В современном ИСККОН нередко встречаются семейные пары, которые открыто заявляют о своем намерении не иметь детей. Они говорят, что заключили так называемый «духовный» союз и будут сотрудничать друг с другом в преданном служении, не зачиная детей. Цель кажется возвышенной. Отказ обзаводиться потомством может иметь и другие, более приземленные, причины: недостаток денег, плохое здоровье, адская атмосфера городов, невозможность дать детям хорошее вайшнавское образование или просто нежелание терять свою свободу. Однако, какой бы ни была причина, по которой пара добровольно остается бездетной, подобная философия не соответствует вайшнавской и, еще шире, ведической традиции. Давайте вместе на основе шастр и наставлений Шрилы Прабхупады разберемся в этой теме подробнее.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ГРИХАСТХА-АШРАМ
«Семейная жизнь — это дети, жена, дом, все вокруг это понимают, почему же наши преданные смотрят на дело иначе?»
Фрагмент из письма Шрилы Прабхупады Мадхукаре, 4 января 1973 г.
Существует четыре ашрама – брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса. И только в грихастха-ашраме разрешено общение между мужчиной и женщиной во всем проявлении супружеской расы. В остальных ашрамах общение мужчины и женщины, подобных огню и маслу, сведено к минимуму или вовсе запрещено. Для чего же грихастхам дается такая лицензия? Для зачатия и воспитания потомства. Об этом также постоянно говорит в своих книгах и лекциях Шрила Прабхупада, цитируя Ману: «Человек принимает жену, чтобы родился сын».
«Без детей семейная жизнь несостоявшаяся. Семейная жизнь без детей пуста».
Шрила Прабхупада, фрагмент лекции по Шримад-Бхагаватам 3.25.10 (Бомбей, 10 ноября 1974 г.)
«В ведическом обществе, где браки заключались с целью рождения детей, все мужчины и женщины обладали духовным знанием, и когда они вступали в брак, чтобы произвести на свет ребёнка, всё очень тщательно продумывалось и совершалось на научной основе».
Комментарий Шрилы Прабхупады, «Шримад-Бхагаватам», 3.24.15
Подтверждение этим словам мы видим еще во время церемонии заключения брака. Вайшнавам предписано освящать свои отношения виваха-самскарой: и смысл многих мантр на санскрите, которые читаются на протяжении всей церемонии, в том, чтобы благословить женщину на материнство:
«Пусть Господь Ачьюта даст согласие на то, чтобы эта женщина никогда не горевала о смерти сына. Пусть Кришна защитит ее жизнь как домохозяйки. Пусть Он дарует ей детей до самой старости. Пусть никогда она не ощутит отсутствие детей у груди. Пусть она будет матерью, познавшей блаженство воспитания детей».
«Сат-крийа-сара-дипика» (глава Виваха-самскара)
Об этом же говорил Шрила Прабхупада в своей речи на церемонии виваха-ягья в сентябре 1966 года в Нью-Йорке (из книги «Взрыв Харе Кришна» Хаягрива д.):
«Жена подобна Богине Лакшми. Там, где она присутствует, нет ни в чем недостатка. Ее долгом является давать рождение детям, сознающим Кришну, и помощь мужу в прогрессе в сознании Кришны».
Шрила Прабхупада проводит свадебную церемонию — Виваха-ягью
Даже если муж и жена отказываются от грубой половой жизни, в общении друг с другом они получают тонкое наслаждение. Женщина в браке обретает защиту, эмоциональную, физическую, финансовую. Мужчина наслаждается красотой супруги, своей ролью защитника, принимает служение жены, вступает так или иначе в контакт с женской энергией в ежедневном общении. В этом нет ничего греховного, семейные люди имеют на эти наслаждения право. Однако, помимо прав, у них также есть обязанности и долг перед обществом – рождение и воспитание нового поколения. И это жертва со стороны грихастх, потому что рождение и воспитание детей сопряжено со множеством аскез, трудностей и потерей прежней свободы.
Вступая в брак, но при этом не беря на себя аскезу заботы о детях, преданные следуют логике половины курицы (ардха кукути нйайа), то есть берут от брака то, что им нравится, что приятно для чувств, и отвергают то, что им не нравится, избегая полной ответственности. Однако отречение должно быть полным: если человек не хочет иметь детей, он не должен вступать в брак.
ПРИМЕРЫ ИЗ ШАСТР И ОБРАЗ ЖИЗНИ АЧАРЬЕВ
Другой весомый аргумент против «духовного» брака – это отсутствие подобных примеров в шастрах. Мы не встречаем в вайшнавских писаниях ни одной семейной пары, у которой не было бы детей. Самые возвышенные преданные-женщины – Кунти, Драупади, Девахути, Сита — были также матерями. То же самое можно сказать о мужчинах-преданных, которые вступали в брак, а не оставались брахмачари – будь они брахманами или кшатриями, став семейными людьми, они зачинали детей (все пятеро Пандавов, Махарадж Парикшит и многие другие). Сам Кришна имел множество жен и детей. Говоря о Девахути, великой преданной, показавшей пример служения мужу, Шрила Прабхупада пишет, что наградой за ее аскезы стали дети:
«Кардама Муни женился. Почему же он не должен был дать своей жене детей? Жена просила его дать ей детей. Он должен удовлетворить жену и дать ей детей, это обязанность мужа».
Письмо Шрилы Прабхупады Химавати, 23 марта 1969 г.
«Разумеется, природа женщины такова, что ей всегда хочется иметь хороший дом, вкусную пищу, красивые наряды, послушных детей и хорошего мужа. Об этом мечтает каждая женщина».
Фрагмент из книги «Молитвы царицы Кунти», глава 13 «Жизненная сила вселенной»
То же самое можно сказать о наших ачарьях. Шрила Бхактивинода Тхакур, будучи семейным человеком, стал отцом 14 детей, в числе которых был великий ачарья Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Сам Шрила Прабхупада, вступив в брак в юном возрасте, дал жизнь пятерым детям.
«Как, например, Бхактивинода Тхакура, он был грихастха. Мировой судья, правительственный служащий, но он так много работал для Чаитанйи Махапрабху, писал книги. Он не только написал книги, у него также был такой ребенок как Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа, мой духовный учитель. Итак, это грихастха. Они должны рожать таких детей как Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа. Потому что нам необходимы большие стойкие люди, чтобы проповедовать это движение сознания Кришны».
Из лекции Шрилы Прабхупады на Шри Вйаса-пудже, 22 августа 1973 г, Лондон, фрагмент
ДЕТИ — ПОМЕХА В СЛУЖЕНИИ?
Как мы видим из примеров выше, ни для кого из этих великих личностей дети не были помехой в служении. Более того, они не считали секс чем-то грязным и порочным в отличие от некоторых современных грихастх, которые с пренебрежением относятся к зачатию детей, имея дурные самскары, связанные с незаконным сексом в своем мирском прошлом (что, впрочем, не защищает от падений). Однако половая жизнь, которая не противоречит религиозным принципам, то есть предназначенная только для зачатия детей, есть сам Кришна («Бхагавад-гита» 7.11). Когда преданные проводят гарбадхана-самскару и вступают в половые отношения регулируемым образом, рожденный ими ребенок не рассматривается как побочный продукт сексуальной деятельности или обуза.
«В ведическом обществе не бывает перенаселения, и дети в нем никогда не становятся обузой для родителей. Это общество так хорошо организовано и духовное сознание его членов настолько развито, что они никогда не рассматривают рождение ребенка как нечто обременительное и хлопотное».
«Шримад-Бхагаватам», 10.7.5, комментарий Шрилы Прабхупады
«Бог совсем не против секса, – ответил Прабхупада. – Кто вам такое сказал? Бог говорит: дхармовируддхо камо ‘сми: “Я есть секс, не противоречащий регулирующим принципам религиозной жизни”. Бог никогда не говорит: “Прекратите секс”. В противном случае, зачем был бы нужен грихастха-ашрам?».
Фрагмент из книги Сатсварупы даса Госвами «Прабхупада-лиламрита», том 3, глава 51
«Да, половая жизнь является религиозным принципом тогда, когда вы хотите зачать хорошего ребенка. Если вы вступаете в половую связь с таким пониманием, то такая половая связь санкционирована. Это религия».
Фрагмент из лекции Шрилы Прабхупады, сентябрь 1966 г., Нью-Йорк
В этом случае рождение детей – не помеха в служении, а непосредственное служение, воспитание нового поколения преданных. И не падшие, а как раз возвышенные грихастхи должны становиться родителями, потому что они могут сделать это правильно.
Шрила Прабхупада много говорил о важности служения матери своим детям. Это служение не менее важное, чем поклонение Божествам или выход на санкиртану, пусть и не такое социально заметное. Оно принесет свои плоды позднее, когда дети вырастут и станут достойными людьми и хорошими преданными. К тому же родительская роль требует от женщины и мужчины полного погружения в нее лишь на протяжении первых лет жизни детей. Затем и у матери, и у отца появляется больше свободного времени для служения, в котором можно также занять в качестве помощников своих детей.
«Поклонение ребенку важнее поклонения Божествам. Если тебе не хватает времени на ребенка, перестань выполнять обязанности пуджари. Ты должна заботиться о своем сыне, пока ему не исполнится как минимум четыре года. Если после этого ты не сможешь заботиться о нем, тогда о нем позабочусь я. Этих детей дал нам Кришна, они — вайшнавы, и мы должны очень внимательно заботиться о них и защищать их. Это не обычные дети, они — дети с Вайкунтхи, и нам очень повезло, что мы можем дать им возможность продвигаться дальше в сознании Кришны. Это очень большая ответственность, не пренебрегай ею, не теряй голову».
Письмо Шрилы Прабхупады Арундхати даси от 30 июля 1972 г.
ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗА
Может быть много причин, помимо желания посвятить себя полностью служению, по которым грихастхи не хотят заводить детей. Перечислить и разобрать их все в рамках одной статьи не представляется возможным. Например, какие-то семейные пары не хотят заводить детей из-за недостатка денег (такой страх, кстати, полностью отсутствует в мусульманских семьях и у мормонов, представителей самых быстро развивающихся религий мира). В конце концов, это вопрос предания и веры в то, что Кришна способен позаботиться обо всех живых существах, тем более о тех, кто занят преданным служением. Другой аргумент — отсутствие гурукул, адская атмосфера городов, в которых вынуждены жить вайшнавы. Это тоже очень большая тема, если же говорить кратко, то Шрила Прабхупада предлагал решение: создание сельскохозяйственных независимых вайшнавских общин, где у детей будет возможность учиться в гурукуле и получать хорошее общение.
Так или иначе, какой бы ни была причина, отказ от исполнения своего долга из-за страха или из-за того, что это слишком обременительно, в «Бхагавад-гите» называется отречением в гуне страсти (18.8):
«Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности».
В комментарии Шрила Прабхупада поясняет, что «всякий поступок, совершенный под влиянием страсти, не принесет ничего, кроме страданий. Тот, кто прекращает трудиться, руководствуясь подобными побуждениями, никогда не получит плодов своего отречения от деятельности».
Тогда как преданным, согласно следующему стиху, предписано отречение в гуне благости. То есть человек должен выполнять «предписанные обязанности из чувства долга», таким образом он «освобождается от привязанности к плодам своего труда». В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет о том, что работая на заводе, преданный не считает себя рабочим и отдает Кришне все результаты своего труда. Подобная аналогия применима и к семье: преданные посвящают своих детей Богу, стараясь воспитать их в сознании Кришны, насколько это возможно в тех обстоятельствах жизни, в которые они помещены.
В конце концов, у преданного служения не может быть материальных преград:
«Мы ни в коем случае не должны считать, что наш так называемый прогресс зависит от каких-то материальных обстоятельств — вроде брака или ванапрастхи, того или этого — или обусловлен ими. Зрелое понимание сознания Кришны означает, что в каком бы положении я ни находился в данный момент, это особая милость Кришны по отношению ко мне, поэтому я буду стараться воспользоваться имеющимися условиями для того, чтобы прогрессировать, распространяя сознание Кришны и распространяя миссию моего духовного учителя. Если я озабочен своим собственным прогрессом или счастьем или еще чем-то только для себя, это всё материальные соображения».
Фрагмент письма Шрилы Прабхупады Мадхукаре, 4 января 1973 г.
ФИЗИОЛОГИЯ ЖЕНЩИНЫ
Не стоит забывать и о теле женщины, все процессы в котором и даже настроение во многом подчинены смене гормонов в течение цикла, каждый месяц организм готовится принять семя и зачать. Установленный современной наукой факт: у женщин, которые не имеют детей или не торопятся их рожать, велика вероятность возникновения гинекологических проблем, таких как бесплодие и рак, включая рак груди. Не говоря уже о том, что у бездетной женщины в виду подавления естественных потребностей ее тела, страдает также психика.
Подтверждение этому есть и в шастрах: в «Ману-самхите» (9.96) сказано, что «женщина создана быть матерью». Желание женщины иметь детей Шрила Прабхупада много раз называет естественным, также он подчеркивает, что в этом состоит предназначение женщины:
«Каждая девушка также мечтает иметь много детей, особенно сыновей (путра), умных и наделенных долгой жизнью. Ныне из-за деградации современного общества людей призывают иметь не больше одного-двух детей, а остальных убивать с помощью противозачаточных средств. Однако естественное желание каждой девушки — иметь не меньше пол-дюжины детей».
Из комментария Шрилы Прабхупады к «Шри Чайтанья-Чаритамрита», Ади лила, 14.55
«Как правило, женщина становится еще красивее после того, как, в юности выйдя замуж, родит ребенка. Дать жизнь ребенку — естественное предназначение женщины, поэтому чем больше у нее рождается детей, тем красивее она становится».
Из комментария Шрилы Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам», 4.24.12
«Мужа считают очень щедрым, потому что от него жена получает столько детей, сколько захочет. Все женщины любят детей, поэтому мужа, который способен удовлетворить сексуальные потребности своей жены и подарить ей детей, считают очень щедрым. Щедрость мужа проявляется не только в том, что он зачинает детей: он также дарит своей жене украшения и наряды, кормит ее и заботится о ней. Этим муж покоряет сердце своей жены».
Из комментария Шрилы Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам», 4.25.41
Кажущееся отсутствие материнского инстинкта, любви к детям – не повод для того, чтобы отказываться рожать детей, а возможность для роста. В наше греховное время большинство людей рождаются с плохой кармой и дурным прошлым, в нас подавляются многие естественные наклонности с детства, и женщины с самого начала идут по неправильному пути «школа-институт-работа-карьера». То же относится и к мужчинам, которые в силу неправильного воспитания не торопятся брать ответственность за семью и вступать в брак. Кроме того, мало кто из нас имеет перед глазами примеры счастливого материнства и отцовства.
Однако это не причина отказываться от исполнения своего долга, говоря: «Я буду плохой матерью или плохим отцом». Лучше, как говорится в «Бхагавад-гите» (18.47), плохо исполнять свой долг, чем в совершенстве исполнять чужие обязанности.
И большинство женщин все-таки счастливы, будучи матерями. Материнство это настолько сильный природный инстинкт, что женщина может чувствовать себя несчастной, если ей не удастся стать матерью. Причем сожаления об упущенных возможностях могут прийти слишком поздно, когда физически она уже не способна иметь детей. Лучше вовремя реализовать свои материальные желания, чем потом, ближе к стадии ванапрастхи, когда нужно постепенно отходить от семейной жизни и ослаблять свои привязанности к семье и дому, сгорать от нереализованной материнской любви.
УСТАНОВЛЕНИЕ ВАРНАШРАМЫ. ИЛИ КТО ПОЗАБОТИТСЯ О СТАРИКАХ?
Шрила Прабхупада хотел, чтобы ИСККОН установил общество варнашрамы, общество с традиционным укладом жизни. Как мы говорили выше, в таком обществе у грихастха-ашрама определенные задачи – экономическое поддержание остальных ашрамов и воспитание нового поколения преданных.
«Нам нужно множество сознающих Кришну детей, чтобы показать, как прекрасно может развиваться ребенок, когда он следует принципам сознания Бога».
Письмо Шрилы Прабхупады Нандакишоре, 11 декабря 1968 г.
Еще одна важная задача рождения детей – это забота о пожилых преданных в будущем. Заботиться о своих престарелых родителях должны дети, а не государство или сообщество. И в этом нет ничего плохого, таков закон жизни, особенно в отношении сыновей:
«Служить престарелым родителям – святая обязанность детей. Эти нормы необходимо восстановить в современном обществе. Иначе в семейной жизни не будет никакого смысла. В хорошей семье муж защищает всех своих подопечных, жена верна ему, а дети благодарны родителям. Ребенок должен понимать: мои родители так много сделали для меня. Когда я еще не мог ходить, они носили меня на руках и, когда я еще не умел есть, кормили меня. Они дали мне образование. Они дали мне саму жизнь. Хороший сын должен с готовностью служить отцу и матери; жена обязана хранить верность мужу, а муж – оберегать жену в благодарность за ее заботу».
Фрагмент из книги Шрилы Прабхупады «Еще один шанс», глава 17, «Долги нужно платить»
Если в семье есть сыновья, то у мужчины больше шансов после достижения 50 лет отойти от дел, принять ванапрастху и не беспокоиться о своей жене. Также в случае смерти мужа женщина, имеющая взрослых детей, получает защиту. Этот факт часто подчеркивает Шрила Прабхупада, говоря, что в юности женщина должна быть под защитой отца, в молодости – мужа, а в старости – сына. Если у семейной пары нет детей, в пожилом возрасте может возникнуть проблема: о них некому будет позаботиться.
«Ванапрастха – это когда муж и жена, они уходят из дома, и они путешествуют по святым местам, чтобы очиститься и снова, когда привязанность усиливается, они возвращаются к семье. Живут один или два месяца и затем снова уходят. Между мужем и женой нет уже половой связи, но жена остается помощницей мужчине, чтобы он привыкал оставаться отстраненным от семьи. И затем, когда он научился этой отстраненности, жену отсылают в семью, и о ней заботятся старшие дети, а мужчина принимает санньясу. Это обязательно».
Фрагмент из лекции Шрилы Прабхупады по ШБ 1.8.41, 21 октября 1974 г., Майяпур
Также одна из важных задач варнашрамы – это создание независимых вайшнавских сельхозобщин. Для труда на земле требуются большие семьи и много детей.
МОГУТ ЛИ БЫТЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ?
Что делать, если Кришна не дает детей? К сожалению, это случается нередко. У современных людей плохое здоровье, мы поздно вступаем в брак. Могут быть и другие причины, по которым Господь не дает семье детей. Однако преданным следует извлекать выгоду из невыгодной сделки. Терпеливо предпринимая новые и новые попытки, занимаясь своим здоровьем и совершая необходимые аскезы, молясь Кришне об исполнении своего долга, бездетные пары могут занять себя больше в слушании и воспевании, в служении, в частности, найти тех, кто нуждается в их материнской и отцовской опеке, в обществе преданных. Женщина может реализовать свою материнскую природу и заслуженно носить звание «матаджи» или «мать», заботясь о чужих детях. Сегодня, когда нет расширенных семей, когда семьи в основном состоят из мужа и жены, после рождения ребенка многие матери очень сильно нуждаются в любой помощи со стороны, особенно в первые годы. Если воля Кришны такова, что в этой жизни у преданных нет детей, приняв ее, они могут полностью занять себя в служении. Но эта позиция в корне отличается от той, когда преданные даже не пытаются исполнить свою дхарму.
ВЫВОДЫ
Итак, отказ от зачатия детей не делает брак духовным. Более того, такой отказ не санкционирован шастрами и ачарьями. Зачатие благочестивого потомства — предписанная шастрами деятельность грихастх, это дхарма семейных людей. Главная задача грихастха-ашрама — воспитание детей в сознании Кришны, и именно благодаря этому союз мужчины и женщины обретает духовный смысл.
Автор: Нагари д.д.
Под редакцией Ананда Гопики д.д. и Душалы д.д. (коллектив «Сахадхармини»). Источник: https://vk.com/sahadharmini