью, свойственной какой-либо из варн. Поэтому такие люди всегда чувствуют неудовлетворение.  (ИВН, стр.696)


Поскольку система варнашрамы создана Самим Господом, то во вселенской форме Господа каждая варна представляет определенную ее часть. Так брахманы - это голова, кшатрии - руки, вайшьи - живот, а шудры - ноги вселенской формы. (ШБ 2.9.36 (530); 2.8.16; 3.20.4)


Система варн и ашрамов существенно отличается от современной кастовой системы, где принадлежность к какой-либо варне определяется рождением, а не качествами и деятельностью. (ШБ 1.7.35; ИВН, стр. 677-696) В наше время существуют кастовые госвами {саннъяси), которые носят титул госвами, будучи семейными людьми и, зачастую, не обладая соответствующими качествами. («Апасампрадаи», стр.  1-12)

Меню