Когда человек умирает, мы скорбим об этом человеке. Но, по сути, мы сами находимся в состоянии умирающего. От смерти нас отделяет непродолжительный промежуток времени. Поэтому нам глупо скорбеть о ком-то другом. Раньше в деревнях и маленьких городках Европы, когда кто-то умирал, звонил церковный колокол. Отсюда появилось выражение «по ком звонит колокол?» Другими словами: «Кто умер?» И ответ такой: «Не спрашивай, колокол звонит по тебе. Не задавай глупых вопросов, сегодня он звонит по кому-то другому, а завтра будет звонить по тебе». «По ком звонит колокол? Динь, динь, динь… Тот человек умер? И тот умер? И тот умер? А сейчас по кому звонит колокол? По мне? Я умер?»
Если мы находимся на телесном уровне, то мы будем скорбеть о других, а другие будут скорбеть о нас. Все будут скорбеть друг о друге. Бхишма говорит Юдхиштхире (в «Махабхарате» – ред.): «Ты сам находишься в жалком состоянии, но скорбишь о плачевном состоянии другого человека. Вскоре ты умрёшь и другие будут скорбеть о тебе. А позднее умрут те, кто скорбел о тебе, и другие будут скорбеть о них. И в основе этой ложной скорби лежит телесное представление о жизни, поскольку ты не понимаешь, что настоящая личность вечная и неизменная».
Другими словами, если мы понимаем, что мы – вечные души, неотъемлемые частицы Кришны, то у нас не будет никаких причин для скорби. Если я понимаю, что я – вечный слуга Кришны и не имею никакого отношения к материальному телу, то у меня нет никаких причин скорбеть.
Также эта тема обсуждается в «Шримад-Бхагаватам» (6.15.26). Опять Ангира Риши обращается к царю Читракету. Читракету скорбел, и Ангира сказал ему: «Поэтому, о царь Читракету, тщательно обдумай положение атмы. Пойми, кто ты: тело, ум или душа. Задумайся над тем, откуда ты пришёл, куда уйдёшь, покинув это тело, и почему тебя одолевает скорбь. Осознав свою природу, ты избавишься от ненужных привязанностей и слепой веры в вечную природу материального мира и всего, что непосредственно не связано со служением Кришне. Так ты сможешь обрести мир в душе».
То есть, обретя ясное духовное понимание, мы сможем избавиться как от материального несчастья, так и счастья. Кришна описывает человека, который достиг состояния «самата» – умственного равновесия. Человека называют утвердившимся в разуме, если он избавился от страха, привязанности и скорби. Несмотря на все причины скорбеть, такой человек не скорбит. Об этом, в принципе, говорят даже мирские психологи.
Но как насчёт того, чтобы не радоваться, если есть причины для радости и счастья? «О, меня только что ограбили и вынесли всё мое имущество!» Понятно, что это печальное положение, но это не значит, что нужно полностью погрузиться в скорбь. Но предположим, вам повезло, и какой-нибудь нефтяной олигарх вас заметил и подарил вам 20 миллионов рублей. Конечно, обычно такого не происходит. Но предположим, что так произошло. (В современном мире вообще трудно придумать, что хорошего может произойти с человеком. Раньше были сказки, подобные «Золушке», сейчас такой сюжет нереален). Но даже если с вами происходит что-то хорошее, надо понимать, что это временно и иллюзорно. И ярким примером такого поведения является Судама Випра. Когда он испытывал финансовые сложности, он сохранял спокойствие и продолжал поклоняться Кришне. Потом неожиданно для себя он стал богатым. Но при этом ничего не изменилось, он продолжал поклоняться Кришне. Вот это пример умственного равновесия.
Еще одна цитата из «Махабхараты». Очень разумный совет: не нужно скорбеть о том, избежать чего невозможно. Об этом Кришна говорит в «Бхагавад-гите». Смерть неизбежна, поэтому зачем об этом скорбеть? Естественно, человек испытывает печаль, когда расстаётся с любимым. Но это не означает, что вы должны полностью прекратить заниматься тем, чем вы занимались, и погрузиться в состояние безутешной скорби.
<…> Точно так же, как вода тушит огонь, избавиться от беспокойств в уме можно, обретя подлинное знание. И ярким примером этого служит Арджуна, который очень сильно скорбел. Скорбь его была настолько сильной, что он решил даже отказаться от участия в битве. Но впоследствии, получив наставления от Кришны и приняв эти наставления, он обрёл решимость. Брахма-бхутах прасаннатма. Тот, кто находится на трансцендентном уровне, не скорбит ни о чём и ни к чему не стремится. Это не значит, что человек закрывает глаза и не сталкивается ни с какими проблемами или делает вид, что между плохим и хорошим нет разницы. Просто человек не позволяет беспокойствам погрузить себя в скорбь.
Опять же Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите». Описывая тех преданных, которые дороги Ему, Он говорит, что они не скорбят, ни к чему не стремятся, не имеют никаких желаний.
Опять вернемся на материальный уровень. Наставления Бхишмы из «Махабхараты». Если человек оказывается в очень трудном положении, он не должен полностью погружаться в скорбь. Несмотря на это, человек должен сохранять терпение и решимость и не разочаровываться. В материальном мире жизнь состоит из взлётов и падений. Но если под воздействием гуны невежества мы отождествляем себя со страданиями, то мы будем погружаться в скорбь всё глубже. Тогда как если мы будем сохранять умственное равновесие, постепенно мы их преодолеем.
То же самое в духовной жизни. Бывают взлёты и падения. Если в духовной жизни мы испытываем разочарования, говорим, что, похоже, никогда не сможем избавиться от материальных желаний, то мы можем погрузиться в это состояние и никогда уже не возвыситься над ним. Но мы не должны терять надежду, что Кришна обязательно поможет нам, если мы будем продолжать бороться. И Кришна обязательно поможет. Если же мы думаем, что всё, это конец, никакой надежды нет, это значит, что мы потеряли веру в Кришну. Даже если мы считаем себя бесполезными и непрогрессирующими, всё равно мы не должны оставлять попыток служить Кришне.
В «Шримад-Бхагаватам» приводится история о голубе, который потерял всю свою семью. Эту семью поймал в силок охотник. Поддавшись скорби, голубь тоже упал в сети. Это предупреждение, что не следует человеку испытывать чрезмерную мирскую привязанность к кому-то.
Духовная привязанность не может быть чрезмерной. Наоборот, наша цель заключается в том, чтобы наша привязанность к Кришне становилась всё сильнее. Но мирская привязанность приводит к скорби. И тогда человек будет вынужден испытать сильные страдания, точно так же, как этот голубь. Часто можно видеть, что сильнее всего страдает тот, кто пребывает в иллюзии наслаждающегося. Например, если отправиться в Америку в большой город, то там на улицах можно увидеть много нищих. Америка тратит миллиарды долларов на то, чтобы вмешиваться в дела других стран, устраивая там бомбёжки и вводя туда свои войска. Но многие солдаты, возвращаясь на родину, заканчивают свои дни тем, что превращаются в таких попрошаек. Но попрошайками становятся не только ветераны боевых действий. Иногда попрошайками становятся люди, возглавлявшие крупные компании. В определённый момент компания переживает банкротство и этих людей выбрасывают на улицу. И если человек потерял всё и стал нищим, он страдает больше, чем бедный человек, который всю жизнь был нищим.
Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Преодолевая скорбь»
{spoiler title=Статьи и лекции Шрилы Бхакти Викаша Свами на vasudeva.ru: (нажмите для открытия): opened=0}
- Ответ на письмо о Матери Терезе (2013)
- Сознание Кришны индуизм или божественная культура. У единства в многообразии есть свои пределы (Салем, Индия, 28-29 марта, 2012)
- Идея, что нужно что-то изменить – это признак очень неудовлетворенного возбужденного ума (2013)
- В демоническом обществе очень трудно не пойти на компромиссы (2013)
- Независимость женщин приводит к появлению демонов, Шримад Бхагаватам 3.17.15
- Сознание Кришны – единственная надежда современного мира
- Женщина должна следовать за своим мужем
- Прабхупада не давал каких-то туманных лекций о любви, о сострадании, о мире
- Цель нашего Движения Сознания Кришны не в том, чтобы контролировать и собирать деньги
- Похоже, что вся культура развращена телевидением
- Отвратительное, ужасное, стало таким распространенным, что это никого не удивляет
- Просто невозможно представить, насколько бы сердился Прабхупада
- Несмотря на все неправильное, ИСККОН – единственная надежда на распространение сознания Кришны по всему миру
- Я знаю, что вам с трудом достаются эти деньги. Я ценю это
- Только Прабхупада мог говорить истину, а мы не можем?
- Не каждому выпадает привилегия мыть посуду Кришны
- Они хотели поймать Прабхупаду и через Прабхупаду доказать, что они лучшие преданные
- Лучше быть червем, но в сознании слуги Кришны, чем занимать положение Брахмы
- Одна луна лучше, чем тысячи других звезд
- Они пытаются все построить на психологической совместимости, но основа семейной жизни – это долг, дхарма
- Эталон нормального члена современного общества – это быть полным идиотом
- Что лучше, иметь много парней, тех, кто вас использовал или быть уважаемой женой и матерью?
- Лучше, когда детей больше
- Пожалуйста, слушайте Шрилу Прабхупаду
- Они не имеют представления о том, что такое святое поведение
- Они учат тому, как муж должен психологически приспосабливаться к жене, но это не работает
- Люди все больше погрязают в чувственных наслаждениях и не способны понять сознание Кришны
- Повторяйте 64 круга, а почему нет?
- Идея, что мы можем вести сознание Кришны на базе западной культуры – опасна
- Это целый синдром, когда люди начинают сознавать деньги и это становится целью жизни
- Все больше людей просыпается и понимает, что политики их обманывают
- Тогда они поняли: мы и есть те самые майявади
- Книги Прабхупады не соответствуют современным нео-майявадским идеям, которые говорят, что все равны и все хороши
- Прабхупада организовал киртан-мелу каждый день, начиная с 4.30 утра, как насчет этого?
- Шрила Прабхупада представлял учение Кришны смело, без компромиссов
- Не может быть и речи о мире
- Быть свободным делать все что хочется - это свобода животного
- Вы разумнее Энштейна
- Бхакти Викаша Свами - Если вы горды, вы не продвинулись даже на миллиметр в истинной духовной жизни
- Бхакти Викаша Свами - Ради удобств, которые вы можете позволить себе в городе, вы ломаете всю свою жизнь
- Бхакти Викаша Свами - Какие вы преданные? Вы преданные кого? Кали-юги?
- Бхакти Викаша Свами - Не верьте мошенникам, таким как Сай Баба. Изучите, и поймите, кто такой гуру
- Бхакти Викаша Свами - Шрила Прабхупада хотел учредить самодостаточные сельскохозяйственные общины, в центре которых - Кришна
- Бхакти Викаши Свами - Не нужно думать, что просто улыбаясь людям, вы будете продвигаться в сознании Кришны
- Бхакти Викаша Свами - Мы должны занимать ясную позицию и следовать принципам
- Прабхупада был очень доволен тем, кто проповедовал решительно и бескомпромиссно (Автор: Бхакти Викаша Свами)
- Бхакти Викаша Свами - Это пропаганда Кали
- Бхакти Викаша Свами - Такие преданные будут испытывать трудности
- Бхакти Викаша Свами - Кришна не сказал: «Арджуна, ты – индус, а я индуистский Бог. Почему бы тебе не поклоняться мне?»
- Бхакти Викаша Свами - Мы не музыканты, мы – бхакты Кришны
- Бхакти Викаша Свами - Не наговаривайте на варнашраму
- Бхакти Викаша Свами - Проблема в том, что это – не наше послание
- Бхакти Викаша Свами - Если вы даете деньги на сознание Кришны с хорошей верой, а кто-то злоупотребляет ими, они идут в ад!
- Бхакти Викаша Свами - Возникает вопрос: зачем мы инициацию тогда даем? Если человек живет в городе и просто ждёт милости Прабхупады
- Бхакти Викаша Свами - Кланяйтесь, пусть они привыкают к этому!
- Бхакти Викаша Свами - Когда свинья слышит сладкозвучную поэзию мисс поросюшки, она падает в обморок от очарования!
- Бхакти Викаша Свами - Не поддаваться на обман под вывеской сознания Кришны
- Бхакти Викаша Свами - В ИСККОН мы должны признавать авторитет Шрилы Прабхупады и его книг
- Бхакти Викаша Свами - История религий — это история расколов
- Бхакти Викаша Свами - Почему мужчины и женщины должны сидеть отдельно
- Бхакти Викаша Свами - Мы хотим широко распространить сознание Кришны, но именно сознание Кришны, а не что-то другое
- Бхакти Викаша Свами - Рецепт успеха в духовной жизни: следовать правильному процессу
{/spoiler}
{spoiler title=Книги Бхакти Викаши Свами на vasudeva.ru: (нажмите для открытия): opened=0}
- Купить книги Бхакти Викаши Свами можно здесь>>>
- Брахмачарья в Сознании Кришны (М., Йамуна Пресс Компани, 1993)
- Вамшидаса Бабаджи. Краткое жизнеописание святого-вайшнава (М.,Йамуна Пресс.1998)
- Воспоминания о Шриле Прабхупаде (Н.Новгород,2002.142с)
- Первые шаги к Кришне (Практическое руководство)
- ИНДИЯ. Паломничество по святым местам
{/spoiler}