Раздел 10. Варнашрама-дхарма. Тема 4. Ванапрастха и санньяса - отход от мирских дел и полное отречение

«Вана» означает «лес», «прастха» - «уходить». И самый лучший из лесов -Вриндавана. Этот ашрам предназначен для постепенного отхода от семейной и социальной жизни и подготовки к принятию отреченного образа жизни и полного посвящения своего времени преданному служению Кришне. Ванапрастхе разрешается общаться со своей семьей, если отношения в ней построены на основе сознания Кришны. Этот ашрам также требует определенной аскетичности.

Преданный может принять ашрам ванапрастхи с целью:

  1. доставить удовольствие гуру и Кришне, решившись, наконец, на ускорение своего духовного развития, приняв у них полное прибежище;
  2. сосредоточиться на практике бхакти-йоги, благодаря освобождению от всех материальных обязанностей,
  3. принять активное участие в выполнении миссии Господа Чайтаньи, посвятив большую часть времени проповеди и деятельности по развитию ИСККОН, а также обучению младшего поколения преданных.

Существуют определенные требования, необходимые для вступления в этот ашрам. В частности:

  • достижение 50-ти летнего возраста;
  • способность контролировать свои чувства и устойчивость в преданном служении;
  • согласие (и благословение) жены;
  • выросшие дети, которые уже способны принять на себя ответственность за содержание матери и самих себя, а также других членов семьи, если они есть, зависящих от него (родители, младшие дети и т.д.);
  • достаточно сильное и здоровое тело, позволяющее практиковать аскетичный образ жизни.

 

Ашрам ванапрастхи является переходным от устойчивого положения семейного человека, который опирается как на веру в Кришну, так и на поддержку семьи, к ашраму саньяси, в котором человек полностью зависит от милости Господа.  (ШБ 3.14.20)

Главной обязанностью ванапрастхи является полное сосредоточение своих усилий на том, чтобы научиться всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его. Ванапрастхе следует вести более аскетичный образ жизни, готовясь принять отреченный уклад жизни. Ему также следует   принимать омовение трижды в день и соблюдать высокий стандарт чистоты. Он должен развивать в себе вайшнавские качества. Он должен больше времени посвящать изучению шастр, санкиртана-ягъе (проповедь, киртаны, бхаджаны). Падаятры, посещение мест паломничества, проживание в святой дхаме - подходящее занятие для ванапрастхи. Духовное руководство, поклонение Божествам, образование, проповедь - эти виды служения идеально подходят для ванапрастхи.   (ШБ 3.32.36; 3.20.4)

Слово «санньяса» буквально означает «полное отречение ради вечного». Существуют 2 категории санньяси: экаданди и триданди, Санньяси-имперсоналистов называют «экаданди-санньяси», поскольку они представляют себя едиными (эка) с Высшим Абсолютом (Брахманом). Преданный-санньяси погружен в чистое преданное служение Господу и, принимая этот уклад жизни, он дает обет служить Господу телом, умом и речью (триданда). Поэтому преданного, находящегося в отреченном укладе жизни, называют «триданди-санньяси».

Хотя санньяса в Кали-югу запрещена (кроме кшетра-санньясы. Кшетра-санньяса - это обет никогда не покидать святую дхаму, оставаясь в которой, преданный полностью погружается в бхаджан и служение Божествам), Господь Чайтанья санкционировал санньясу только, как способствующую распространению Его миссии (проповеди). Таким образом, это - единственная причина для принятия санньясы вайшнавами. Если человек не намерен полностью погрузиться в проповедь, то он может оставаться ванапрастхой, жить в святом месте и поклоняться Господу, совершая свой личный бхаджан («бхаджате» переводится как служение Господу с любовью).

Согласно вайшнавской традиции посвящение в санньясу является 3-м последним обрядом духовного посвящения (2 предыдущих посвящения: 1-е посвящение - в повторение маха-мантры Харе Кришна, 2-е посвящение - дикша - повторение гаятри-мантры и получение священного шнура).

Санньясу может дать только другой санньяси. Во время обряда посвящения в санньяси преданный получает санньяса-мантру, одежду санньяси и посох (триданду).

Обычно санньяси получает новое имя, заканчивающееся титулом Свами или Госвами, что переводится как «господин, хозяин чувств» (го - «чувства», свами - «хозяин»).
Минимальный духовный уровень, на котором должен находиться преданный, чтобы быть готовым к принятию санньясы — это ништха. (ШБ 3.6.36)

Существуют определенные требования к санньяса-ашраму. В частности, в нем запрещены материальные чувственные наслаждения в любых формах, а также общение с женщинами наедине. Оно возможно лишь в целях проповеди и служения и должно быть сведено к минимуму. (УГЧ, стр.302; ШБ 1.часть 1, стр.28-29) Он также должен строго следовать регулирующим принципам и обету повторять 16 кругов Харе Кришна маха-мантры ежедневно, читать гаятри-мантры, полученные во время 2-й инициации, омываться трижды в день и вести аскетичный образ жизни, во всем полагаясь исключительно на защиту Кришны. Абсолютно все, что приходит в его распоряжение, он занимает в служении Кришне. Его не должны интересовать политика, какая-либо материальная общественная жизнь (для которой он умирает в момент принятия санньясы), общение с материалистами и людьми, обладающими властью, привязанными к женщинам и деньгам. (ИВН, стр.756-758; ШБ 3.31.35)

Санньяси, естественным образом, является духовным учителем для всех варя и ашрамов.
Поэтому, согласно варнашраме, санньяси следует выражать почтение, кланяясь ему, по крайней мере, 1 раз в день. То есть, если Вы встречаете саннъси впервые в текущий день, следует ему      поклониться, выражая свое почтение.


Кришна перечисляет качества санньяси. (БГ 16.1-3) Это:

  • бесстрашие;
  • очищение своего существования;
  • развитие (и распространение) духовного знания;
  • отречение;
  • смирение;

 

Главное из них - бесстрашие, заключающееся в убежденности в полной защите Господа. (ШБ 2.2.5.(81) Качествами санньяси также являются чистота, милосердие, равное видение всех живых существ, непреклонная решимость служить Господу, простота, подвижничество, серьезность.

Санньясу могут принимать только мужчины, и из них брахманы, обычно достигшие достаточно зрелого возраста (в ИСККОН нормой является 50 лет).

В ИСККОН Министерством Санньясы введены определенные требования для кандидатов на принятие санньясы:

  1. Насколько кандидат свободен от сексуальных желаний? (как давно он является брахмачари или живет отдельно от жены?)
  2. Каковы его успехи в проповеди? Обладает ли он способностями сильного проповедника? Является ли он лидером-проповедником? Занимается ли он проповедью в течение длительного времени?
  3. Насколько он строг и безукоризнен в своем личном поведении?
  4. Хорошо ли он разбирается в философии?
  5. Желает ли он в полной мере принимать авторитет ДЖИ-БИ-СИ и действовать под его руководством?
  6. Обладает ли кандидат качествами лидера, необходимыми, чтобы обучать и вести за собой брахмачари?
  7. Самодостаточен ли он? Обладает ли он способностью непрерывно заниматься той или иной деятельностью, вносящей позитивный вклад в проповедническую деятельность ИСККОН?
  8. Является ли поле его проповеди после принятия санньясы ясным и приемлемым для ДЖИ-БИ-СИ и других руководителей ИСККОН?

Меню