image

Featured

Господь Шри Чайтанья Махапрабху

Санкиртана Господа ЧайтаньиВ преддверии замечательного праздника - Гаура-Пурнимы расскажем о Господе Шри Чайтанье Махапрабху.

В Бхагавад-гите говорится, что Бог воплощается на земле с двумя целями: освободить праведников и уничтожить злодеев. Но в Кали-югу, наш век раздоров и лицемерия, злодеями, по крайней мере с точки зрения строгих ведических принципов, являются все без исключения.

калау шудра сам-бхавах


"В этот железный век ссор и лицемерия все рождаются шудрами - людьми, интересующимися только материальными чувственными наслаждениями".

Поэтому, если бы Бог захотел исполнить Свою миссию обычным образом, Ему пришлось бы уничтожить почти все человечество. Вот почему в этот век Господь никого не убивает, но спасает Своей беспричинной милостью. У Господа множество энергий, и все энергии управляются Его высшей энергией Божественной Воли (иччха-шакти). Однако в этом воплощении Его энергия милости вырвалась из-под власти энергии воли, поэтому только это воплощение Господа без ограничений раздает высший дар Господа - чистую экстатическую любовь к Нему.

Воплощение Кришны в нашу эпоху - Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. О Его жизни и учении написано множество книг, в том числе есть переводы на русский язык. Ниже мы приводим несколько самых важных эпизодов Его жизни, а также вкратце рассказываем о его учении.

 

Рождение Шри Чайтаньи Махапрабху


Господь Шри Кришна Чайтанья Махапрабху родился в Майапуре, округ Надия в Западной Бенгалии, вечером 23 числа месяца Пхалгуна 1407 года по календарю Шакабда, что соответствует 18 февраля 1486 года  по западному летоисчислению. В момент Его рождения было лунное затмение, и жители Надии, как всегда в таких случаях, совершали омовение в реке Бхагиратхи, оглашая воздух громкими восклицаниями «Харибол!». Звуки их шумного воспевания проходили через оболочки материальной вселенной и достигали Брахмалоки (так иногда называют духовный мир). Все преданные испытывали  радостное  возбуждение и восклицали: «Какая великая радость! Может  быть Всевышний Господь Кришна приходит сейчас в этот мир». Когда индийцы воспевали святой имя Господа, то даже мусульмане в шутку подражали им. Женщины, дети, старики, праведники и грешники - все громко  воспевали Святое имя Господа Хари. Полубоги роняли с небес цветочные лепестки и играли в барабаны дундубхи. Так, во время этих сладкозвучных восхвалений, в семье почтенного брахмана Джаганнатхи Мишры и его жены Шримати Шачидеви родился Сам Господь Шри Кришна.

Всевышний Господь явился!!! Казалось, новость эта разлетелась по всем четырнадцати мирам. Родился Господь Чайтанья, подобный луне, дарующей отдохновение, и все жители Надии освободились от тревог, просто видя Господа. С первых же минут Своих неизъяснимых земных игр Господь улыбался. Красоту Его губ нельзя было сравнить даже с красотой вечерней зари, а Его тело блестело ярче золотых сокровищ всего мира.  Луна Его лба, щек, луны пальцев на Его руках и ногах рассеивали тусклое  невежество  этого мира и обещали надежный приют Его преданным. Его большие карие глаза красотой напоминали лепестки распустившихся  лотосов. Его грудь была украшена гирляндой из диких цветов, а луноподобное лицо даровало счастье, покой и отдохновение. Его красота  затмевала красоту миллионов богов любви. Его лицо сияло трансцендентной сладостью, а из глаз струились волны милости и сострадания, пред которыми меркли благочестивая деятельность, мистическая йога, философский поиск смысла жизни и бесплодный путь подвижничества. Движения Его рук превосходили очарование миллионов купидонов, а  прикосновение Его тела очищало даже воды Ганги. Даже сердца грешников  становились мягкими как топленое масло под лучами детских черт Шри Гауры. Взгляд Господа сажал лиану любовного преданного служения в сердца всех людей, которые смотрели на Него.

Господь Ананта Шеша, Господь Брахма, Господь Шива и все  остальные полубоги низошли на землю в новых телах и беспрестанно пели имя Господа Хари. Полубоги пришли в дом Шримати Шачидеви и, невидимые для людей, пали ниц, оказывая почтение Господу Чайтанье. Шри Джаганнатха Мишра и Шримати Шачидеви смотрели на прекрасное лицо  ребенка и переполнялись безграничной радостью. Они не понимали,  как можно смотреть на что-то еще, кроме луноподобного лица Шри Гауры. Cитадеви, жена Адвайта Ачарьи, заметила, что за исключением различия в цвете тела младенец был как две капли воды похож на Шри Кришну, сына Нанды Махараджа во Вриндаване.

Родственники и друзья пришли посмотреть на новорожденного, и дом Шри Джаганнатхи Мишры стал местом величайшего ликования.  Джаганнатха Мишра не знал многих пришедших гостей, потому что в действительности это были полубоги и их супруги, принявшие формы брахманов и их жен. Среди прочих там были жены Господа Брахмы, Господа Шивы, Господа Нрисимхадевы, царя Индры и Васиштхи Риши, а также небесная танцовщица Рамбха. Никто не знал, кто они, никто не  понимал их языка, но все чувствовали, что в их присутствии уходят несчастье и скорбь, и радости людей не было предела, в особенности же ликовал Джаганнатха Мишра.

Друзья Мишры Чандра Шекхара и Шриваса Пандит совершили очистительные ритуалы, которые проводятся при рождении, а Пурандара Мишра одаривал тех, кто приносил подарки. Отец Шримати Шачидеви Шри Ниламбара Чакраварти обнаружил в каждом доме астрологической карты  ребенка эзотерические и благоприятные знаки. Он был  поражен  красотой младенца и выявил на Его теле все символы божественного происхождения. В присутствии всех членов семьи Шри Ниламбара Чакраварти, опытный астролог, предсказал, что ребенок будет в миллионы раз  ученее  Брихаспати (священника на небесных планетах) и могущественнее любого царя,  поэтому нарекает Его Вишвамбхарой («повелителем Вселенной»).

Жившие по соседству женщины из-за золотистого цвета Его  кожи прозвали мальчика Гаурахари, а Ситадеви назвала Его Нимай, потому что Он родился под деревом нимба. Она надеялась, что это имя, обладающее такой же целебной силой, как и само дерево нимба, оградит ребенка от приведений, ведьм и злых духов, которые могут привлечься Его необычайной красотой.

Среди собравшихся гостей был один великий святой, имени которого никто не знал, и он сделал предсказание о будущем ребенка. Брахман сказал: «Этот ребенок - Сам Верховный Господь Нарайана. Он научит всех подлинному пониманию слова «религия» и даст жизнь чудесному проповедническому движению, освободив весь мир. Он даст каждому то, о чем постоянно мечтают даже Господь Брахма, Господь Шива и Шрила Шукадева Госвами. Даже атеисты с каменным сердцем, не говоря уже об обычных людях, будут  поклоняться лотосным стопам этого ребенка. Его будут прославлять во всем творении. Он - олицетворение чистой религии и благодетель брахманов, коров и преданных, а также само  духовное  блаженство». Так брахман предсказывал игры Господа Чайтаньи, но ни словом не обмолвился о принятии им саннйасы (отреченного образа жизни), чтобы не тревожить родителей.

Вскоре туда прибыли музыканты и заиграли сладчайшие мелодии. На этом чудесном собрании женщины с высших  планет  смешались  с земными женщинами, но никто этого не  замечал. Мать всех полубогов Адити улыбнулась и положила на голову ребенка благоприятную траву вместе с падди и благословила Его, пожелав долгой жизни: «Пожалуйста, вечно оставайся в этом материальном мире и являй здесь Свои игры». Полубоги почтительно дотронулись до стоп Шачидеви, а та от радости не могла вымолвить ни слова. Ни Веды, ни Господь  Ананта Шеша не смогли бы описать то ликование, что царило в ту минуту в доме Шри Джаганнатхи Мишры. Казалось, что вся Надия пришла сюда, чтобы испытать это величайшее счастье.

Кто бы ни услышал это повествование о рождении Господа Чайтаньи, освободится от всех страданий жизни и смерти. Всякий, кто слышит  об  играх Господа Чайтаньи, мгновенно обретает любовь к Богу и становится Его вечным слугой. Когда бы после этого Господь ни приходил в материальный мир, такой человек приходит вместе с Ним.

Первая Гаура-Пурнима


Сегодня День Явления Господа Чайтаньи Махапрабху - самого милостивого воплощения, которое когда-либо знала история. О Господе Чайтанье написано множество книг. Его наставления и деяния будут основным предметом обсуждения, когда преданные соберутся 3 марта, чтобы отметить Гаура-Пурниму. А сейчас, в преддверии этого праздника, мы хотели бы напомнить о том, как зародилась эта традиция.

Празднование первой Гаура-пурнимы состоялось где-то около 1580 года в деревне Кхетури (Бенгалия), и оно неразрывно связано с именем великого вайшнава-святого Шрилы Нароттама даса Тхакура. Перенесемся же в те не столь далекие времена и погрузимся в таинственную, исполненную духовного блаженства атмосферу служения Господу и вайшнавам, чтобы затем воссоздать этот дух во время празднования Гаура-Пурнимы здесь у нас, в наше время.
Ваш слуга, Яшомати-нандана д.

Однажды Нароттаму пришло письмо из Вриндавана от его духовного учителя Локанатхи Госвами, в котором он просил Нароттама установить в Кхетури Божества для поклонения. Здесь было много искренних преданных, и им следовало каждый день поклоняться арча-виграхе Господа ради духовного блага. Установление Божеств означало значительный шаг в духовной жизни учеников Нароттама. Он выбрал благословенный день Гаура-Пурнимы, день явления Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы устроить огромный праздник. Этот праздник давал Нароттаму возможность распространить учение Госвами Вриндавана, непосредственных последователей Господа Чайтаньи, по всей Бенгалии. Посетить праздование были приглашены все великие вайшнавы. Господь завершил Свои проявленные игры за несколько десятилетий до этого, но день Его явления еще не отмечался как великий праздник, Махотсова. В Кхетури это должно было произойти впервые, поэтому Нароттам созвал великих вайшнавов, махант, со всей Индии, и особенно из Ориссы и Бенгалии.

Сотни преданных первого и второго поколения (от Господа Чайтаньи), а также их последователи, получили приглашение, написанное красивым санскритским стихом. И все же Нароттам сомневался, сможет ли он должным образом принять всех возвышенных вайшнавов. Преисполненный глубокого почтения, он хотел сделать это как можно лучше. В назначенный час Нароттам встретил гостей с большой пышностью и предоставил им все необходимое для отдыха. Он располагал немалыми средствами, потому что его отец и дядя, бывшие правителями этой местности, уже покинули этот мир, оставив богатства своего царства Сантошу Датте, брату Нароттама.

Сантош стал учеником Нароттама. С великим волнением он готовился принять возвышенных преданных Господа Чайтаньи. Сантош нес главную ответственность за проведение праздника. Вдохновленный Нароттамом, он готов был на любые расходы. За несколько месяцев был построен огромный храм с вместительным залом для киртана, жилыми пристройками и другими помещениями, прекрасным прудом для омовения, разбит пышный сад. Во все концы разослали гонцов с приглашениями не только для вайшнавов, но и для царей, богатых землевладельцев, поэтов, ученых, писателей, музыкантов, танцоров и других знаменитостей.

Преданные Яджиграма пришли вместе со Шринивасом Ачарьей и Говиндой Кавираджем. Прибыл Рамачандра, пользуясь благоприятной возможностью пообщаться со своим другом Нароттамом. Из Ориссы пришел Шьямананда Пандит со своими последователями, среди которых был Расика Мурари. Из Шри Кханды - Шри Рагхунандана Тхакур и много других преданных, из Шантипура - сыновья Адвайты Ачарьи. Из Амбика Калны прибыл Хридая Чайтанья и много других гаудия-махант. Это лишь несколько имен из тысяч преданных, собравшихся на этот праздник.

Поскольку вайшнавы шли из своих городов и деревень пешком, по дороге они собрали множество последователей, всем встречным рассказывая о необыкновенном празднике, который состоится в Кхетури. Словно снежный ком, шествие увеличивалось все больше и больше, уже не сотни, а тысячи людей двигались к месту празднования. В течение недели они достигли границы Западной Бенгалии. Сантош Датта приготовил десятки больших лодок, чтобы перевозить преданных через реку. На другом берегу их ждали роскошные паланкины и запряженные волами огромные повозки, чтобы везти людей в Кхетури-грам. Нароттама, Шринивас и Сантош Датта встречали каждого из прибывающих гостей цветочной гирляндой. Преданным предоставлялись отдельные помещения и слуги.

Почетным гостем стала Джахнави Деви, супруга Господа Нитьянанды. После ухода Господа Нитьянанды, Адвайты Ачарьи, Шриваса Тхакура и других спутников Господа Чайтаньи Шри Джахнави Ма приняла на себя миссию Господа - наводнить мир нектаром санкиртаны.

К этому времени от основного течения Гаудия-вайшнавизма стали отпочковываться различные сомнительные философские направления. Джахнави Мата умело объединяла всех и разрешала разногласия между этими группами, к полному удовлетворению Гаудия-вайшнавов.

Шринивас, Нароттам и Шьямананда встретили Джахнави Деви и ее спутников смиренными дандаватами прямо в дорожной пыли. Нароттам совершил особое поклонение, предложив Джахнави Мате цветы и чандану, и также выразил почтение всему ее окружению. Преданные обнимали друг друга в великом восторге.

Раджа Сантош Датта приготовил прекрасные дома для Джахнави и ее спутников, а также слуг, готовых исполнить все их нужды. Вскоре все разместились и приняли прасад. Сантош Датта был счастлив видеть, что вайшнавы довольны оказанным вниманием и заботой.

Близился вечер накануне великого праздника, и преданные начали санкиртану. Выразив почтение Джахнави и всем собравшимся вайшнавам, Рагхунандана Тхакур запел вдохновенные песни, громогласный киртан не стихал всю ночь. Но это было только начало. Грандиозный праздник должен был начаться на следующий день.

Наутро тысячи воодушевленных преданных начали киртан, празднуя день явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Джахнави Мата, шакти Нитьянанды, казалась необыкновенно прекрасной посреди этого огромного собрания вайшнавов. Глядя на нее и всех присутствующих, слушая божественный киртан, безбожники и грешники обретали освобождение. Жители Кхетури побросали дома, чтобы увидеть преданных и утонуть в нектаре киртана. Каждый плавал в океане экстаза, все было затоплено блаженством Вайкунтхи.

Нароттам торжественно открыл прекрасные фигурки Божеств, установленных благословением собравшихся вайшнавов. Это были Божества Валлабха Канты, Шри Кришны, Враджа Мохана, Радха Канты и Радха Рамана, а также великолепные Шри Чайтанья и Его супруга Вишнуприя.

Интересна история, рассказывающая о том, как Нароттам накануне праздника нашел Божества Чайтанья-Вишнуприи. Он появился на пороге дома брахмана Випрадаса, жившего в деревне Гопалпур. Пригласив знаменитого садху из Кхетури, Випрадас почтительно предложил ему сесть и подал стакан свежей воды. Два вайшнава беседовали на разные темы, пока Випрадас не рассказал, что боится ядовитой змеи, которая живет у него в сарае, где он хранил свой рис. Нароттам улыбнулся и бесстрашно направился в сарай справиться с "ужасной змеей". Когда он вернулся, в руках у него были два прекрасных Божества - Махапрабху и Его супруги Вишнуприи, а змея исчезла. Нароттам принес эти Божества в Кхетури, где Они и были установлены с великой пышностью.

Необходимость поклонения Божествам описана в священных книгах вайшнавов. Кришна принимает служение в образе должным образом установленной арча-виграхи, и преданные развивают личностное представление о Боге, сосредотачивая свой ум и чувства на Его непосредственно воспринимаемом облике.

Церемонию абхишеки, традиционного омовения Божеств, возглавлял Шринивас Ачарья. Искусные чтецы и киртанийи прославляли Кришну в строго вайшнавских традициях. Ни на мгновение не прерывались сложные в исполнении классические танцы и различные драматические представления. Весь Кхетури гремел звучанием святого имени Господа Кришны.

Когда Божества были установлены согласно указанием шастр, все блюда и фрукты, а также цветочные гирлянды были предложены Джахнави, которая, в свою очередь, раздала их Шринивасу, Нароттаму, Шьямананде и Сантошу Дате. Затем преданные отдыхали, наслаждаясь прасадом и часами говоря о Кришне. Наконец, все проследовали в огромный украшенный зал для киртана, где Нароттам начал неторопливо петь в своем особом стиле Гаран-хати. Этот берущий за душу стиль отличается сладкими мелодиями и богат духовными переживаниям. Нароттам начал петь, и все поддержали его, играя на инструментах, танцуя и воспевая имя Господа. Вайшнавы плакали, слушая глубокий голос Нароттама даса Тхакура, который вел их в прекрасном киртане, воспевая одну мантру за другой.

В кругу преданных, подобных бесконечным волнам, Нароттам был похож на полную луну посреди усыпанного звездами неба. Нароттам начал с прославления Махапрабху, а затем постепенно развернул прекрасный Радха-Кришна киртан, который постоянно сопровождался тематическими повторами, не прерывающими последовательного музыкального повествования. Впервые такую манеру исполнения явил Сварупа Дамодара, близкий спутник Господа, обладавший прекрасным мелодичным голосом. Затем ее развили три брата Гхоша - Мадхава (один из величайших мастеров игры на мриданге), Говинда (выдающийся пуджари) и Васу (легендарный певец, написавший много Гаура-чандрик). Но на празднике в Кхетури Нароттам поднял это искусство на новую высот

Киртан Нароттама достиг невиданного совершенства, прежде всего, потому, что на празднике в Кхетури в момент наивысшего духовного подъема появился танцующий Господь Чайтанья Махапрабху и все Его спутники, многие из которых покинули этот смертный мир уже более пятидесяти лет назад. Тысячи присутствующих преданных были свидетелями этого чуда. "Бхакти-ратнакара" говорит: "Возможно ли описать несравненное счастье преданных, когда посреди киртана низошел милостивый Шри Чайтанья и Его спутники, чтобы доставить удовольствие преданным Господа? Словно вспышка света среди гущи прекрасных облаков явился Сам Шри Чайтанья, окруженный множеством Своих последователей".

Махапрабху появился вместе с Нитьянандой Прабху, Шри Адвайтой, Гададхарой, Шривасом Тхакуром, Харидасом Тхакуром, Сварупой Дамодарой, Рупой и Санатаной, и многими другими. Возможно ли описать любовь, которую испытывала в эти мгновения Джахнави Деви, видя посреди киртана своего ушедшего супруга? Как вообразить чувства сыновей Адвайты Ачарьи, когда они увидели отца, танцующего и поющего, словно юноша? Могли ли удержаться от слез братья Шривасы Тхакура, когда они увидели его, танцующего перед Махапрабху, каким они всегда его помнили? Конечно, преданные не могли владеть собой, восторг близости с Господом и Его спутниками поглотил их. Долгая випралабха-сева, сильная разлука, сменилась самбхогой, божественной встречей.

Преданные продолжали бесконечный танец, полностью потерявшись в киртане Нароттама и не чувствуя мокрых от слез одежд. Шриниваса на мгновение обретал власть над собой, но Нароттам пребывал в такой глубокой медитации, что его киртан стал неудержимым. Преданные кричали Нароттаму в ухо:
- Спасибо, учитель! Силой своей преданности ты позволил всем нам увидеть Шри Чайтанью Махапрабху в Его бесконечном духовном танце с Адвайтой Ачарьей и другими вечными спутниками!

Накануне вечером Махапрабху явился Нароттаму во сне и сказал, что придет вместе со Своими спутниками, чтобы вдохновенно танцевать в его киртане, поэтому Нароттам ждал этого мгновения и хотел его остановить. Киртан длился много часов подряд до глубокой ночи. Он стал бесконечным, потому что преданные навсегда забрали с собой память о нем (лила-смаранам). Когда киртан закончился, все ощутили вкус любви в разлуке с Господом.

Однако Джахнави Ма тут же затеяла новое веселье. Она подошла к только что установленным Божествам и предложила Им особый красный порошок, которым бросают друг в друга Радха и Кришна во время Холи. Божества насладились краской, а потом Джахнави Ма велела преданным взять эту краску и отпраздновать праздник Холи, бросая ее друг в друга. Не успели эти слова сойти с ее уст, как тысячи преданных с великим воодушевлением уже бросали яркой краской друг в друга, наслаждаясь памятью радостных игр Радхи-Кришны. В таком веселье прошла ночь. Продолжая праздник явления Махапрабху, преданные стали слагать песни о Его божественном рождении и детских играх.

На следующее утро Джахнави Ма и еще несколько опытных поваров, обучавшихся у нее, приготовили на всех завтрак, а потом Джахнави стала раздавать преданным прасад. Когда все вкусили, Джахнави Ма, чье смирение не знало границ, села и насладилась прасадом. Праздник продолжался три дня, но все, кто был там, вспоминали о нем всю жизнь. Многие вайшнавы остались в Кхетури на несколько недель, другие вернулись в свои деревни.

С этих пор праздник Гаура-Пурнимы в Кхетури стал отмечаться ежегодно, и затем эта традиция распространилась повсюду, где гаудия-вайшнавы поклоняются Господу Гауранге.

Глава семнадцатая книги «Учение Господа Чайтаньи» Господь Чайтанья - Изначальная Личность Бога


Следуя по стопам Кришнадаса Кавираджа Госвами, мы предлагаем свои почтительные поклоны лотосным стопам Господа Чайтаньи.

Вот описание Господа Чайтаньи: Он - единственное прибежище самых падших и обездоленных душ. Он - единственная надежда тех, кто абсолютно лишен духовного знания. Попробуем обсудить Его великий вклад в преданное служение.

Всесильный Господь Кришна проявляет Себя в пяти различных потенциях. Хотя Он единственный и неповторимый, Он проявляет Себя пятью различными способами с пятью особыми духовными целями. Такое многообразие вечно и исполнено блаженства, в противоположность концепции однообразного единства. Из ведической литературы мы можем понять, что Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога вечно существует вместе со Своими многообразными энергиями. Господь Чайтанья явился вместе со всем многообразием Своих энергий, которых насчитывается пять. Поэтому о Господе Чаитанйе говорится, что Он - Кришна вместе со Своими различными энергиями.

Что же касается появления Господа в облике Шри Чайтаньи Махапрабху и Его четырех приближенных - Нитьянанды Прабху, Адвайты Прабху, Гададхары и Шривасы, то здесь нет никакой разницы между энергией и источником энергии. Между этими пятью различными проявлениями Верховного Господа (как между Самим Господом, Его воплощением, экспансией и энергией) нет духовного различия. Их пятеро в одной Абсолютной Истине. Ради наслаждения трансцендентными оттенками вкуса в Абсолютной Истине существует пять различных проявлений. Они называются формой преданного, природой преданного, воплощением преданного, чистым преданным и энергией преданности.

Среди этих пяти различных проявлений Абсолютной Истины форма Господа Чайтаньи есть изначальная Личность Бога, Кришна. Господь Нитьянанда - проявление первой экспансии Верховного Господа, а Адвайта Прабху - воплощение Верховного Господа. Эти трое, Чайтанья, Нитьянанда и Адвайта, относятся к категории Вишну-таттв или Высшей Абсолютной Истины. Шриваса олицетворяет чистого преданного, а Гададхара - внутреннюю энергию Господа, развивающую чистую преданность. Поэтому Гададхара и Шриваса, хотя и включены в Вишну-таттву, являются зависимыми отличающимися энергиями Верховного Господа. Иначе говоря, они неотличны от источника энергии, но проявляются иначе ради наслаждения трансцендентными взаимоотношениями. Весь процесс преданного служения заключается в трансцендентном взаимном обмене отношениями между поклоняющимися и объектом поклонения. Без такого обмена различными трансцендентным наслаждениями преданное служение лишено смысла.

В ведической литературе ("Катха-упанишад") утверждается, что Верховный Господь является верховным живым существом среди всех живых существ. Есть бесчисленное множество живых существ, но только одно из них является Верховным Абсолютным Богом. Разница между этим единственным в своем роде живым существом и прочими многими живыми существами заключается в том, что это единственное живое существо является Господином всего. Этим верховным живым существом является Господь Чайтанья, который низошел на землю, чтобы спасти бесчисленное множество живых существ. Иначе говоря, особая цель прихода Господа Чайтаньи заключалась в том, чтобы установить ведическую истину: существует Верховная Личность Бога, поддерживающая бесчисленное множество других личностей, индивидуальных живых существ и всеми ими повелевающая. Поскольку философы-имперсоналисты (майявади) не могут понять этого, Господь Чайтанья явил Себя, чтобы просветить людей относительно истинной природы взаимоотношений между Всевышним и многими существами.

Последнее наставление Кришны в "Бхагавад-гите" заключается в том, что каждому следует оставить все прочие занятия и нести преданное служение Ему. Однако после ухода Кришны малоразумные люди стали неверно понимать Его. На них оказала свое пагубное влияние философия майявади, которая породила такое количество спекулятивных мыслителей, что люди позабыли об истинном положении Абсолютной Истины и живого существа. Поэтому Господь Кришна явился вновь как Господь Чайтанья, чтобы учить падшие души материального мира пути, ведущему к Господу Кришне. "Бхагавад-гита" учит тому, что необходимо все оставить и покончить с этим миром материальных привязаностей. Чистый преданный Господа Кришны и последователь философии Господа Чайтаньи - это по сути дела одно и то тоже. Смысл философии Чайтаньи заключается в том, что человек должен все оставить и поклоняться Богу, Кришне. Кришна как Верховный Господь, Личность Бога, говорил те же самые слова, указывая на Себя как на Всевышнего. Однако философы майявади поняли Его неправильно. Поэтому Господь Чайтанья, чтобы прояснить истинное положение вещей, повторил послание Господа Кришны: человек должен не объявлять себя равным Кришне, а поклоняться Кришне как Верховному Господу

Люди допускают грубую ошибку, принимая Господа Чайтанью за обусловленную душу. Необходимо понять, что Он есть Высшая Абсолютная Истина, Личность Бога, Сам Шри Кришна. Поэтому в "Чайтанья-чаритамрите" о Господе Чаитанйе говорится: "Кришна представлен сейчас в пяти различных проявлениях". Если человек не пребывает в чистой добродетели, ему очень трудно понять Господа Чайтанью как Верховную Личность Бога. Поэтому чтобы понять Господа Чайтанью, необходимо следовать по стопам Его непосредственных учеников, шести Госвами, и, особенно, по пути, начертанному Шрилой Дживой Госвами.

Самое удивительное, что Господь Чайтанья, являясь Верховной Личностью Бога, Кришной, никогда не проявлял Себя как Кришна. Напротив, когда обладавшие разумом преданные раскрывали Его тождество с Господом Кришной и обращались к Нему как к Господу Кришне, Он всякий раз отрицал это. Он даже зажимал уши руками, протестуя против того, чтобы к Нему обращались как к Верховному Господу. Тем самым Он косвенным образом учил философов майявади, что никто не должен объявлять себя Верховным Господом, вводя этим людей в заблуждение. Этим Он также давал понять Своим последователям, что они не должны быть настолько глупыми, чтобы принимать первого встречного за Верховную Личность Бога. Необходимо проверить это, справляясь с писаниями и наблюдая за действиями человека, которого кто-то или он сам объявляет Всевышним. Не следует, однако, принимать Господа Чайтанью и пять Его различных проявлений за обычных людей. Господь Чайтанья есть Верховная Личность Бога, Сам Кришна. Красота Господа Чайтаньи в том, что Он, являясь Верховным Господом, пришел как великий преданный, чтобы научить все обусловленные души, как им следует исполнять преданное служение. Чтобы понять, как посредством преданного служения можно обрести Кришну, обусловленные души, проявляющие интерес к преданному служению, должны следовать по стопам Господа Чайтаньи. Таким образом сам Верховный Господь учит обусловленные души, как им можно приблизиться к Нему в преданном служении.

Аналитически изучая пять различных проявлений Верховного Господа, мы придем к пониманию того, что Господь Шри Чайтанья Махапрабху является Высшим Абсолютом, а Господь Нитьянанда - непосредственной экспансией Высшей Абсолютной Истины. Мы сможем также понять и то, что Шри Адвайта Прабху тоже относится к категории Верховной Личности Бога, но является подчиненным Господу Чайтанье и Нитьянанде Прабху. Верховная Личность Бога и Его ближайшие подчиненные экспансии почитаются двумя другими, а именно, олицетворением внутренней энергии и олицетворением пограничной энергии. Олицетворение внутренней энергии, Гададхара, олицетворяет собой приближенного преданного Господа, а олицетворение пограничной энергии олицетворяет чистого преданного. Оба они поклоняются трем другим категориям, но все занимаются трансцендентным служением Верховной Личности Бога, Шри Чайтанье Махапрабху.

Между чистым преданным и приближенным преданным имеются определенные различия. Различные энергии Господа занимаются служением Верховному Господу, находясь с Ним в различных трансцендентных взаимоотношениях. Они могут находиться с Ним в отношениях супружеской любви, родительской привязанности, дружбы и служения. Беспристрастно проанализировав это, можно придти к заключению, что лучшими из всех преданных являются внутренние энергии Верховного Господа, находящиеся с Ним во взаимоотношениях супружеской любви. Поэтому и внутренних и приближенных преданных привлекает супружеская любовь к Верховной Абсолютной Истине. Это самые близкие преданные Господа Чайтаньи. Других чистых преданных в большей или меньшей степени привязанных к Шри Нитьянанде Прабху и Адвайте Прабху, привлекают другие трансцендентные взаимоотношения с Господом Чайтаньей такие, как родительская привязанность, дружба и служение. Но когда таких преданных привлекут действия Господа Чайтаньи, они сразу же становятся приближенными преданными Верховного Господа, находящимися с Ним в отношениях супружеской любви.

Есть чудесная песня, которую написал Шри Нароттама даса Тхакур, великий преданный и ачарья в цепи учителей, идущей от Господа Чайтаньи. В ней он поет: "Когда же по всему моему телу распространятся трансцендентные вибрации от одного звука имени Гауранги, услышанному мной. Когда просто от произнесения имен Господа из моих глаз польются нескончаемые потоки слез? Когда Господь Нитьянанда проявит ко мне Свою милость и когда желания материальных наслаждений уменьшатся во мне настолько, что их можно будет не замечать? Когда же я очищусь, сбросив с себя всю скверну материальных наслаждений? Когда же я смогу увидеть трансцендентную обитель, Вриндаван? Когда я страстно захочу принять руководство шести Госвами как самое главное в жизни? И когда же, я смогу понять супружескую любовь к Кришне?" Никто не должен стремиться понять супружескую любовь к Кришне, не пройдя обучения у шести Госвами Вриндавана.

Движение санкиртаны, начатое Господом Чайтаньей, является трансцендентной игрой Господа. "Для того Я и живу, чтобы одновременно распространять и проповедовать это движение в материальном мире". В этом движении санкиртаны Господа Чайтаньи, Нитьянанда и Адвайта являются Его экспансиями, Гададхара и Шриваса - Его внутренней и пограничной энергиями. Живые существа также называются пограничной энергией, потому что потенциально они могут занимать обе позиции, проявляя как склонность предаться Кришне, так и склонность быть независимым от Него. Из-за своего пристрастия к материальным наслаждениям живое существо приходит в соприкосновение с материальным миром, загрязняясь от него. Когда желание материального наслаждения возобладает над живым существом и оно запутывается в материальной жизни, к нему приходят тройственные страдания материального существования. Это можно сравнить с семенем, посаженным в землю. Если залить семя водой, оно не принесет плодов. Аналогичным образом, если человек пленен материальным наслаждением и даже если семя такого наслаждения находится в сердце обусловленной души, его можно залить потоком трансцендентной деятельности, совершаемой в состоянии любви к Богу. Тогда непроросшее семя чувственного наслаждения не принесет своих плодов в обусловленную жизнь материального существования. Обусловленные живые существа в этом мире, особенно в наш век Кали, затопляются потоком любви к Богу, начало которому положил Господь Чайтанья и Его спутники.

В связи с этим интересен стих из "Шри Чайтанья-чаритамриты", написанный Его Святейшеством Прабодханандой Сарасвати, в котором говорится, что материалисты не жалеют сил и энергии для обеспечения членов своих семей, жены и детей, что существует также множество мистически настроенных спекулятивных философов, которые заняты умозрительными рассуждениями об освобождении от страданий материальной жизни и совершают ради этого всевозможные аскезы и епитимьи. Но те, кто ощутил неповторимый вкус движения Господа Шри Чайтанья Махапрабху, больше не находят удовольствия в подобного рода деятельности.

Те, у кого создалось впечатление, что форма Верховной Личности Бога и преданное служение Ему в той или иной степени осквернены материей, называются майявади. Согласно их несовершенным умозрительным построениям, в космическом проявлении существует только безличный Брахман. А когда речь заходит о Верховной Личности Бога, они считают, что Его личность есть продукт майи, внешней материальной энергии. Такие люди считают, что воплощения Верховного Господа осквернены этой материальной природой. Согласно им, материальное тело и деятельность материи, которые отличают одно живое существо от другого - все это лишь материальные проявления, а освобождение, согласно им, означает конец индивидуальной тождественности. Иначе говоря, майявади утверждают, что живое существо после освобождения становится единым с высшим безличным Брахманом. Согласно этой философии, Личность Бога, Его обитель, преданное служение Ему и Его восторженные преданные - все это находится под чарами майи, и следовательно, все это материально обусловлено. Те, кто забыл трансцендентную природу Верховного Господа, Его обители, преданного служения Ему и Его преданных, считают это лишь проявлением деятельности материи. Когда человек считает, что о Трансцендентном можно спорить и рассуждать, его называют агностиком, а когда он думает, что трансцендентное можно осуждать, его называют атеистом. Господь Чайтанья хотел собрать всевозможных агностиков, атеистов, скептиков и неверующих и затопить их потоком любви к Богу. И для того, чтобы привлечь все эти силы, Он принял отреченный порядок жизни.

До двадцатичетырехлетнего возраста Господь Чайтанья был домохозяином, а на двадцать пятом году Он принял отречение от мира. Приняв отречение (санньясу), Он привлек к Себе многих других санньяси. Когда Господь распространял движение санкиртаны, находясь в статусе семейного человека, многие санньяси-майявади не принимали его движения всерьез, но когда Господь принял санньясу, Он освободил многих склонных к спекуляциям ученых, атеистов и людей, привязанных к кармической деятельности и ненужной критике. Господь был так милостив, что принимал всех этих людей и одаривал их самым важным, что есть на свете - любовью к Богу.

Чтобы выполнить Свою миссию - одарить обусловленные души любовью к Богу - Господь Чайтанья изобрел множество методов привлечения людей, не ищущих любви к Богу. После того, как Он принял отречение, все агностики, скептики и спекулятивные мыслители стали Его учениками и последователями. Даже многие из тех, кто не был индусом и не следовал ведическим принципам, приняли Господа Чайтанью как высшего учителя. Милости Шри Чайтаньи Махапрабху избегали только санньяси из Бенаресской школы философии майявади. Шри Бхактисиддханта Сарасвати Госвами так описал затруднительное положение этих философов-майявади из Бенареса: "Философы-майявади из Бенареса были людьми малоразумными, потому что они хотели измерить все с помощью своего непосредственного восприятия. Но все, что мы воспринимаем, воспринимается материальными чувствами. Абсолютная Истина трансцендентна, но, согласно им, в трансцендентном нет места многообразию. Как они говорят, все, что исполнено многообразия есть майя".

Во времена Чайтаньи Махапрабху были также и другие философы имперсоналисты, известные как философы-майявади из Саранатхи. Саранатха - это местечко близ Бенареса, где традиционно жили философы-буддисты. Даже еще в наши дни там можно увидеть множество ступ буддистов-майявади. Философы-майявади из Саранатхи отличались от имперсоналистов, принимающих безличное проявление Брахмана. Согласно философам из Саранатхи, духовного бытия нет вообще. Фактически, как философы-майявади из Бенареса, так и философы из Саранатхи запутались в сетях материальной природы. В действительности, никто из них не знает природы Абсолютного трансцендентного. Поверхностно принимая ведические писания и считая себя трансценденталистами, философы из Бенареса тем не менее не признают духовного многообразия. Поскольку они не имеют знания о преданном служении, их называют непреданными или людьми, настроенными против преданного служения Господу Кришне.

Имперсоналисты рассуждают о Верховной Личности Бога и Его преданных, и подвергают их исследованиям, основанным на непосредственном восприятии. Иначе говоря, духовное многообразие неведомо философам-майявади. Поэтому все философы-майявади и санньяси критиковали Господа Чайтанью, когда Он распространял Свое движение санкиртаны. Но они были удивлены, когда Господь Чайтанья принял санньясу от Кешавы Бхарати, ибо Кешава Бхарати принадлежал к школе майявади. Поскольку Господь Чайтанья таким образом тоже стал принадлежать к секте санньяси-майявади, майявади были крайне удивлены, видя что Он проводит время в пении и танцах, вместо того, чтобы читать и слушать Веданту, как это было принято. Философы-майявади восхищаются Ведантой и перетолковывают ее на свой собственный лад. Вместо того, чтобы задуматься над своим положением, они критиковали Господа Чайтанью, утверждая, что, фактически, из-за Его сентиментальности Его нельзя считать истинным санньяси.

Все эти обвинения доходили до слуха Господа Чайтаньи, когда Он был в Бенаресе, но Он нимало этому не удивлялся. Он даже улыбался, когда Ему сообщали подобные новости. Он не общался с санньяси-майявади, а держался в стороне от них и выполнял Свою собственную миссию. Пробыв несколько дней в Бенаресе, Господь Чайтанья направился в Матхуру.

Меню

Корзина
Корзина пуста