Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Понятие» культура в материалистическом обществе подразумевает эстетическое и интеллектуальное воспитание человека, при этом упускается самый важный аспект культуры - духовное развитие, что и отражается на общем состоянии общества и цивилизации. (ПВС, стр.278-288; ШБ 2.9.36)

Таким образом, культура может быть в 3-х гунах. «Брахманическая культура», т.е. культура, пронизанная чувством дожа, духом смирения, знания и служения Богу, представляет культуру в гуне добродетели.

Брахманическая культура предполагает  определенные  приоритеты и  ценности,  о которых заботится все общество (ШБ 7.2.11-12). Это:

  • почитание брахманов и вайшнавов;
  • забота о старших и младших членах общества, о женщинах;
  • защита коров (ШБ 1.8.5).

 

Это также культура, построенная на исполнении каждым своих предписанных обязанностей, соответствующих положению человека в системе варнашрама-дхармы. Это, в свою очередь, обеспечивает потребности (права) каждого. Брахманы, возглавляющие общество, в полной мере проявляют брахманические качества. (ШБ 1.11 гл.)
Вайшнава-дхарма, или духовная культура, выше влияния 3-х гун материальной природы, и даже выше добродетели. (НП, стр.74-80) Это вечная деятельность души, являющейся вечной, исполнеиной знания и блаженства. (ШБ 1.18.18-19; 1.2.8) Особенностью ее является то, что она привлекает всех, поскольку высшим проявлением духовной жизни является чистая любовь к Богу - према-бхакти, характерная для настроения обитателей Вриндавана. (ШБ 1.8.21)


Хотя духовная культура находится вне гун, тем не менее, брахманическая культура является наиболее  благоприятной средой для духовного развития.     (ШБ   1.2.20;   1.12.4; 1.12.18;   1.5.24;   1.9.26) Есть 3 уровня развития брахманов и высший из них - вайшнав. («Апасампрадаи», стр. 13; УГЧ, стр.74; ШБ 1.2.2; ИВН, стр.696-697)

 

Слово «индуизм» определяет не какую-то конкретную культуру, а целый набор верований и культурных традиций («Очерки ведической литературы» Сатсварупа дас Госвами, стр. 89; «Путешествие вглубь себя», стр. 58-65; НС, стр.28-36).


Однако в современном понимании слово «индуизм» указывает на культуру, включающую в себя:

  • науку о перевоплощении души;
  • систему варн и ашрамов;
  • поклонение Божествам;
  • связь с Ведами.

Культура ИСККОН имеет определенную связь с индуизмом. Однако было бы неправильным сказать, что ИСККОН представляет собой индуизм. Рассмотрим с помощью таблицы, в чем проявляется сходство и различие культуры ИСККОН и индуизма. (НС, стр. 45-56; 135-145; «Вайшнавизм: открытый форум» №1, стр. 55-67; 86-87; №2, стр. 9-15; 27-50)

Индуизм ИСККОН
Принципы
варнашрамы
являются центральными являются вспомогательными
Опора на Ведические
писания
в основном на карма-канду, иногда на гьяна-канду с имперсональными интерпретациями, а также Пураны, Итихасы (эпосы Рамаяна, Махабхарата) в первую очередь, упасана-канда:  «Бхагавата-Пурана», Гитопанишад («Бхагавад-гита»), Упанишады  («Шри Ишопанишад»), Панчаратры («Нектар преданности», вайшнавский этикет, самскары («Панчаратра-прадипа»)
Обычаи в одежде и атрибутике ведический стиль одежды, могут быть разные тилаки, различные виды четок ведический стиль одежды, ваишнавская тилака, шикха, вайшнавская джапа-мала и кантхи-мала
Поклонение Божествам В основном Божествам из пантеона полубогов или вовсе имперсональному брахману, а также шалаграму исключительно Божеству Господа Кришны (в различных формах) и Шримати Радхарани, а также Туласи деви
Центральный объект поклонения либо объектов поклонения много, либо их нет вообще Верховная Личность Бога
Цель, на которую ориентируется культура «цивилизованное» удовлетворение чувств (дхарма, артха, кама), иногда обретение освобождения (мокша) 1) удовлетворение Господа
2) развитие привязанности и любви к Богу

 

Таким образом, по своей принадлежности к ведической цивилизации в ее изначальном виде, исторически и в связи с местом, от которого он распространился по всему миру (Индия), ИСККОН связан с индуизмом. Однако при ближайшем рассмотрении той смеси культур и верований, которую представляет собой индуизм сейчас (см. таблицу), можно сделать вывод, что ИСККОН отличается от индуизма. ИСККОН представляет собой часть одной из 4-х вайшнавских сампрадай, а именно Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадайи. Философия ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы Господа Чайтаньи, на которую опирается ИСККОН, а также и весь гаудия-вайшнавизм, вобрала в себя все лучшее из всех 4-х сампрадай (от каждой по 2 постулата). Поэтому, если пытаться понять место ИСККОН в индуизме, то можно воспользоваться такой схемой, лишь немного отражающей суть:

Схема происхождения ИСККОН

Следует глубоко изучить Веды, чтобы понять, что их назначение - познание и приближение к Кришне и служение Ему (БГ 15.15). Не получив образования у истинного духовного учителя, человек обязательно утонет в огромном разнообразии толкований Вед, которые и представляют современный индуизм. Однако вайшнавизм представляет Веды истинным образом. И ИСККОН, сохраняя, в первую очередь такую цель, как удовлетворение Господа и развитие любви к Нему, несет в себе суть ведической культуры (ШБ 1.2.3-13; 1.2.28-29), хотя в плане этикета, морали и варнашрамы ИСККОН пока еще не представляет ведическую культуру совершенным образом. Это связано еще и с тем, что духовная культура Вед прорастает в недрах западной культуры, отличающейся почти полным отсутствием даже внешней культуры.


Образование есть и у демонов, и у полубогов. Знание в 3-х гунах отличается результатами его обретения. «Шри Ишопанишад» утверждает, что знание - это качества, причем первое из них - смирение (БГ 13.8-12; ШИ, М.10). Образование в гуне невежества меняет местами знание с невежеством, религию с безверием, образование в гуне страсти -это возможность видеть способы эксплуатации мира. Но образование в гуне благости - это правильные черты характера и поведение человека, которые открывают ему возможность слышать голос Сверхдуши и таким образом обретать совершенное знание. («Шри Ишопанишад», Руководство, М. 10; ШБ 5.24.26; ОВЛ, стр.21-30;   ПВС, стр. 278-288)


Высокая эрудированность и начитанность человека без развития нужных качеств (в первую очередь смирения), является для него лишь источником гордости и таким образом становится путем, ведущим к падению в океан материального существования. (ШБ 1.9.18; 1.9.26; 2.9.36) Шрила Прабхупада сравнивает такое образование с (1) тяжелым тюрбаном на голове и (2) с драгоценным камнем на голове кобры (ШИ, М. 9; ШБ 2.3.21).


Добавить комментарий

Яндекс-поиск
vasudeva.ru

Последние комментарии

  • 20.09.2020 19:55
    Buy Essay - EssayErudite.com Where to buy essay: https://essayerudite.com/buy-essay/ online ? Our ...

    Подробнее...

     
  • 20.09.2020 19:50
    Write Essay For Me - EssayErudite.com Can You write essay for me: https://essayerudite.com/write-essay-for-me/ ...

    Подробнее...

     
  • 20.09.2020 19:48
    Buy Essay - EssayErudite.com Where to buy essay: https://essayerudite.com/buy-essay/ online ? Our ...

    Подробнее...

     
  • 20.09.2020 19:48
    Paper Writing Service - EssayErudite.com The up-to-date paper writing service ...

    Подробнее...

     
  • 20.09.2020 19:42
    Best Essay Writing Service - EssayErudite.com Looking for the best essay writing service ...

    Подробнее...

Случайные фото

Вход на сайт