Слово грихастха переводится как «тот, кто живет (стха) дома (гриха). Однако это слово всегда употребляется со словом-спутником «ашрам», что указывает на то, что человек принимает семейный уклад жизни лишь с одной целью: иметь более подходящие условия для своего духовного развития.
Поэтому не все причины, которые могут побудить брахмачари жениться, являются в полной мере благоприятными, например:
- толкаемый грубым вожделением (возникшим, возможно, из-за неблагоприятного общения или совершения оскорблений), брахмачари стремится жениться, чтобы не опуститься до незаконного секса. Однако страсть - не лучший советчик;
- проявление привязанности к какой-либо представительнице прекрасного пола, «нектар» этих романтических чувств побуждает брахмачари подчиниться страсти и, благодаря ей, «вслепую» принять решение о женитьбе;
- иногда потребности мужского (или женского) эго облекаются в стремление создать образцовую семью, установить варнашраму в ИСККОН, необходимость следовать ведической культуре и т.д. В этом случае мотивы женитьбы находятся под влиянием страсти, смешанной с благостью, но, тем не менее, в этой ситуации вспомнить о своем отличии от тела и о вечной деятельности души крайне трудно;
- иногда к решению вступить в брак человека побуждают внешние причины (социальное давление, экономическая ситуация, родственники, здоровье и т.д.) или какие-то осознаваемые тонкие материальные привязанности, которые упорно не уходят. В этом случае преданный способен прислушиваться к советам старших, он не питает иллюзии в отношении поисков семейного счастья и предпринимает этот шаг (смену ашрама) с полной ответственностью за все последствия принимаемого решения. Это брак в гуне благости, и он становится успешным;
- если присоединяются к сознанию Кришны один или оба супруга, то они тоже вместе пытаются практиковать сознание Кришны, либо супруг-непреданный становится инициатором разрыва отношений и несет всю полноту ответственности за сделанный шаг;
- редко встречающаяся ситуация, когда вступление в брак становится чистым преданным служением, возможна, когда брахмачари ничего не нарушает, не имеет проблем, связанных с неестественным для него положением, не думает о смене ашрама, а получает прямое указание своего духовного учителя или родителей - возвышенных преданных.
В ведической семье роли мужа и жены существенно отличаются друг от друга. В соответствии с их предназначением мальчиков и девочек с раннего детства обучали исполнению их обязанностей в семье. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что человек не имеет права становиться учителем, мужем, отцом или матерью, если он не в состоянии привести своих подопечных назад домой к Богу. В этом состоит первая обязанность мужа -быть гуру для своей семьи, т.е. подавать пример безраздельной преданности духовному учителю, строгого следования садхане и выполнения всех своих обязанностей. Он также должен наставлять в этом всех членов своей семьи.
Обязанностью мужа также является обеспечение семьи всем необходимым в материальном плане. Вступая в брак, мужчина должен знать, что ожидает от него его избранница (лучше, если будущие супруги это обсудят заранее). Главным качеством мужа является ответственность.
Разные семейные обязанности также определяются психическими особенностями мужа и жены. Мужчина способен видеть цель жизни и контролировать ум и чувства, поэтому он является опорой для жены и семьи в целом. Жена поддерживает в семье дхарму. И, благодаря одновременному присутствию в ее поведении и разума, и эмоций, она помогает мужу, контролировать чувства и ум, если тот попадает под их власть (этому способствует тот факт, что у мужчин левое и правое полушария мозга действуют по очереди, а у женщин они всегда работают синхронно).
Внимание замужней женщины обычно больше сосредоточено на служении мужу и семье, в то время как деятельность мужа во многом направлена на общество (лучше, если преданных). Поэтому, чтобы сохранять чистоту, мужчина должен больше времени уделять общению с духовным учителем и преданными.
Главными качествами жены являются целомудрие и послушание. Целомудрие женщины проявляется в ее следовании обязанностям жены:
- служить мужу;
- всегда принимать сторону мужа;
- хорошо относиться к его родственникам и друзьям;
- следовать обетам своего мужа.
Муж и жена обязаны выполнять свои обеты, данные во время церемонии бракосочетания. В частности, невеста ожидает от жениха, что:
- он будет защищать ее;
- он будет брать ее с собой в паломничество;
- он будет совершать жертвоприношения вместе с ней;
- он будет выполнять свои религиозные обязанности;
- он будет делить с ней семейные обязанности;
- он будет посвящать ее в курс дел о семейных расходах;
- он не будет стыдить ее на людях;
- он не будет нарушать регулирующие принципы или поступать безнравственно;
- он будет любить лишь ее одну, а ко всем остальным женщинам относиться как к собственной матери;
- он будет всегда, в меру своих возможностей, делать все, чтобы она оставалась довольна.
Жених, в свою очередь, просит невесту дать ему обет: «О, возлюбленная! Если ты обещаешь мне, что не будешь уходить одна в чужие сады или дома, что не будешь оставаться наедине с другими мужчинами, если пообещаешь всегда быть приветливой, мягкой и ласковой, свято хранить брачные обеты, быть верной и преданной мне, старшим и Всевышнему Господу, и исполнять свои семейные обязанности, то я радушно приму тебя своей законной супругой».
В ведической традиции не существует разводов. В крайних ситуациях супруги могли жить порознь. В таком случае, жена, обычно, возвращалась под покровительство родителей, при этом, продолжая хранить верность своему мужу.
Чтобы дело не дошло до крайностей, супругам необходимо в семейной жизни следовать принципам общения между преданными:
- избегать вайшнава-апарадх;
- тринад апи суничена... («Шикшапггака», ст.З);
- дадати-пратигрихнати... (НН, т.4)
Рождение детей - это личная инициатива родителей, поэтому на них лежит полная ответственность за их обеспечение, воспитание, обучение и т.д.
Слепая привязанность родителей к ребенку осложняет развитие его как личности. Он становится либо слишком зависимым от родителей, либо не принимает ничьих авторитетов. Такая любовь эгоистична, в то время как настоящая любовь к ребенку способствует его личностному развитию и помогает ему научиться правильно распоряжаться своей свободой выбора. Если родители по отношению к ребенку опираются на представления «Я» и «Мое» ("мой ребенок", "я господин..."), то ребенок также будет развивать свое ложное эго. Родители, которые относятся к своему малышу как к душе, слуге Господа, и потому принадлежащему Ему, проявляют к нему такие же чувства, как и к преданным Кришны, автоматически становятся для малыша духовными лидерами, от которых он склонен воспринимать сознание Кришны.
Одной из важных составляющих ведической культуры является система самскар или обрядов, предназначенных для правильного формирования характера человека, развития в нем благоприятных качеств. Термин «самскара» имеет 2 значения:
1) «совершенная деятельность», т.е. ритуалы, целью которых является помочь человеку достигнуть совершенства в жизни;
2) впечатления, оставшиеся глубоко в уме.
Множество хранящихся в нашем уме впечатлений (самскар) приводят, в свою очередь, к развитию определенных качеств, совершению определенных событий, действий в разное время.
Цель ведических самскар заключается в том, чтобы начало важных событий и периодов в жизни человека происходило в самых благоприятных условиях и оставляло яркое положительное впечатление на всю жизнь. Существует 10 основных самскар, которые обычно проводились в ведическом обществе, начиная с виваха (бракосочетание) и гарбхадхана (ритуала зачатия ребенка) и кончая ритуалом антьешти-крия (погребение). Положительные впечатления (самскары) могут вытеснять из сознания человека отрицательные впечатления. Так же и в духовной практике: духовный вкус, впечатления духовного характера вытесняют вкус к материальному.