Есть такая история в пуранах, про Аштавакру. Аштавакра Муни был большим мудрецом, но при этом в 8 местах тело его было искривлено. Он когда шел, у него одна нога была короче другой, тут все было искривлено, он шел еле-еле, жуткое совершенно. Страшное зрелище, с этим связана другая история, она к делу отношения не имеет.
Однажды этот Аштавакра Муни услышал, о том, что при дворе царя Джанаки собралось множество мудрецов, замечательных йогов, душ, осознавших себя полностью, со всех концов они там собрались, и он подумал: «пойду-ка я туда, в этот дворец, чтобы послушать их, поговорить, обсудить все эти возвышенные духовные темы». И он пошел, отправился в путешествие, хотя там идти было всего день один, он пока дошел – месяц потребовался. Но он был настроен очень решительно. Он думал: «я должен прийти к царю Джанаки, я должен увидеть этих великих душ, которые осознали истинную природу духа». Когда он пришел, он очень обрадованный был – доковылял до туда в конце концов, при этом весь он как-то там мотылялся, когда он шел – жуткое зрелище было. Когда он пришел туда, в эту тронную залу царя Джанаки, все увидели его и стали смеяться: «кто такой вообще, что такое?». Все стали покатываться со смеху, царь Джанака тоже стал покатываться вместе с ними. Этот Аштавакра две минуты помолчал, послушал этот смех, потом тоже стал смеяться. Громче всех остальных. Все замерли и очень удивились: «чего это он смеется? Ну, мы понятно, ясное дело, почему мы смеемся, смешнее зрелища мы в жизни не видели, а он-то что смеется?». А он смеялся, заливался, в конце концов, все остановились, перестали смеяться¸ один Аштавакра смеется.
Тогда Джанака сошел со своего трона и сказал: «ты кто такой и почему смеешься? Объясни». Аштавакра Муни сказал: «кто я такой, я скажу тебе позже. А почему я смеюсь, я объясню тебе сейчас, на самом деле, я не смеюсь, я плачу».
- Ты плачешь? Почему ты плачешь?
- Ты знаешь, я целый месяц шел, ковылял до вашего дворца, я надеялся на то, что встречу тут великих, возвышенных душ, браманов, еще кого-то.
- А кого ж ты тут увидел? Все они великие брахманы, муни, мудрецы, йоги…
- Нет, я увидел сборище сапожников, (сапожник, это самая низшая каста, которая только есть, потому что сапожники постоянно имеют дело с кожей, с нечистыми предметами, это самое большое оскорбление в Индии кого-то сапожником назвать, в России – оскорбление, а в Индии тем более), я увидел тут одних сапожников, сапожники у тебя тут при дворе собрались.
- Может, ты объяснишь. Что имеешь в виду, потому что просто так такими словами на ветер не кидаются. Кто тут сапожник? Где ты увидел тут сапожников?
- Ты знаешь, сапожник, он смотрит на кожу в основном: эта кожа гладкая, эта кожа мягкая, эта кожа грубая, дальше кожи он не идет, я увидел, что у тебя только сапожники собрались, они только на кожу смотрят. Ни на что другое они не смотрят.
А он черный был еще, кожа у него была грубая. Когда все это услышали, все поняли, им очень стыдно стало за себя. Мы живем в этом мире, погруженные в это невежество. Мы все отождествляем себя со своим телом, все находимся в этом состоянии, смотрим друг на друга, пытаемся найти недостатки, это все проявления той же самой мохи – иллюзии отождествления себя с телом.
См. также:
- Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж. Аудио и видеолекции
- Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж - "Как сжечь карму"
- Ретрит Бхакти Вигьяна Госвами и его учеников в Магдалиновке (2011)
- Обращение Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа к вайшнавам
- Почему перевод "Бхагавад-Гиты" Шрилы Прабхупады отличается от других?