image

Featured

История слона Гаджендры

gajendra 1

В «Шримад Бхагаватам» песнь 8 гл. 2-4 описывается необычный случай, который произошел с царём слонов Гаджендрой на райских планетах. Он зашел в озеро, где резвился и омывался в прохладной воде со всем своим семейством. А в это время крокодил схватил его за ногу и стал тянуть под воду. Тысячу лет они боролись. Волею своей судьбы Гаджендра оказался в настоящей беде. Он не просто лишился всего, он был на грани того, чтобы потерять свою жизнь. В минуту страшной опасности, на грани смерти, слон Гаджендра, побуждаемый Господом изнутри, вспомнил, что нужно обратиться к Богу, чтобы получить Его защиту.

Это очень глубокая философская история, где Прабхупада говорит, что крокодил – это майя, а слон – это запутавшаяся джива. И он говорит, что хотя слон сильнее крокодила, поскольку он находится в неродной среде, этот крокодил постепенно утягивает его. И Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада приводит эту историю. Он говорит:

«Душа по своей природе выше, чем материальная энергия, но поскольку мы здесь находимся в материальном мире в неродной среде, то эта материальная энергия, как крокодил, который хотя и ниже нас, тем не менее, магнитит нас, затягивает нас. И пока мы без Кришны, мы слабы. Хотя мы относимся к категории высшей энергии (духовной), не будучи через преданное служение связаны с Кришной, мы слабы. И поэтому низшая энергия (материальная) затягивает нас, как этот крокодил, который слабее, чем слон. Слон мог бы затоптать его и все, без разговоров. Но в неродной для слона среде крокодил оказывается сильнее. И он тянет-тянет. И когда этот слон уже полностью ослабел от борьбы, он своим хоботом сорвал цветок лотоса с поверхности этого озера и вознес молитву, которую он помнил из прошлой жизни, поскольку он был проклят. Он был царём Индрадьюмной Махараджем и преданным Кришны, совершившим ошибку».

Проклятье становится спасением

Однажды Агастья Риши пришёл к Индрадьюмне Махараджу, но тот был так поглощён служением Божеству, что даже не заметил этого. Агастья Риши разгневался и проклял его, что в следующей жизни он родится слоном. (Этикет говорит о том, что когда к вам в дом приходит Садху, его нужно принять, напоить, накормить и дать отдохнуть, проявляя тем самым к нему уважение). Индрадьюмна Махарадж припал к стопам Садху и взмолился о прощении. Сердце Садху очень мягкое, он тут же простил его, но проклятие есть проклятие… Тогда он сказал: «Я не могу отменить его, но сам Господь Вишну (Кришна) освободит тебя из этого материального мира».

Крокодил, который был убит Господом, тоже получил освобождение. В предыдущей жизни аллигатор был царем по имени Хуху с планеты Гандхарвов (небесных певцов и музыкантов), который имел неосторожность случайно обидеть мудреца, чем и заслужил воплощение в крокодила. Но мольбы царя смягчили сердце мудреца, и он оставил Хуху шанс на получение освобождения, если тот погибнет от рук Господа, пытаясь утащить Гаджендру в пучину самсары.

Молитвы Слона Гаджендра являют собой неповторимый порыв искренности и предания Богу запутавшейся души, и её горячее желание выбраться из материальной обусловленности. Молитвы Гаджендры уникальны тем, что в них он не просто описывает трансцендентную природу Господа, но и в минуты страшной опасности приходит к пониманию полной бессмысленности своего материального существования, развивая в себе настоящий дух отречения. Он уже не просто ищет спасения из ситуации материальной, но желает навсегда покинуть этот исполненный страданий материальный мир, таким образом, решив сам корень проблемы.

Если каждый с большим вниманием и почтением изучит эти духовные стихи, постарается проникнуть в их глубокий смысл, то больше ни одна проблема в этом материальном мире не сможет выбить его из колеи. Слушая истории из ведических писаний, даже, если мы их не совсем понимаем, наше сердце очищается и становится мягким.

Когда сердце человека полностью очищается, в него входит возлюбленный всех живых существ — Верховная Личность Бога Шри Кришна.
gajendra 2

Предание или собственные усилия?
История Гаджендры, глазами Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

«До тех пор пока мы будем сохранять тенденцию полагаться на свои собственные силы и накопленный опыт, мы не сможем полностью предаться лотосным стопам Верховной Личности Бога. Это будет происходить до тех пор, пока мы не откажемся от прославления эмпирического, восходящего процесса постижения Бога и не примем процесс предания. Когда мы поймем тщетность наших усилий, ничтожность нашей гордости и то на сколько напрасны наши усилия, мы предадимся Господу и примем наставления нашей ученической преемственности.

Чтобы проиллюстрировать это, Бхагаватам рассказывает историю о Гаджендре, царе слонов. Однажды, в опьяненном состоянии Гаджендра развлекался со своими женами в озере, тем самым он сильно беспокоил местных жителей. Из-за его небрежности окружающие животные и жители озера были под угрозой смерти. Но спустя какое-то время, по воле проведения, могущественный крокодил появился в том месте и укусил Гаджендру за ногу. Ожесточенная битва между ними продолжалась в течении тысячи лет, каждый из них пытался утвердить свое превосходство. Тем временем Гаджендра обнаружил, что его силы оставляют его так же как и его гордость. Когда Гаджендра ослаб, до той степени, что был готов сдаться и проиграть сражение, он осознал, что единственным выходом из сложившейся ситуации является принятие прибежища у лостосных стоп Господа.

До тех пор пока живые существа, так же как и опьяненный Гаджендра, из-за ложного эго, будут считать себя великими, они будут продолжать свои попытки достичь Бога с помощью собственных усилий. Когда же слава предания себя лотосным стопам Господа пробудиться в их сердцах, они станут перед выбором полного предания или очередных попыток основанных на собственных усилиях. Святые всегда прославляют предание и никогда никого не вдохновляют постигать Господа с помощью собственных усилий. Каким бы великим мы не были, пока мы будем думать, что путь собственных усилий принесет нам благо, до тех пор падение будет нам гарантировано».

Меню

Корзина
Корзина пуста