image

Featured

Гуру-таттва: знакомая и неизвестная (Атула-Кришна дас)

Gopi s lotosom

Столько времени сегодня занял этот последний ответ, что я привычно решил сделать его достоянием общественности. Тем более, что я еще ни разу не видел внятного рассмотрения этой темы.

Харе Кришна! Примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны.Дорогой Атул Кришна прабху, пишу Вам от комитета учеников. Нам очень нужна Ваша помощь. Могли бы Вы подготовить статью о том, что гурваштака не только для Шрилы Прабхупады, но также и для Дикша гуру? Особенно важны комментарии к сакшад-хари. Сейчас очень много нападок и смуты вносится в умы учеников на тему что Гуру ИСККОН не имеют права на то, чтобы им ученики пели эту молитву. Как я понимаю, оппозиция немного преувеличивает. В итоге они и в Шриле Прабхупаде усомнятся как в сакшад-хари.

Харе Кришна. И мои поклоны примите.

Ну а что там писать?Вишванатха Чакраварти, очевидно же, что не Прабхупаде ее посвящал.

И тут еще сложно с этим, потому что, чтобы нормально ответить на данный вопрос, нужно объяснять всю гуру-таттву, которая в умах преданных неизменно покрыта мистическим флером.

Даже те два простых постулата из самого начала Шри Чайтанья-чаритамриты:

1) гуру-таттва отлична от джива-таттвы (поэтому она не имеет никакого непосредственного отношения к преданным садхакам)
и 2) акханда-гуру-таттва (один из рагатмиков, таких как Субал или Лалита, который является моим изначальным вечным и истинным гуру в духовном Вриндаване, проявляется тут через наставления множества личностей - таких как, например, дикша-гуру и шикша-гуру.

Даже их преданным никто не объясняет.

Ну, то-есть, какой смысл переводить фокус со Шрилы Прабхупады на дикша-гуру или наоборот, если между ними нет принципиальной разницы? (потому что акханда-гуру-таттва - она едина).

Тем более, если они оба лишь проявляют моего настоящего гуру, воплощающего в себе определенную бхаву в служении Кришне? И моя первоочередная задача, единственная задача моей садханы, эту бхаву найти и развить.

И я также не хочу в очередной раз быть тем, кто скажет: "Вообще-то оно вот так все. И с вопросами, почему этого никогда толком не объясняют на наших бесчисленных курсах и лекциях, обращайтесь к ответственным за менеджмент и образование."
На самом деле, даже, если просто подумать над теми двумя положениями, то большинство вопросов и противоречий решится автоматически.

Ну так хорошо, можете Вы на бумаге подумать об этих двух положениях? Уверен, многим бы это помогло. У нас начались проблемы в связи с ситуацией вокруг Гуру Махараджа. Есть люди, которые рушат и без того слабую веру некоторых учеников. Так как у них самих не хватает способностей разобраться во всех нюансах, а авторитетного анализа нет, то просто приходится принимать что живой гуру не нужен, сегодняшние дикша-гуру не могут привести к Кришне так как сами к Нему не пришли, и если все действуют от имени Шрилы Прабхупады и ничего не понимают, то какой в них смысл.... Я почему-то подумал что Вы можете в этом помочь, используя разум , установить истинное понимание , которое сейчас требуют сердца многих учеников.

Только сейчас заглянул в почту. Так я же там, по сути, уже все написал.

Гуру - он севака-бхагаван. Бхагаван, не джива.

Открываем Чайтанья-чаритамриту: "...духовного учителя считают либо одним из приближенных Шримати Радхарани, либо проявлением Шрилы Нитьянанды Прабху." (ЧЧ Ади, 1.46, комм.)

Кто именно - проявление Радхарани или Нитьянанды\Баларамы - зависит от расы.

Баларама - это Бхагаван, полное проявление Бога.

И Радхика, в определенном смысле, тоже (так как "радха кришна эка атма" и "шакти шактиман абхеда", "дуи васту бхеда наи" - Радха и Кришна - это проявления одной души, между ними нет разницы и она Кришне ничуть не уступает в своей божественности, изначальности и абсолютности).

Мы сами не можем познать Бога, мы слишком малы для этого. Ну как это возможно?

Наше крошечное сознание не способно охватить все мироздание во всей его сложности и полноте. И тем более не способно увидеть, как оно все кульминирует в личностном образе Шри Кришны. Единственная возможность - это если Бог сам явит нам себя. И в этом аспекте его называют гуру. Только Бог может учить о Боге, никто другой не может.

Дальше, Бог - это раса. Кришна - это раса.

Это вердикт упанишад (расо ваи саха), это же утверждают наши ачарьи (sri gita sri bhagavatabhyam eva rasa sabdena sri krsna eva vyakhyatah - "и Гита и Бхагаватам провозглашают, что Шри Кришна - это раса" - Вишванатха Чакраварти).

Раса - значит вкус, опыт, некое сладостное переживание.

Доступными примерами расы могут служить:

  • партхива-раса, "земной опыт", восприятие объектов чувств (все люди естественно тянутся к вкусной пище, приятным ароматам, любимой музыке, красоте природы и окружения, сладостным тактильным ощущениям)
  • сваргия-раса, "небесный опыт", отношения с другими, когда мы буквально пробуем на вкус их индивидуальность (и сюда включается весь спектр эмоций и отношений: 12 ролей, 33 категории умонастроений и соответствующие им внешние проявления, иначе говоря, это опыт влюбленности, привязанности к детям, настоящей дружбы, опыт удивления и гнева, смеха и печали, сосредоточенности и лености...), и это все также стремятся выразить в искусстве (фильмы, книги, архитектура, мода, музыка...)


Помимо этих двух форм отношений с чит и ачит, отдельно выделяются отношения с ишварой (потому что есть три составляющих этого мира, отраженные в треугольнике самбандхи, и логично рассмотреть опыт восприятия всех трех).
Отношения с Богом Бхактивинода Тхакура называет вайкунтха-расой, так как в ней отсутствуют несовершенства, присущие двум другим видам отношений.

Так вот, Кришна одновременно един и отличен от творения. Он является расой сам по себе, концентрируя в себе весь спектр опыта (акхила расамрита муртих и ШБ 10.43.17).

И он же распространяет себя в духовный и материальный миры, в которых нет ничего помимо этих трех форм расы. Потому что Кришна, Абсолютное полное целое - это раса.

И именно так по просьбе Чайтаньи Махапрабху представил философию Бхагаватам Шрила Рупа Госвами - в категориях расы.
И именно поэтому в названии нашей философии появляется слово ачинтья. Не потому что мы действительно не можем что-то понять или объяснить, а потому что раса\опыт всегда имеет природу новизны, нечто такого, чего у меня еще нет, и оно интригует и представляет интерес для меня (адбхута\висмая\чаматкар...) Как это описывал Господь Чайтанья, и как это мог чувствовать каждый, кто хоть раз действительно попробовал прасад - обычные знакомые ингредиенты приобретают невероятные качества, и ты с каждой ложкой изумляешься, не в силах понять: что это? что это такое? откуда этот вкус?

Теперь, гуру проявляет Кришну.

Есть множество способов, как и через что это можно сделать, но в норме - это через кришна-катху. Господь Чайтанья объяснил, что в Ведах нет ничего помимо описаний того, как все связано с Кришной, как развивать с ним отношения и описаний сладости любви к нему. Ара ее кичху кахе сакалаи калпана - все остальное - это плод чьего-то воображения.

Слова священных писаний воплощают в себе всю расу (бхагаватам расам алаям, икшатер на ашабдат, принцип нада-брахмана и множественные утверждения наших ачарьев).

И если мы хотим соприкоснуться с Кришной, получить реальный духовный опыт, или, другими словами, почувствовать вайкунтха-расу, то для этого существуют по крайней мере 2 условия:

1) Катха должна соответствовать таттве - описанным в ведических писаниях истинам (потому что иначе вкус портится, как это опять же показано в Чайтанья Чаритамрите)
2) Человек, которого мы слушаем, должен быть сам способен переживать этот вкус.

В частности, эти два принципа отражены в шабда-брахмана-нишната и пара-брахмана-нишната.

Причина второго пункта - 4 уровня звука, описанные в 11 песне Шримад Бхагаватам (желание, эмоции, понимание и аудиальная составляющая). Иначе говоря, умонастроение человека неизбежно отразится в его словах и акцентах, что он делает, и повлияет на наше восприятие. Тот, кто сам не испытывает вайкунтха-расу, не может ее передавать. И наоборот, если Кришна вошел в сердце человека, то Кришна может из сердца этого человека учить других.

Поэтому есть два вариант:

Первый - мы расики, и нам уже не особо важно, кто и что говорит, потому что мы при этом слушаем самих себя, или, точнее, гуру в сердце. У нас там автоматический синхронный переводчик, перелагающий все на язык бхакти. В этом случае для нас самих нет необходимости во внешнем проявлении гуру через других людей. Но для уменьшения беспокойств окружающих (и, как итог, собственных беспокойств) везде рекомендуется подавать пример, сохраняя привычное положение вещей.

Второй - у нас нет достаточного вкуса и опыта настоящих отношений с Кришной. Поэтому мы ищем тех, у кого этого опыта и понимания больше, чем у нас.

Такие люди естественным образом являются нашими гуру.

О квалификации я уже сказал - верность сиддханте и отличный от нуля духовный опыт.

Понятно, что ситуация некоторых из учеников Прабхупады, которые даже ни разу его не видели, получая дикшу по почте на кассетах, ничем принципиально не отличается от нашей ситуации. Мы имеем ровно столько же возможностей соприкасаться с Прабхупадой таким образом.

Но многие чувствуют, что для них этого недостаточно. Слова ачарьев неотличны от Вед (Веды всегда проявлялись из уст риши, и Бхагават Махатмья дает определение, что Шримад Бхагаватам - это любые исполненные любви рассказы преданных о Господе), но хотя они, как и писания, исполнены расы, тем не менее их наставления иногда кажутся слишком общими и не адресованными лично мне. Часто приходится слышать о противоречиях, и что их бывает сложно понять.

Плюс, все же хотят вкуса отношений, все, особенно по началу, хотят определенной взаимности и ожидают, что эти духовные отношения проявятся именно в отношениях с гуру.

Да и просто, дело ведь вовсе не в том, насколько тот или иной человек объективно духовно продвинутый. Гуру ведь - это никогда не непосредственно сам человек. Вопрос лишь в том, насколько я могу чувствовать Кришну в словах этого человека.

И для одного его гуру больше проявляется в одном преданном, а для другого - в другом. Потому что Кришна - разный для разных преданных. Для кого-то он маленький мальчик, для кого-то юноша, для других - четырехрукий правитель Вайкунтхи. Кришна - сосредоточие всех рас и способен ответить на любые желания своих преданных.

Поэтому гуру - он тоже не абстрактен.

В духовном мире у нас конкретные отношения с нашим конкретным Кришной, и наш гуру там представляет для нас воплощение этих отношений. Рупа Госвами называет эту категорию преданных, которые учат и направляют остальных рагатмиками. Это вечные спутники Господа, воплощающие в себе определенную расу, определенное настроение в отношениях. И среди них - наш вечный изначальный и единственный гуру.

Они - это та самая раса, которая ведет нас по духовному пути и формирует нашу собственную бхаву. Ведь раса не бывает абстрактной, это вполне определенные отношения. Даже в самом начале, когда мы еще не определились, чего же мы хотим, даже тогда это шанта-раса, и соответствующий ей гуру - это Параматма, проявление Санкаршаны.

И эта раса, вкус отношений, воплощенный в рагатмике, запросто может отличаться от настроения самого преданного, который выступает в роли нашего гуру тут. Опять же, потому что гуру-таттва и джива-таттва принципиально отличны.
В Джайва-дхарме Бхактивинода Тхакур представляет это, описывая, как гуру-манджари его ученики видели Субалом или Лалитой. И также мы можем посмотреть последние комментарии Бхактисиддханты Сарасвати к Чайтанья Чаритамрите, где он также это представляет уже на своем собственном опыте.

И

  •  так как нам нужны отношения и взаимность
  •  так как мы чувствуем, что принятие гуру, помимо принятия Шрилы Прабхупады и шастр, поможет нам
  •  так как другой преданный может быть нам гораздо ближе и понятнее, чем Прабхупада
  •  так как мы не хотим сеять еще больший хаос в обществе
  •  так как нет ни единой причины против этого

поэтому мы принимаем дикша- и шикша-гуру помимо Шрилы Прабхупады.

Прекрасно понимая, что первостепенную важность имеет наша собственная позиция. Что мы сами должны тянуться к Кришне и хотеть с ним отношений в одной из рас, а Кришна тогда уже сможет ответить и проявится в качестве гуру.

Как я писал в самом начале:
"два простых постулата из самого начала Чайтанья-чаритамриты:
1) гуру-таттва отлична от джива-таттвы (поэтому она не имеет никакого непосредственного отношения к преданым садхакам)
и 2) акханда-гуру-таттва (один из рагатмиков, таких как Субал или Лалита, который является моим изначальным вечным и истинным гуру в духовном Вриндаване, проявляется тут через наставления множества личностей - таких как, например, дикша-гуру и шикша-гуру)

Какой смысл переводить фокус со Шрилы Прабхупады на дикша-гуру или наоборот, если между ними нет принципиальной разницы? (потому что акханда-гуру-таттва - она едина).
Тем более, если они оба лишь проявляют моего настоящего гуру, воплощающего в себе определенную бхаву в служении Кришне? И моя первоочередная задача, единственная задача моей садханы, эту бхаву найти и развить."

Харе Кришна! Примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны.Джай! Спасибо Вам за этот анализ. Я уже отправил паре сомневающихся ребят. Если сможете, дайте обоснованные ответы на несколько вопросов в защиту Гуру Махараджа:
Кто уполномочил его принимать учеников?

Джи-би-си.
Технически, любой преданный со вторым посвящением может давать панчаратрика-дикшу. Потому что, если у тебя что-то есть, то ты можешь это дать.

И отношения гуру и ученика сами по себе вне каких-либо организационных условностей - если я хочу учиться у кого-то, принимая его в качестве своего гуру, то что мне в этом может помешать?

Но и с точки зрения социального этикета, и с точки зрения здравого смысла правильнее, когда роль дикша-гуру исполняют наиболее старшие преданные. Зачем мне учить кого-то, если я могу отправить их к своему гуру, который более квалифицирован? И так оно всегда и было, как в вайшнавских сампрадаях, так и в ведической культуре в целом.

В нашем обществе решение о том, кому быть гуру, принимает Джи-би-си - собрание потенциально наиболее старших и квалифицированных преданных. При этом они основываются на двух простых условиях: насколько преданный стабилен в практике бхакти, и есть ли желающие видеть его в качестве своего гуру.

Мы видели что иногда из-за отсутствия духовной квалификации ученики Шрилы Прабхупады совершают ошибки.

Все кроме Кришны совершают ошибки, потому что он единственный обладает всезнанием. Лишь Кришна, находясь в каждом атоме, в курсе всего происходящего и имеет бесконечно могущественный разум. Остальные живые существа всегда ограничены в чувственном восприятии и ментальных возможностях, поэтому они неизбежно будут совершать ошибки, на какой бы стадии духовного развития они не находились.

При этом, чем более духовно продвинут человек, тем чище его мотивы. Поэтому, даже если внешне преданные ошибаются и полученный результат не соответствует ожидаемому, то при наличии правильных мотивов это действие все равно внутренне приближает их к Кришне. Поэтому это можно и не считать за ошибку.

Распространенное заблуждение о всестороннем и абсолютном совершенстве ачарьев, дикша-гуру и чистых преданных вызвано все тем же повальным и беспричинным отождествлением джива-таттвы и гуру-таттвы.

Гуру проявляется через определенную дживу, когда та неискаженным образом передает расу (в норме выраженную в ведических писаниях), и когда ученик желает получить знание.

Когда любое живое существо расходится с шастрой, в этот момент оно перестает быть проводником и теряет положение гуру. Это верно даже для Кришны - придя как Будда, он проповедовал учение, отвергающее Веды, поэтому мы не принимаем эти его слова и не считаем его гуру.

listlistlistlistlist

Примеры и цитаты:

Только Бог совершенен, а мы все несовершенны. Даже в нашем так называемом освобожденном состоянии мы по прежнему остаемся несовершенными. Поэтому человек должен принять прибежище у авторитета, потому что, по самой своей природе, мы несовершенны. Господь Чайтанья сказал, ama-saba jivera haya sastra-dvara 'jnana'. Таким образом, за истинным знанием мы должны обращаться к писаниям, шастре. Садху-шастра-гуру. Садху – значит благочестивый, религиозный, честный человек. Садху, тот, чей характер безупречен, его называют садху. Шастра означает писания, а гуру, гуру – значит духовный учитель. Они находятся на одном уровне. Почему? Потому что всех их связывает шастра. Гуру считается освобожденным, потому что он следует писаниям. Садху считается честным и святым, потому что он следует писаниям. Садху-шастра-гуру-вакья. Никто не может быть садху, если он не принимает принципы шастр. Никто не может быть признан гуру, или духовным учителем, если он не следует принципам священных писаний. Таков критерий. Лекция по Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лила 20.353-354 – Нью-Йорк, 26.12.66

listlistlistlistlist

Профессор: А вы совершенный учитель?
Прабхупада: О, да, потому что я слышал от совершенного. Я не совершенен, но то, что я говорю, - совершенно. Как например ребенок, который не знает, что из себя представляет этот диктафон, но он узнал от своего отца, «Это диктафон», поэтому, когда он говорит, «Это диктафон», оно совершенно. Ребенок не является совершенным, но, потому что он совершенным образом услышал от своего отца, поэтому знание совершенно. Беседа Шрилы Прабхупады с профессорами – Каракас, 19.02.75

listlistlistlistlist

Шрила Нароттама даса Тхакура говорит, sādhu-śāstra-guru-vākya, cittete kariyā aikya. Человек должен принимать истинность того или иного утверждения, изучая слова святых людей, духовного учителя и шастр. Настоящим центром является шастра, богооткровенные писания. Если духовный учитель не говорит согласно священным писаниям, его не следует принимать. Подобным же образом, если слова святого человека не согласуются с шастрой, он не святой человек. Шастра является центром для всех. Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 20.352, комментарий.

listlistlistlistlist

Таким образом нам не следует ожидать Утопии где бы то ни было. Более того, это имперсонализм. Люди не должны ожидать, что даже в Обществе Сознания Кришны будет Утопия. Потому что преданные тоже личности, поэтому всегда в чем-то будет недостаток… Письмо Шрилы Прабхупады к Атрее-риши пр., 04.02.72

listlistlistlistlist

Также можно вспомнить особенности философий Мадхвы и Рамануджи - ошибки ли это?
Можем ли мы сказать, что Вайкунтхаваси ошибались, критикуя поведение гоп-кумара? Или что половина гопи Враджа находятся в полной иллюзии, не зная таттвы и шастр и считая Чандравали лучшей гопи?
Как с позиции всесовершенства гуру объяснить то, что Джива Госвами в четверти своих комментариев на Бхакти-расамрита-синдху поправляет своего учителя, Рупу Госвами? Или то, что Джива и Вишванатха раз за разом объясняют, почему в отдельных моментах не прав Шридхара Свами?
Будем ли мы считать ошибкой решения Бхимы и Драупади в ситуации с Ашватхамой? Или решения других преданных - весь Бхагаватам полон этих описаний.
И в Чайтанья Чаритамрите мы видим тоже самое, например Антья 5.91-... Бхагаван Ачарья, вечный спутник Господа Чайтаньи, и все преданные (сабей прашамсе) прославляли и хотели представить Господу Чайтанье расходящееся с сиддхантой сочинение брахмана-имперсоналиста. И подобные ситуации раз за разом повторялись.
Даже на уровне совершенства преданные не становятся всезнающими и всесовершенными.
Как объясняют ачарьи, Кришна, заменив собой украденных Брахмой пастушков и коров, скучал без несовершенства последних.
Что же касается отклонения преданных от принципов бхакти - оно неизбежно до уровня премы. Иначе говоря, если это не вечный спутник Махапрабху, пришедший сюда поучаствовать в его лилах, то нет смысла ожидать, что преданный будет неизменно свободен от влияния майи.
Потому что вся деятельность совершается нами на уровне ума, тело потом естественно за умом следует - это очевидно из санкхьи и объясняется Шрилой Прабхупадой во введении в Бхагавад-гиту. А Бхактивинода Тхакура в Джайва-дхарме пишет другую очевидную вещь, что только на уровне премы человек полностью избавляется от представлений кармы и гьяны. Потому что према - это состояние чистой ничем не заслоненной любви к Кришне.
И у нас есть множество примеров преданных, достигших бхавы, совершенства садханы, а затем временно отклонившихся с пути бхакти. Из Шримад Бхагаватам: Бхарата Махараджа, проститутка Пингала, Махараджа Читракету, Индра и Брахма...
Из более современных: Билвамангала Тхакура, который, уже вспомнив о Кришне и пробудив бхаву из прошлых жизней, записывая Кришна-карнамриту по пути во Вриндаван, вновь привлекся противоположным полом и решил выколоть себе глаза.
И это вовсе не означает, что эти преданные не были маха-бхагаватами, и что их нельзя принимать в качестве духовных учителей.
Иначе говоря, если человек хочет учиться, он будет учиться.
Он будет видеть, как гуру проявляется через преданных вокруг, в том числе и через того преданного, которого он принял в качестве своего дикша-гуру.
Потому что надо быть исключительно упертым слепцом, чтобы отрицать то, что и ученикам Прабхупады и Бхакти Вигьяна Госвами Махараджу есть чему нас научить.
Каждый, кто учит нас шастре и делится с нами духовным вкусом, проявляет в себе нашего совершенного гуру.
И это не имеет никакого отношения к возможным ошибкам и несовершенству самих этих личностей.
Причины большинства проблем отдельных преданных и нашего общества в целом в отсутствии шастрия-шраддхи.
Гуру учит шастре. Гуру - это тот, от кого мы учимся шастре. И все.
У нас даже у лидеров и преподавателей подчас в голове витает образ мистического избранного, чьи слова и поступки непостижимы, и который находится неизменно выше остальных преданных просто по праву своего положения - Мой Гуру (с благоверным почтительным трепетом в голосе). И, разумеется, не важно насколько другие здраво аргументируют, я всегда по умолчанию отдаю предпочтение словам Моего Гуру.
А потом, видя, что тот преданный вовсе не столь идеален, мы разочаровываемся и в нем, и в его словах.
Потому что люди верят личностям, а не шастре.
Если вчера пришедший бхакта что-то процитировал - это я могу позволить себе пропустить мимо ушей, но вот если Мой Гуру или ученик Шрилы Прабхупады что-то сказал, даже не подкрепив это никакими праманами из шастр - это уже источник совершенного знания.
Это называется лаукика-шраддха - материалистическая вера. Она неизбежно будет приводить к разочарованию и двуличию.
Конечно, можно понять несчастных начинающих преданных, для которых шастра - океан противоречий, в котором им мерещатся коварные акулы логиков, только и мечтающих проглотить молодых верующих. И они зажмурив глаза хватаются за соломинку материальной личности того или иного гуру, изо всех сил убеждая себя, что все хорошо и они спасены. И чем больше людей уже в нее вцепились, тем больше шансов, что она и меня выдержит. Но, увы, не научившись самостоятельно плавать в этом океане, они тонут сами и тянут вниз своих духовных учителей.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы все его ученики стали гуру.
I want that all of my spiritual sons and daughters will inherit this title of Bhaktivedanta, so that the family transcendental diploma will continue through the generations. Those possessing the title of Bhaktivedanta will be allowed to initiate disciples. Maybe by 1975, all of my disciples will be allowed to initiate and increase the numbers of the generations. That is my program. So we should not simply publish these books for reading by outsiders, but our students must be well versed in all of our books so that we can be prepared to defeat all opposing parties in the matter of self-realization. Letter to Hamsaduta, Los Angeles 3 January, 1969.
Prabhupada: Every one of us messiah. Anyone Krsna conscious, he's the messiah. Every one. Why one? All of us. Gaurangera bhakta-gane, jane jane sakti dhari, brahmanda tari saksi: "The devotee of Lord Caitanya, every one has so immense power that every one, they can deliver the whole universe." Gaurangera bhakta-jane, jane jane sakti..., brahmanda tari... That is Gauranga's men.
Tamala Krsna: Only you are that powerful, Srila Prabhupada. We're like...
Prabhupada: Why you are not?
Tamala Krsna: We're like the bugs.
Prabhupada:You are my disciples. "Like father, like son." You should be. Gaurangera bhakta-jane. Everyone. Therefore Caitanya Mahaprabhu said, amara ajnaya guru hana tara' ei desa [Cc. Madhya 7.128]. He asked everyone, "Just become guru." Follow His instruction, you become guru. Amara ajnaya. Don't manufacture ideas. Amara ajnaya. "What I say, you do. You become a guru." Where is the difficulty? "And what is Your ajna?" Yare dekha tare kaha krsna-upadesa. Bas. Everything is there in the Bhagavad-gita. You simply repeat. That's all. You become guru. To become a guru is not difficult job. Follow Caitanya Mahaprabhu and speak what Krsna has said. Bas. You become guru. Room Conversation, Bombay 15 April, 1977.
В этом же была программа и приказ Шри Чайтаньи Махапрабху.
Но гораздо проще скинуть с себя ответственность и вместо того, чтобы реально учиться пониманию шастр, просто слепо следовать за теми или иными популярными личностями.
Харикеша Свами - уполномоченный ученик Прабхупады, великая личность, фантастический проповедник, радикальный санньяси - Верим!! А тот факт, что еще в 80х у него были психические проблемы, когда он считал себя Карттикеей - ну такого же быть не может, наш гуру совершенен! Вперед, на санкиртану!
И потом в момент кризиса коллапс веры тысяч последователей. И это же не единственный пример. Киртанананда, Бхагаван, Хамсадута, Джаятиртха...
И проблема не в том, что все они уступали Прабхупаде и не смогли выдержать бремя положения гуру. Потому что Шрила Прабхупада пишет в Нектаре Наставлений, что даже каништха-адхикари может быть гуру. Для этого не обязательно быть маха-бхагаватой (хотя и очень желательно).
Проблемы возникли из-за того, что они так и не научили своих последователей верить словам священных писаний, а не себе. Не научили их различать духовное и материальное.
Разве сложно взять пример ближайших ачарьев в нашей парампаре и увидеть, что совершенно неважно санньяси там кто-то, или брахмачари, или грихастха с несколькими женами и десятком детей, тысячи там у кого-то учеников или единицы, имеет он общественное признание или нет - это все не имеет никакого отношения к квалификации этого человека на то, чтобы быть гуру.
Гуру проявляется в человеке тогда, когда тот учит шастре.
Тот, кто учит истине, шастре, является гуру, не наоборот. Оттого, что я или другие приняли кого-то своим гуру, его слова и действия не становятся автоматически трансцендентными.
Почему не взглянуть на пример Випина-бихари Госвами, почитаемого ачарьи в Нитьянанда-вамше, автора множества книг по бхакти? Бхактивиноду Тхакуру в ответ на его молитвы сам Шри Чайтанья Махапрабху указал выбрать Випина-бихари Госвами в качестве дикша-гуру.
Достаточные основания для доверия?
Но маленький Бхактисиддханта Сарасвати кривился при виде некоторых его действий и позже открыто противостоял ему, когда тот в угоду потомственным Госвами из Навадвипы отверг признанное Джаганнатхой дасом Бабаджи место рождения Господа Чайтаньи в Маяпуре.
Или можно взять Радха-чарана даса Бабаджи, который был учителем многих святых вайшнавов и удивительным преданным, получившим даршан и мантру от самого Господа Нитьянанды. И Бхактисиддханта Сарасвати признавал его, они вместе принимали прасад. Но он был категорически против широкого распространения полученной от Нитьянанды мантры, объясняя, что содержащийся в ней расабхас может быть приемлем для отдельных преданных, но общей массе вайшнавов он помешает достичь совершенства. Под конец жизни Радха-чаран дас Бабаджи понял свою ошибку и пытался ее исправить, но было уже поздно, и, оставляя тело, он сокрушался по поводу того, что он натворил.
Можно бесконечно приводить примеры из писаний, из биографий, из современной истории и даже из личного опыта, которые вновь и вновь будут иллюстрировать одни и те же положения:
1) только Кришна реально никогда не ошибается, его преданные не ошибаются лишь в мотивах
2) если преданные отождествляют джива-таттву и гуру-таттву, то их трансцендентная вера в шастры замещается верой в личность, лаукика-шраддхой, имеющей природу материальной гуны благости, и зачастую это приводит к страшным проблемам (и следование за Шрилой Прабхупадой, как за совершенной личностью - это полумера, а не настоящее решение)
3) только преми-бхакты не падают в майю, безосновательно ожидать подобного совершенства и безупречности от других преданных
4) когда преданный передает послание шастр - он наш гуру, независимо от его прошлого и будущего поведения, или каких-либо иных факторов
5) когда преданный расходится с шастрами - в этот момент безосновательно считать, что его слова - это слова моего духовного учителя, независимо от его прошлого и будущего поведения, или каких-либо иных факторов
6) любой преданный может и должен быть гуру
7) роль дикша-гуру в обществе вайшнавов исполняют наиболее квалифицированные преданные, от них не ожидается совершенства, и никто не гарантирует, что они не попадут под влияние майи
8) если человек искренен, он будет искать, у кого учиться, невзирая на неизбежные несовершенства преданных, и его вечный духовный учитель будет вести его к Кришне

Может он не соответствует квалификации гуру? И его назначение в статусе Дикша гуру очередная ошибка? По какому принципу это решается?

уже ответил выше

В 11 песни Бхагаватам говорится о квалификации гуру - пара брахмани нишната, шабда-брахмани нишната. Есть ли в нем эти качества?

Да, есть.
Но, если вы в ком-то их не видите, то вы и не принимаете его в качестве гуру.
Это же свободные отношения.
Если уже приняли, но чувствуете, что не разделяете его ценностей и настроения, не понимаете, чему он учит, вы можете обратиться с этим вопросом к нему. В любом случае, это не является большой проблемой, так как вы можете принимать шикшу у многих вайшнавов. Но, если хотите сохранить ваши отношения с дикша-гуру, то лучше согласовать это с ним.

Почему он принимает учеников когда его гуру на планете? Ведь этикет таков что нельзя принимать учеников при живом гуру.

Это не жесткое правило, это лишь общественные нормы и здравый смысл.
В случае гуру ИСККОН им поручают это Джи-би-си и их духовные учителя.

Почему во время инициации БВГ говорит что он дает посвящение от имени Шрилы Прабхупады? Он ритвик?

Потому что он очень любит и ценит Шрилу Прабхупаду, очень хорошо понимая важность связи преданных с личностью и наставлениями Шрилы Прабхупады. Равно, как Шрила Прабхупада подчеркивал связь его учеников с Бхактисиддхантой Сарасвати.
As members of the Krsna consciousness movement we belong to the family, or disciplic succession, of Sarasvati Gosvami, and thus we are known as Sarasvatas. Obeisances are therefore offered to the spiritual master as sarasvata-deva, or a member of the Sarasvata family (namas te sarasvate deve), whose mission is to broadcast the cult of Sri Caitanya Mahaprabhu (gaura-vani-pracarine) and to fight with impersonalists and voidists (nirvisesa-sunyavadi-pascatya-desa-tarine). CC Adi 10.84

Если роль гуру ИСККОН привести к Шриле Прабхупаде и именно Шрила Прабхупада спасает , почему нужно следовать наставлениям этих гуру?

У нас не стоит спасение, как цель. В нашей сампрадае вообще этого нет. Ачарьи или отвергают мокшу, или отождествляют ее с премой.
Према - это полное проявление бхавы, которая по определению является стхаи-бхавой - утвержденной ролью в отношениях с Кришной и соответствующей формой духовного тела, сварупой. Эту форму тела и отношения с Кришной мы получаем в зависимости от того, за кем из вечных спутников Кришны во Вриндаване мы следуем. Как раз за разом подчеркивают ачарьи и даже сам Кришна в Бхагавад-гите: желания и медитация в процессе садханы определяют будущее наше положение, становятся нашей садхьей.
Кто привлекся сакхья-расой следует по стопам пастушков, кто любит Кришну в образе маленького ребенка медитирует на родительскую заботу Нанды и Яшоды, антаранга бхакты бесконечно преклоняются перед любовью гопи. В каждом из случаев это конкретные отношения со своими характерными чертами и преданных и Кришны.
В отношении Шрилы Прабхупады невозможно однозначно определить даже форму его отношений с Кришной. И столь же невозможно получить от него свою враджа-сварупу. Медитация на преданных в играх Господа Чайтаньи может дать сварупу в Гауранга-лиле, но Шрила Прабхупада никогда этому не учил.
Если мы откроем Нектар Наставлений, то мы увидим, что Шрила Прабхупада, как и все предыдущие ачарьи, советует нам следовать по стопам Рупы и Рагхунатхи. Так как именно они самым совершенным образом описали взаимоотношения Кришны с его преданными во Вриндаване. А последующие ачарьи лишь углубили и расширили эти описания.
"Движение сознания Кришны строит свою деятельность согласно наставлениям Шрилы Рупы Госвами и находится под его покровительством. В большинстве своем Гаудия-вайшнавы, или вайшнавы Бенгалии, являются последователями Шри Чайтаньи Махапрабху, прямыми учениками которого были шесть Госвами Вриндавана. Шрила Нароттама дас Тхакур поет в одной из своих песен:
рупа-рагхунатха-паде ха-ибе акути
кабе хама буджхаба се йугала-пирити
«Лишь когда меня охватит неудержимое желание понять труды Госвами, я смогу постичь трансцендентные любовные отношения Радхи и Кришны». Шри Чайтанья Махапрабху пришел на Землю, чтобы даровать людям благословение — открыть им науку о Кришне. Самыми возвышенными из деяний Господа Кришны являются Его любовные игры с гопи, и Шри Чайтанья Махапрабху приходит в этот мир в настроении Шримати Радхарани, лучшей из гопи. Таким образом, чтобы постичь миссию Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и идти по Его стопам, необходимо со всей серьезностью идти по стопам шести Госвами: Шри Рупы, Санатаны, Бхатты Рагхунатхи, Шри Дживы, Гопалы Бхатты и Даса Рагхунатхи."

Разве не достаточно следовать наставлениям Шрилы Прабхупады? Сами гуру всегда говорят читать его книги, слушать его лекции. Зачем нам слушать лекции гуру?

Я уже писал об этом раньше, почему может быть недостаточно следовать наставлениям Шрилы Прабхупады.
Плюс, большая часть наставлений Шрилы Прабхупады сводится к необходимости принятия гуру. И под гуру там подразумевается живой человек, а не ачарья прошлого, подобный Шукадеве Госвами.

Шрила Прабхупада принимал поклонение учеников как ачарья. Почему гуру принимают такое же поклонение - позволяют отмывать стопы, им поют гурваштаку и проводят арати. Это уже было в ошибке зональных ачарьев, теперь нет зон, но остается дух поклонения ачарье.

Потому что гуру - это ачарья.
Ошибка с зональными ачарьями была в отождествлении их с маха-бхагаватами, несмотря на многочисленные свидетельства против этого. Ну и, разумеется, в самом разделении на зоны и обесценивании Джи-би-си.
Сама проблема, опять же, в неумении различать гуру-таттву и джива-таттву.
В ведической культуре это было сплошь и рядом. Господь Чайтанья кланялся санньяси-майавади, выражая почтение принципу санньясы, а не самим этим личностям. Гостей принимали как атитхи-бхагавана, прекрасно понимая, что гость сам по себе Бхагаваном не является.
Даже если эти преданные не были бы гуру, то совершенно оправдано выражать им такое почтение, просто на основании того, что они преданные. Этому учат многочисленные махаджаны, наряду с самим Кришной. А тут они еще и гуру )) Вам что, жалко что ли, или завидно?
В отношении того, как сами преданные, будучи смиренными вайшнавами, это воспринимают - это их сложности. Можно почитать Бхактисиддханту Сарасвати (Assuming responsibility of being guru) для получения некоторого представления.

И вообще, можно ли петь гурваштаку тем, кто не находится на уровне Шрилы Прабхупады?

Да, почему нет?
Мы же для своего гуру ее поем. Для того, кто там манджари, служащая в никунджах Радхе и Кришне.
Сам Шрила Прабхупада, равно как и преданный, являющийся моим дикша-гуру, могут не быть манджари - это не существенно.
Вишванатха Чакраварти написал гурваштаку для своего гуру, который ничем не известен. И, судя по тому, что Бхактисиддханта Сарасвати не включил его в нашу парампару, он вовсе не находился на уровне Шрилы Прабхупады.
Проблемы возникают лишь из-за неумения различать гуру-таттву и джива-таттву.

Мы видим что БВГ совершает ошибки в менеджменте, переводе книг и другом служении. Говорит ли это о том, что он не может быть гуру?

Нет, не говорит. Причины я объяснил.

Я считаю что уже получил дикшу в ИСККОН и теперь просто должен следовать Шриле Прабхупаде. Именно он ведет в процессе дикши. Почему все настаивают на том что я должен служить дикша-гуру? Я во многом с ним не согласен и вижу что у него нет такой квалификации как у Шрилы Прабхупады. Ведь его роль привести меня к Шриле Прабхупаде. Он привел, я благодарен ему. На этом все. Почему люди считают что именно ему я должен посвятить себя и все что у меня есть, а не Шриле Прабхупаде?

Дикшу дает не организация, а человек. Единственный смысл дикши - это передача духовного опыта в сконцентрированной звуковой форме.
Служение гуру - это естественный процесс любых отношений, так как абсолютно все расы отношений - это когда я что-то делаю для другого человека, ставя его в центр. И без отношений нет смысла говорить о духовном опыте, потому что бхакти - это всегда раса. И отношения - это также взаимность. Со Шрила Прабхупадой это сейчас сложно осуществить.
При этом, если кто-то из учеников Гуру Махараджа посвятит всего себя Шриле Прабхупаде, то это будет для Махараджа источником огромной радости. Посвящайте.

Ps: сейчас кстати новый тренд. Ученики не оставляют гуру, не уходят из ИСККОН, а просто следуют Шриле Прабхупаде. Своему гуру не верят, не слушают его. Особенно из-за менеджмента и переводов Гиты. То есть они остаются в ИСККОН, сохраняют духовное имя, но следуют за Шаштхиварой, например, или Арчи, или еще кем-то.

В отсутствии адекватного образования это неизбежно.

Комментарии  
Харе Кришна. Преданные, спасибо большое за статью. Одним размахом поставила практически все точки над "и" в моем сознании, ответы на эти вопросы искал очень долго. Хотелось бы знать, это видение поддерживается официально старшими преданными ИСККОН? В частности самим Бхакти Вигьяной Госвами Махараджем.

Можно ли где-то подобные вещи услышать у кого-то? Вообще звучит все довольно революционно и я не уверен, на сколько это можно проповедовать?

Буду рад любому отзыву.

Меню

Корзина
Корзина пуста