image

Featured

Ответ Враджендра Кумара прабху на письмо Дханешвары прабху о сексуальной жизни в семье

Враджендра Кумар дас (Тушкин Василий Рюрикович)Это уже довольно старое письмо Дханешвары прабху.

Совершенно очевидно, что проблема превращения вожделения в любовь к Богу оказалась сложнее, чем все предполагали. И эта статья Дханешвары прабху подтверждает актуальность этой проблемы. Но выход не в том, чтобы публично объявить об отмене 4-го принципа в виду его нереальности для большинства людей. То, что Прабхупада дал – обладает высшим смыслом и всем на благо. Принципы не меняются. Меняются детали применения принципов по отношению к конкретному человеку. Прабхупада установил высший стандарт и благодаря этому вообще что-то происходит. А то, что подавляющее большинство преданных не следуют строго 4-му принципу – это уже реалии нашей обусловленности. Я сейчас как раз готовлю небольшой семинар на эту тему. Буду тут давать на Гаура Пурниму, а потом повторю во Владивостоке. Смысл в том, что принцип аскетизма применим ко всем, но степень аскетизма определяется индивидуально. Проблема в том, что в ИСККОН всех пытаются запихнуть в единый брахманический стандарт, забывая, что брахманов всегда было очень мало. Пока не будет учитываться природа человека, проблемы будут продолжаться, и в ИСККОН будет процветать лицемерие и двойные стандарты в этом вопросе. Человек может духовно прогрессировать и без инициации, следуя процессу на своем уровне. Об этом Кришна сам вполне ясно говорит в БГ 12.10. Нет необходимости всех толкать на инициацию и на нереальные стандарты. В ведическом обществе признавалась различная обусловленность людей и признавалась их право практиковать духовную жизнь на своем уровне. В ИСККОН пока очень туго воспринимается эта идея.

На днях в Маяпуре Бхакти Видйа-Пурна Махарадж давал класс Шримад-Бхагаватам и он сделал интересную ремарку как раз по этой теме. Он сказал, что секс вне брака – греховен и за него человек идет в ад. Это четко написано в главе про адские планеты в 5-й песне Шримад-Бхагаватам. Про секс в браке нет наказаний в аду. То есть, он не является греховным. Но он является нежелательным или не рекомендованным для тех, кто хочет развить в себе высшее сознание. То есть, надо различать грех и реакции. Грех ведет в ад. Реакции не обязательно ведут в ад. Они проявятся в том, что человек меньше будет сознавать Кришну.

Большинству людей секс нужен как психологическая потребность контакта с противоположной природой. Это все совершенно объяснимо и естественно для обусловленных душ. Поэтому большинству людей лучше быть в браке и стандарты строгости следования они устанавливают сами. Желательно, чтобы у мужа и жены были сходные сексуальные аппетиты. Во внутреннюю жизнь грихастх никто не вмешивается. Скандалы и проблемы возникают тогда, когда на этом деле сгорают саннйаси. Крайне мало, кто может быть найштхика-брахмачари или соблюдать целибат в семейной жизни. Большинству людей мешают их память сексуальной жизни до Сознания Кришны и сильная обусловленность гуной страсти. Бывают, конечно, люди с холодной природой или вообще с сексобоязнью из-за каких-то самскар прошлого. Но это скорее исключения, чем правила.

Я тоже очень долго размышлял над этой проблемой, наблюдая за тем, что происходит с преданными, переводя приватные даршаны для учеников, видя многочисленные падения саннйаси и т.д. Несмотря на то, что Прабхупада не менял принципов как таковых, он шел на определенные уступки в рамках принципов. На мой взгляд, наиболее ясно он выразил свое отношение к этому вопросу в комментарии к ШБ 5.13.10: «Участникам движения СК запрещается вступать в половые отношения вне брака. Следуя этому правилу, преданные избавляют себя от множества неприятностей. Мужчина должен довольствоваться одной женщиной – своей законной женой. Без половых отношений вполне можно обойтись, но если кто-то не может, ему позволяется удовлетворять свое вожделение с собственной женой. Тех же, кто распутничает, тем самым принося обществу беспокойства, ожидает суровое наказание».

В этом отрывке Шрила Прабхупада ясно говорит, что без секса можно обходиться (если человек победил свою материальную природу), но если у кого-то не получается, то можно удовлетворять свое вожделение в браке. Это нижняя граница нормы. Похоже, что большинство преданных так и живут. Ясно, что уровень сознания Кришны при этом не высок, но если человек искренне продолжает свое преданное служение, то постепенно вожделение ослабевает и становится более контролируемым. Так Кришна очищает преданного, видя его постоянство и смирение. Это тоже факт, к счастью.

Это краткий вариант ответа Враджендра Кумара прабху. Готовится семинар на тему "Эволюция духовных стандартов"

См. также другие материалы:

Враджендра Кумар дас на сайте Васудева.ру:

Меню

Корзина
Корзина пуста