«Когда Кришну просят исполнить желания, Он, несомненно, делает это, но Он не исполняет тех желаний, которые заставляют человека вновь и вновь просить у Господа их исполнения, после того, как он насладится ими. Когда у человека есть свои желания, но он занят служением Господу, Кришна насильно дает ему прибежище у Своих лотосных стоп, у которых человек забывает о всех сторонних желаниях».
Этот стих говорит о реальности служения Кришне с материальными желаниями. Мы не должны думать, что мы лишены эгоистических желаний, просто потому, что мы бхакты. Да, мы, конечно, получаем возможность чистого преданного служения, но на практике чистота нашего преданного служения зависит от нашей обусловленности, от количества наших материальных желаний.
Конечно, наше органичное естественное состояние – это просто желать наслаждения Кришны. Чистый преданный Господа не наслаждается кроме как через Кришну. У него даже мысли нет о наслаждении без наслаждения Кришны. Как же Кришна строит с нами отношения? С людьми, переполненными материальных желаниями? Как же он лечит нас? Каков его курс лечения?
Сам Кришна смотрит за нами с самого начала. Он не пассивен. Не только мы боремся в одиночку с нашими анартхами. Нет. Помимо того, что мы работаем над собой, Кришна также действует из сердца, пытаясь поднять нас на более высокий уровень. Но для этого с нашей стороны мы должны заниматься преданным служением. Как если мы хотим избавиться от болезни, нам нужно идти к врачу.
Давайте послушаем, как Господь Чайтанья и Прабхупада объясняет этот стих из 5 песни ШБ. «Прежде нужно понять, что нежелательные желания возникают из неправильного общения, и мы развиваем желание к материальному счастью или к освобождению. Если наше общение хорошее, то мы хотим просто служить Кришне, для наслаждения Кришны. Если общение плохое, то помимо желания служить Кришне у нас будет много других желаний».
Господь Чайтанья цитирует 2 песнь: «Хорошо, у вас есть другие желания, но все равно вы должны служить Кришне, а не убегать, думая, что я очень грязный и недостойный для преданного служения. Но Шукадева говорит акама сарва кама ваа. Все равно служите Кришне с интенсивностью».
Если те, кто желает материального наслаждения занимаются преданным служением, они немедленно достигнут лотосных стоп Кришны, хотя и не просили их. Это качество бхакти-йоги. У преданного может быть куча материальных желаний, даже неосознанных, но если он занят преданным служением, а это значит – под руководством (как в больнице под наблюдением врача), то Кришна будет очень милостив, так как вы обретете то, чего никогда не просили – огромное благо.
Какова же психология Господа в отношениях с нечистыми преданными: «Если преданный служит Мне, но в то же время хочет материальное наслаждение, то он глупец. Он хочет яд вместо нектара». Мы меняем нектар на яд. Это глупо. Значит ли это, что мы должны уйти, что надежды нет, если у нас есть мысли о личном комфорте и т.д.? НЕТ. Мы должны продолжать, даже если мы сарвакама.
Что произойдет? Хотя Господь осуждает наши материальные желания, Он все равно очень милостив. Поскольку мы заняты под руководством, под наблюдением врача, произойдет трансформация – мы обретем лотосные стопы Кришны, хотя и не просили.
В чем еще психология Господа выражается? Он думает: «Я очень разумен, почему я должен давать этому глупцу материальное процветание. Вместо этого я вдохновлю его принять нектар прибежища моих стоп и забыть иллюзорное материальное наслаждение».
Одновременно происходят две вещи:
1) Кришна осуждает человека, который служит с материальными желаниями. Это глупо. Ведь чистое сознание Кришны значит служить Кришне не думая о себе.
2) Кришна трансформирует нас так, что наши желания исполняются, но так, что мы больше не просим об этих вещах. Мы можем спустя много лет оглянуться в прошлое и увидеть, что наши желания исполнялись – может не так, как мы хотели, но так, что они казались уже не столь важными. Таков эффект. Это делает Кришна. Господь очень понимающий.
Если мы занимаемся преданным служением, он исполняет наши желания так, что мы не просим о них снова. Даже если у вас есть материальные желания, продолжайте заниматься преданным служением и Кришна насильно даст вам прибежище у его стоп, и из-за этого вы забудете обо всех желаниях. Когда кто-то занят служением Господу ради наслаждения чувств, но вместо этого обретает вкус к служению Кришне, он оставляет свои материальные желания и предлагает себя Кришне в качестве слуги.
То есть идет взаимообмен: с одной стороны Кришна заставляет нас принять Его стопы, а с другой стороны мы сами вручаем себя Ему. Это можно сравнить с тем, что вы пришли, чтобы получить яблочный пирог, но Кришна дает вам творожное пирожное. И мы говорим: «О, здорово! Это же то, чего мы всегда хотели». Это не просто религиозная вера: это опыт для наших чувств. Кришна раса.
Есть два вида преданных: сакама и акама бхакта. Когда мы заняты преданным служением с мотивом получить удобства, признание и достичь своих целей – это сакама-бхакти. Поскольку мы служим Кришне, Кришна изменит нас постепенно, мы станем акама-бхактой.
Кришна устроит так, что преданный сакама исполнит свои желания так, что станет акама. Мы можем видеть, как наши желания приглушаются и трансформируются. Мы уже даже не узнаем эти желания, они исполняются так, что отпадают. Но только если мы ВНИМАТЕЛЬНЫ в преданном служении.
Как это произошло с Дхрувой, который сожалел, что искал осколки стекла. Иногда маленький ребенок ест грязь, но его родители отнимают грязь и дают ему сандеш. Так поступает Господь с сакама-бхактами. Поэтому даже с материальными желаниями нужно поклоняться Господу.
Преданный может желать чего-то другого кроме служения Господу. Да, такое бывает. В этом нет ничего необычного. Но если он занят служением, Кришна дает ему прибежище своих стоп, даже если тот не хочет.
Кришна говорит: «Он служит мне, но хочет чувственного наслаждения. Он просит яд. Это глупость. Но я не глуп. С чего давать этому глупцу грязь. Лучше дам ему прибежище Моих стоп. Я заставлю его забыть обо всех желаниях. В конце концов, если он продолжает заниматься преданным служением, то получит вкус к служению Господу и оставит все материальные желания».
Мы должны верить, что Кришна работает над нами. Конечно, мы облегчаем Ему работу, если не цепляемся за свои желания, говоря: «Кришна, я должен иметь это. Если хочешь, чтобы я тебе служил, дай!» В этом случае мы замедляем процесс.
Мы должны быть реалистами. «ДА, у меня есть эти желания. Кришна, пожалуйста, работай над ними, а я буду сотрудничать. Это облегчает процесс. Я будут продолжать служить Тебе и стану свидетелем исполнения моих желаний таким образом, что я к ним не возвращусь, а сосредоточусь на твоих стопах. Я знаю, что ты побудишь меня принять прибежище твоих стоп. Я открыт». |
Нужно быть открытым к процессу лечения, тогда Кришне легче нас лечить. Мы добровольно должны соглашаться, чтобы с нашими желаниями поработали, тогда все пройдет гораздо легче. Кришна не пассивен в сердце, Он работает над нашим сердцем. Кришна в долгу перед своими преданными. Он наслаждается этим и поэтому хочет, чтобы мы поднялись на уровень, когда Он поставит Себя под наш контроль, как это происходит во Вриндаване.
Вопрос: Что значит быть внимательным в преданном служении?
Ответ: Вы не можете быть невнимательным к правилам и предписаниям, считая, что Кришна обо мне позаботится. Часть ваших обязанностей – это быть внимательным к бхакти-йоге. Бхакти-йога – это забота Кришны о нас. Через внимательное выполнение бхакти-йоги Кришна работает над нами.
Но часто наша ошибка – это расслабленное отношение к практике, но при этом мы считаем, что Кришна позаботится о нас. Нет. Если мы занимаемся служением должным образом, то Кришна как бы «дотягивается» до нас через систему бхакти-йоги. Мы не хотим, чтобы наша практика преданного служения была расчленена. Это как хождение по лезвию бритвы.
В нашем преданном служении мы должны быть осторожны, а не расслабленными. Если хотите развить любовь, то нужно быть внимательным. Будете ли вы (женщины) выходить за того, кто ведет себя расслабленно и позволяет себе свободное общение с другими женщинами. Если мы хотим этого для себя, почему не дать этого Кришне.
Забота – это предвестник любви. Поэтому мы должны быть осторожны и внимательны в бхакти. И не пугайтесь того, что порой нужно поправлять свою жизнь. Бхакти-йога – это процесс постоянной подстройки и очищения.
Как в браке глупо думать, что вы поговорили раз и ваша супруга успокоилась на несколько лет. Вы понимаете, что семейная жизнь – это процесс постоянной притирки и настройки. Если это справедливо в материальных отношениях, то почему это не так в отношениях с Пурушоттамой. Мы не можем сказать: «О`кей. Пять лет назад я предался Кришне. Всё. Что еще нужно?».
Но бхакти-йога значит, что мы с радостью подстраиваем себя для удовлетворения Кришны. Поэтому воспринимайте это не как бремя, а как радость. Когда ваши отношения в браке хороши, то вы с готовностью меняетесь: «Просто скажи мне, что мне нужно сделать, и я изменюсь».
Кришна говорит, что из сердца он освещает глубины нашего сердца, и мы видим, что работы еще немало, еще подстройка нужна. И вы радуетесь этому, а не ругаете Кришну за это. «Да сколько можно. Я уже 5 лет практикую!». Но вы должны стараться, а тем временем Кришна делает свое дело: исполняет наши желания невинным образом и дает прибежище у Своих стоп.
Е.С. Девамрита Свами Новая Зеландия, Веллингтон. ЧЧ. Мадхья, Гл 2, текст 40.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Девамрита Свами - "Реальность без трансцендентности". Лекция по ШБ 3.31.16 (21.05.2017)
- Глава 09. Часть 26. "Научите людей принимать убежище у Кришны". 26 февраля 1976 года
- Шрила Прабхупада - Это цивилизация нового типа, которую мы пытаемся ввести ради блага человеческого общества. Беседа в саду. (14 июня 1976, Детройт)
- Шрила Прабхупада - Наше Движение, не какое-то обычное общество – нет! Оно дает самого Кришну и по этой причине оно сверхуникальное. (Беседа с учениками. 1976)
- Бхакти это деятельность. Бхакти не является чем-то пассивным. Беседа Шрилы Прабхупады с иезуитским священником. 19 мая 1975 года, Мельбурн