«Веда» означает «знание». Но отличительной особенностью ведического знания является его полнота и целостность, так как оно имеет божественное происхождение. Веды характеризуются словом апаурушея. (ШБ 1.4.13; «Очерки ведической Литературы» (ОВЛ), 17-21) Это означает, что Веды составлены Личностью, которая находится на уровне, превышающем человеческий (пуруша). Веды безукоризненны, они выше двойственности материального мира. Основное назначение ведической литературы состоит в том, чтобы поведать науку духовного самоосознания, приведя тем самым человека к освобождению от страданий. (ШБ 1.12.19)
Ведическая литература состоит из трех разделов:
1. карма-канда (составляет 96 % Вед) - описывает то, каким образом можно обрести материальное счастье, богатство, благосостояние и т.д.;
2. гьяна-канда (3 %) - излагает философию познания;
3. упасана-канда (> 1 %) - описывает различные пути поклонения Богу.
Хотя высшее назначение Вед - достижение освобождения, о чем говорится в сравнительно небольшой их части (гьяна-канда и упасана-канда), Веды также дают полное знание о дхарме, артхе и каме, т.е. соответственно о религиозности, экономическом процветании и удовлетворении чувств. Причиной этого является подавляющее преобладание людей, стремящихся не к освобождению, а к тому, чтобы наслаждаться в этом мире. Веды позволяют этим людям поставить под определенный контроль свои чувства и таким образом постепенно развиваться в духовном отношении. (ШБ 1.12.3-10; 1.12.29)
Веды представлены тремя категориями писаний (ШБ 1.4.19-24; ОВЛ, стр. 17; 61-72; 56-58; «Встреча с Господом Вселенной», стр. 93-103):
- Шрути - то, что услышано (от Бога), включают в себя 4 Веды: Риг, Сама, Яджур и Атхарва;
- Смрити - то, что запомнено (их называют также 5-ой Ведой), включают в себя: Пураны, Итихасы, Веданги, Панчаратры;
- ньяя - ведическая логика, представлена «Веданта-сутрой» и комментариями к ней.
Сиддханта означает «заключение», «итог». «Бхагавад-гита» раскрывает ведическую сиддханту. Ее сущность отражена в стихе 18.66, в котором Кришна, Верховная Личность Бога, провозглашает: «Оставь все религии и просто вручи себя Мне. Я уничтожу все последствия твоих греховных поступков. Ничего не бойся!» (ОВЛ, стр. 59-61)
«Шримад-Бхагаватам», или «Бхагавата-Пурана», хотя и является одной из 18-ти Пуран, выделяется среди них тем, что она полностью свободна от кайтава-дхармы, обманной религии. «Шримад-Бхагаватам» с самого начала говорит непосредственно об Абсолютной Истине, источнике всего сущего - о Верховном Бхагаване - Кришне, Его приближенных и преданных, о пути бхакти. «Шримад-Бхагаватам» является прямым комментарием на «Веданта-сутру», глубоко раскрывающим ее смысл. Оба произведения записаны Шрилой Вьясадевой. (ШБ 1.2.2; 1.1.7; 1.3.41; УГЧ, стр. 273-275)
Существует шесть традиционных школ мысли, рассматривающих ведическую мудрость с разных философских точек зрения - шад-даршана (шад - шесть, даршана -взгляд, видение):
1. ньяя - философия логики и рассуждений;
2. вайшешика - анализ аспектов реальности;
3. санкхья - нетеистический дуализм;
4. йога - самодисциплина ради самоосознания;
5. карма-мимамса - возвышение через исполнение своего долга;
6. веданта - заключение Ведического откровения.