Featured

Сухотра Свами: Рагануга-бхакти и ИСККОН (отрывок из статьи)

Сухотра Свами

Сутью проповеди Шри Чайтаньи Махапрабху является рага-марга (преданное служение на основе спонтанной привязанности к Кришне). Однако в ИСККОНе избегают говорить на эти темы. Прежде всего здесь практикуется и проповедуется вайдхи-бхакти. Как сочетается это с миссией Шри Чайтаньи Махапрабху?

Практикуя панчаратрика-видхи (храмовое поклонение), ИСККОН преследует иные цели, чем достижение материальных благословений или пяти видов освобождения, которые обычно приносит такое поклонение. В ИСККОНе следуют пути чистого преданного служения, который указан "Шримад-Бхагаватам" и шестью Госвами.

Шрила Джива Госвами в "Бхакти-сандарбхе" говорит, что мадхьяма-адхикари (преданные второго класса, которые общаются с вайшнавами, избегают демонов и проповедуют невинным) принимают вайдхи-бхакти с желанием достичь чистого бхакти, где деятельность (карма) состоит из исполнения предписанных обязанностей в поклонении божеству, а знание (гьяна) - в изучении писаний. И то и другое преследуют цель обрести чистый вкус к Кришна-катхе (слушание и повторение историй о Кришне), что является рага-бхакти.

Такой же метод вайдхи-бхакти рекомендуется Господом Капилой в "Бхагаватам (3.29.15-19)": "Преданный исполняет предписанные шастрами священные обязанности, не рассчитывая на вознаграждение и постоянно занимается преданным служением Господу, стараясь избегать ненужного насилия. Он регулярно посещает храм, созерцает Мое божество, касается Моих лотосных стоп, предлагает Мне атрибуты поклонения и возносит молитвы. Он смотрит на мир с отрешенностью, порожденной гуной благости, и видит единую духовную природу всех живых существ. Занимаясь преданным служением, чистый преданный с великим почтением относится к духовнолму учителю и ачарьям. Он сострадает нищим и поддерживает дружеские отношения с людьми, равными ему. Все его поступки соответствуют правилам священных писаний, он контролирует чувства. Преданный должен стараться слушать только разговоры на духовные темы и все время повторять святое имя Господа. В отношениях с людьми он должен быть честным, прямым и держаться просто. Хотя преданный ни к кому не питает вражды и ко всем относится дружелюбно, ему следует избегать общества тех, кто находится на низком уровне духовного развития. Тот, кто развил эти трансцендентные качества и очистил свое сознание, услышав Мое имя и речи, прославляющие Мои трансцендентные деяния, ощущает их прилекательность".

На основе этих стихов "Шримад-Бхагаватам" Шрила Джива Госвами рассматривает вайдхи-бхакти как аспект рагануга-бхакти. Но при этом нельзя сказать, что метод преданного служения, принятый в ИСККОНе - только рагануга-бхакти. В "Бхакти-сандарбхе" Джива Госвами объясняет: "Преданный, заинтересованный в практике рагануга-бхакти, но еще не развивший вкуса к слушанию и повторению, должен соединять принципы вайдхи-бхакти с практикой рагануга-бхакти". 

В целом, согласно Дживе Госвами, есть два вида рагануга-бхакт:

1. Те, кто обладают вкусом (джата-ручи)

2. и те, кто еще не обладают им (аджата-ручи).

На этом основании всех преданных ИСККОНа можно назвать рагануга-бхактами. "Чайтанья-чаритамрита" (Мад., 22.156-157) также подтверждает, что "последователи Господа Чайтаньи принимают вайдхи-бхакти-садхану как внешний аспект рагануга-садханы, а не как нечто отдельное от практики рагануги".

Шрила Прабхупада дал ИСККОНу формулу "Проповедь - это сущность". Она разъясняет, что проповедь - это деятельность бхагавата-вайдхи, рага-марга. Обучая проповеди, Шрила Прабхупада много раз говорил, что падших душ этого века не привлекут лишь правила и предписания в служении Кришне. Прежде они должны почувствовать вкус.

Этот вкус становится доступен только благодаря бхагавата-вайдхи, которая, согласно "Таттва-сутре", предполагает три момента: 1 - непосредственное общение с Бхагаваном через слушание и повторение святого имени; 2 - общение с бхагаватой (чистым преданным); 3 - слушание философии "Шримад-Бхагаватам". Шрила Прабхупада собрал своих первых последователей в Нью-Йорке в 1965-1966 годах благодаря рага (спонтанной привязанности), вызванной слушанием и повторением бхагавата-вайдхи. Это осталось сутью проповеднического успеха ИСККОН до сих пор. Поэтому те, кто идут по стопам Шрилы Прахупады, являются одновременно прабхупаданугами и рагануга-бхактами.

Развеивая сомнения своих начинающих учеников, Шрила Прабхупада в письме от 17.02.68 объясняет: "Я могу сказать, что эта практическая преданность является сокровенным пониманием шастр. Мой Гуру Махараджа говорил, что человек, который читает все книги, но не занимается преданным служением, просто облизывает банку с медом снаружи". Поэтому все эти духовные термины (анартха-нивритти, ручи и т.д.) нужно понимать именно в практическом смысле".

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню