В течение долгого времени мне было интересно узнать, как чувствует себя человек, занимающий положение, которое дает ему высшую власть над умами и жизнями других людей, особенно если этот человек считается представителем Бога. Встреча с папой Иоанном Павлом II ответила на мой вопрос.
В 1968 году Шрила Прабхупада просил папу Павла VI о встрече, чтобы обсудить, как помочь людям достичь любви к Богу «как высшего совершенства жизни». До этого Шрила Прабхупада уже точно подметил, что сознание Бога в человеческом обществе приходит в упадок, и он написал Папе Римскому: «Эта тенденция чрезвычайно неблагоприятна, и поскольку Ваше Святейшество является главой огромного религиозного движения, я думаю, мы должны встретиться и разработать программу сотрудничества».
К сожалению, они так и не встретились.
В 1976 году Шрила Прабхупада предпринял еще одну попытку встретиться с папой Павлом VI. Должно быть Прабхупада слышал, что папа охотно встречался с религиозными лидерами любых вероисповеданий. Но Прабхупаду не интересовала официальная беседа, он хотел серьезного обсуждения.14 июля 1976 года он написал преданным, организовывавшим встречу: «Если это будет просто светский визит вежливости, какой в нем смысл? Сейчас религия воспринимается как формальность. Большинство людей не имеют правильного представления о Боге. Наша концепция – это реальная связь с Богом. Мы знаем, кто такой Бог и как служить Ему».
Но и в этот раз они тоже не встретились.
Шанс получить ответ на вопрос
У меня, как и у Шрилы Прабхупады, было горячее желание встретиться с папой, но по другой причине. Я незначителен и никогда не посмел бы сравнивать себя со Шрилой Прабхупадой или его духовным гением, поэтому мой мотив был очень скромным: я хотел услышать, как папа чувствует себя в качестве представителя Бога. Ощущает ли он иногда бремя этого положения? Истинный представитель считается и является, в определенном смысле, идентичным тому, что он представляет. Если я покупаю билет на самолет у агента, одобренного авиакомпанией, она должна признать и сам билет. Точно так же представитель Бога равен Богу, поскольку служит авторитетным агентом Господа и его слова исполнены божественной силы.
«Но как он чувствует себя, играя эту роль?» - задавался я вопросом.
Каким-то образом мне удалось дважды встретиться с папой Иоанном Павлом II при удивительно интимных обстоятельствах, когда я приезжал в Венгрию в начале 90-х годов. Я постараюсь описать все настолько подробно, насколько смогу.
Тогда около пятидесяти воодушевленных преданных пригласили меня провести с ними харинаму в Будапеште. Они сообщили, что в такой-то конкретный день в городе будет очень много людей, но не объяснили почему. Я помню, что была осень, и листья уже начали менять свой цвет. Они были похожи на развешенные по деревьям разноцветные флажки, особенно на огромных каштанах, в изобилии растущих в Будапеште. Когда мы счастливо танцевали на обрамленной каштанами аллее, мы неожиданно приблизились к большому скоплению людей. Киртан становился все экстатичнее и, казалось, не было пределов нашему блаженству от общения со святыми именами. Также казалось, что не было никаких ограничений для наших перемещений по городу.
Танцуя, я заметил рослого, хорошо одетого человека в черном костюме с колораткой - воротничком католического священника. Он с улыбкой жестами звал нас подойти к рядом стоявшему зданию. Мы последовали его приглашению, и толпа почтительно расступилась. Прежде чем мы успели опомниться, мы уже стояли перед папой, одетым в белые одежды. Он вышел из здания посмотреть на нашу харинаму и, наверно, попросил пригласивших его венгров подозвать нас поближе.
Вы когда-нибудь принимали участие в экстатичной харинаме? Вы когда-нибудь пели святые имена с группой вдохновленных преданных, чувствуя, что будто мчитесь на трансцендентном поезде все дальше и дальше, пока рельсы не взмывают в небо? В тот день у меня было именно такое ощущение. Я просто не мог выйти из киртана и остановить поезд.
Однако здесь был папа, и у меня был вопрос к нему. Я сформулировал свой вопрос на языке сердца – на языке взгляда. Взгляды, которыми обмениваются духовные люди, могут быть настолько же говорящими, как взгляды между возлюбленными. Да, я до сих пор помню ответ папы.
Шачинандана Свами: Что это за чувство – быть представителем Бога на Земле?
Папа: (внимательно посмотрев, может ли он доверять мне, затем неуверенно): Я - всего лишь слуга, рабочий в саду Господа.
Шачинандана Свами: (переполненный энергией от пения святых имен): Да, мы должны считать себя скромными инструментами, но как Вы несете этот груз? Не кажется ли он порой слишком тяжелым, особенно когда Вы служите в такой громадной религиозной организации, как Римско-католическая церковь, со всей ее политикой?
Папа: (выражение его лица смягчается): Это трудно. Наша организация огромна. Многие приходят в нее с корыстными интересами, которые часто конфликтуют с чистотой и духовностью. Но пусть это вас не заботит. Просто пойте, пойте имена Господа. Это изменит лицо мира. Пойте и молитесь. Я тоже верю в это.
После этого папа дружелюбно помахал мне. Мне показалось, что в его глазах были слезы. Но он взял себя в руки, повернулся и пошел на очередную официальную встречу с главами его церкви в Будапеште.
Меня тронули человеческая теплота и глубокая духовность, светившиеся в его глазах. Но так как встреча была закончена, я направил локомотив киртана снова на аллею с каштанами.
Вернувшись в храм, я попросил преданных узнать, есть ли возможность для более личной встречи с папой. Я хотел смиренно задать ему тот же вопрос, чтобы убедиться, что правильно понял его ответ. Преданные улыбнулись моей наивности: «Встречи с папой, - сказали они, - должны назначаться, по меньшей мере, за год. Но даже если бы мы устроили все заранее, у папы вряд ли нашлось бы время для аудиенции».
И все же мне хотелось еще раз встретиться с ним, чтобы подтвердить реальность нашего разговора. Такая возможность представилась уже на следующий день, когда мы снова вышли на харинаму. На этот раз мы отправились к дороге, по которой обычно проезжал папа, благословляя жителей Будапешта. Наша группа остановилась у широкой улицы, в той части, где народа было не так много.
Но он все не появлялся. Я уже было потерял всякую надежду увидеть его, когда, наконец, показались мчавшиеся один за другим пять лимузинов, полных вооруженных людей. За ними ехал микроавтобус, по обеим сторонам которого, словно виноградные гроздья, свисали охранники с автоматами, тщательно высматривая потенциальных киллеров. А следом ехал бронированный лимузин, в котором папа мог стоять и приветственно махать людям. Я подумал, что в этой машине папа был похож на куклу в стеклянной коробке. Было очевидно, что его обязанность заключалось лишь в том, чтобы люди просто увидели его, а он – благословил их.
При его появлении мы громче запели киртан. И просто удивительно – когда процессия приблизилась к нам, папа приказал шоферу замедлить ход. В том месте, где мы стояли, не было особой толпы, но машина ехала очень-очень медленно. И снова папа посмотрел мне в глаза. Он, несомненно, узнал меня по висевшей на мне гирлянде. Взгляд его теплых глаз вновь сказал: «Нелегко нести это бремя». Затем он показал в сторону охранников на машинах. Они выглядели так нелепо в темных очках в стиле фильма «Матрица» и автоматами. Папа, казалось, говорил: «Я чувствую себя ничтожным и недостойным всего этого, но дело Господа должно продолжаться. Мне приходится идти на бесчисленные компромиссы с руководителями церкви и мировыми политиками – слишком много компромиссов. Вы же просто пойте, помогайте другим, проповедуйте и молитесь. Я по-своему стараюсь делать то же самое».
Критический анализ моих встреч
Критически мыслящий человек, вероятно, усомнится в реалистичности этих встреч. Стоит ли ожидать, что другие люди согласятся с тем, что между мной и папой действительно состоялся разговор? Возможно, я всего лишь придумал его ответы. Я думаю, нельзя сказать, насколько эти встречи были реальны. Личные впечатления субъективны и редко выдерживают проверку лабораторной объективностью. Но разве лаборатория - это единственный способ доказать истину?
Для меня эти встречи были совершенно реальными, и теперь, когда я думаю о папе Иоанне Павле II, я вспоминаю его таким, каким видел тогда в Будапеште и черпаю вдохновение из наших бесед с ним.
Куда бы он теперь ни ушел (оставив свое физическое тело), я желаю ему всех благ и благодарю за его деятельность и подаренное мне вдохновение.
Я хотел бы завершить эту статью цитатой Бхактивинода Тхакура, которая, наверняка, понравилась бы папе: «О ум, почему ты завидуешь тем, кто следует другим духовным путям? В разных странах живут разные люди. Кто-то поклоняется Господу, одетый в набедренную повязку, а кто-то - согнув в почтении спину. Кто-то, закрыв глаза, размышляет о Брахмане, кто-то медитирует в йогической позе, в то время как иные поглощены санкиртаной. Но каждый поклоняется Кришне, источнику всех достояний. Поэтому все люди должны жить, мирно сотрудничая, как братья. В жизни или смерти, всегда преданно служи Господу Хари» («Према-прадипа», Четвертый луч).
Ответственность быть гуру
В комментарии на «Шримад-Бхагаватам» (1.13.48) Шрила Прабхупада пишет, что представитель Бога должен сотрудничать с Господом: «Нужно постараться сотрудничать с Господом в Его внешней деятельности, направленной на исправление падших душ. Сотрудничать с Господом, становясь духовным учителем, можно только по повелению Господа, а не ради личной выгоды и какой-либо материальной прибыли, чтобы сделать на этом бизнес или просто заработать этим на жизнь. Истинные духовные учителя, обращающие взор к Верховному Господу, чтобы сотрудничать с Ним, действительно качественно едины с Господом».
Некоторые из нас получили полномочия выступать в качестве гуру. Занимая это положение, мы получаем уважение и почет. Воспоминания о встречах с Папой Римским дают мне великолепную пищу для размышлений о данной мне власти. Если я буду честен, я пойму, что этот почет всего лишь предоставляет мне определенную возможность. То есть я не должен думать, что я санньяси, гуру и стал великим. Наоборот, я не заслуживаю оказываемого мне почтения, поскольку я не квалифицирован. И все же мой духовный учитель дал мне эту возможность служения, поэтому я обязан стать квалифицированным и исполнить возложенные на меня обязанности.
Разве духовная жизнь состоит не в том, что мы получаем возможность подняться над своим нынешним положением? В тот момент, когда мы начинаем думать, что мы очень духовные и квалифицированные, мы становимся жертвами ложной гордости. А ложная гордость разрушает все. Лучше рассматривать все приходящее к нам как возможности служения и молиться о постоянной защите и руководстве. Только в этом случае мы сможем быть хорошими слугами. Милостью гуру и Кришны слепой может увидеть сияющие звезды в небе, хромой может перейти горы, а глупец стать красноречивым оратором, с любовью помогающим другим людям.
См. также:
Исправлено. Спасибо большое.
Popravit:
К сожалению, они так и встретились.