image

Featured

Хари Шаури дас - Одна из опасностей для ИСККОН — стать светским движением, а не трансцендентным принципом

Хари Шаури дас. Фестиваль-ретрит «Наш Прабхупада». 15-17 января. Москва

На фото: Хари Шаури дас дает лекцию. Фестиваль-ретрит «Наш Прабхупада». 15-17 января 2016 года. Москва

В дни II Международного фестиваля Наш Прабхупада знаменитый ученик Бхактиведанты Свами Прабхупады, автор уникального«Трансцендентного дневника» Хари Шаури Прабху ответил на вопросы известного российского религиоведа С.И. Иваненко, по-новому глядя на историческую роль своего духовного учителя и давая свою оценку пути, который Общество сознания Кришны прошло за полвека.

Что повлияло на Ваш выбор духовного учителя?

Это не было вопросом выбора (смеется). Прабхупада был единственным настоящим духовным учителем на планете, когда мы присоединились. Вопроса о том, чтобы пойти куда-либо еще, не стояло.

Какие уроки Вы извлекли из личного общения с Прабхупадой?

Думаю, что когда я присоединился к движению в 1972 году, это, очевидно, стало полной переменой в моей жизни и моем образе мышления. Но когда я начал лично служить Прабхупаде в 1975 году, это подняло меня на совершенно новый уровень понимания и действия — просто благодаря личному общению с Прабхупадой. Даже после того, как я уже два или три года был последователем, это определенно дало ошеломляющий эффект. Когда я был с Прабхупадой, во мне произошла разительная перемена.

Какими были цели, которые Прабхупада поставил перед Вами лично, включая те, которые касались развития ИСККОН в Австралии, Новой Зеландии и Индонезии. И которых из них Вам удалось достичь?

Я не уверен, смог ли я достичь хоть какие-то из тех целей, которые Прабхупада поставил перед нами, но мы стремимся к этому. Когда мое служение в качестве личного слуги Прабхупады закончилось, он отправил меня обратно в Австралию — в качестве Джи-би-си (члена Руководящего совета ИСККОН). Он сказал, и я точно помню его слова: «Добейся в Австралии блестящего успеха!» Так что мы старались изо всех сил.

Прабхупада всегда делал акцент на распространении книг, так что это было основной целью. Мы также намеревались основать фермерские общины и добились в этом успеха до определенной степени. Мы основали школу, которая к нашему удивлению, оказалась весьма успешным проектом. Так что хотя бы в этих сферах деятельности, в которых я участвовал, мы добились в Австралии, Новой Зеландии и Индонезии значительного успеха. Так что мы довольны этим.

Какие планы Прабхупады Вы хотели бы реализовать в ближайшем будущем для усиления позиции и влияния ИСККОН в мире?

Думаю, нам просто нужно продолжать делать то, что Прабхупада сказал нам делать: распространять книги, делать людей вайшнавами и открывать храмы. Формула проста. И еще распространять больше прасада, насколько возможно. Если мы будем выполнять эти наставления, то никаких сложностей не возникнет. Как только сердце меняется, очищается, тогда духовная деятельность становится естественной. Все, что нам нужно делать, так это продолжать то, что Прабхупада дал нам как основную садхану: поклоняться Божествам, проводить лекции по Бхагаватам, читать джапу (молитву Харе Кришна на четках), следовать четырем регулирующим принципам. Все зависит от того, насколько хорошо последователи следуют стандартам Прабхупады. Если мы строго им следуем, то добиваемся большого успеха. Если мы начинаем идти на компромиссы, то начинаются большие проблемы. Одна из опасностей этого — стать светским движением, а не трансцендентным принципом.

В пятом томе Вашего «Трансцендентного дневника» приводится статья Д.К. Кэнни, описывающая три основные стадии деятельности Прабхупады. Первая называется стадией Свами (1966-1967), во второй автор представляет Прабхупаду как гуру (1968-1970), а в третьей, начиная с 1970 года, Кэнни называет Прабхупаду аватаром Кришны. А что говорит о такой классификации официальная позиция ИСККОН?

Я не уверен, что у ИСККОН есть официальная позиция в отношении наблюдений кого-то из числа не-вайшнавов. В то же время Прабхупада ценил мнение профессора Кэнни, и, в целом, соглашался с тем, что с развитием ИСККОН трансформировалась также и его роль — от простого свами до гуру, и в комментарии, который был добавлен редактором, он говорит о периоде после его ухода, что относится к последним 35-40 годам. И я могу сказать, что ИСККОН официально признает Прабхупаду шакти-авеша-аватаром, то есть преданной Господу душой, которая наделена особой силой и которая была кем-то большим, чем обычный вайшнав или гуру-вайшнав. Прабхупада был выдающейся личностью, по деятельности которой можно судить о том, что это шакти-авеша-аватара. Суть в том, чтобы выразить ему признание за это. Равиндра Сварупа Прабху написал замечательный буклет о Прабхупаде как ачарье-основателе ИСККОН. Такова официальная позиция Джи-би-си, и я лично полностью поддерживаю её. Даже среди вайшнавов Прабхупада был выдающейся личностью, и нам чрезвычайно повезло, что мы его повстречали на своем пути.

Бывали ли Вы в России раньше? Как Вы оцениваете важность современного российского Общества сознания Кришны и его роль во всемирном ИСККОН?

Я в России бывал уже не раз. Впервые я приехал сюда в 2001 году, а еще несколько раз посещал летние фестивали. Нельзя не впечатлиться тем, что происходит в России и в других восточноевропейских странах бывшего соцблока. В них произошли огромные политические трансформации, и я считаю, что во многом это произошло благодаря присутствию вайшнавов. Таков план Кришны, как мы видим. И если так пойдет и дальше, наше влияние будет со временем только возрастать. Наша работа в том, чтобы помочь душам вернуться домой, к Богу. В этом смысле мы не зависим ни от какой экономической либо социально-политической структуры. Пока мы можем распространять Святое имя, пока мы можем петь «Харе Кришна», распространять прасад и, в особенности, пока мы можем распространять книги Шрилы Прабхупады, сознание Кришны будет расти. И я думаю, что то, что произошло здесь, в России и в Восточной Европе, служит хорошим примером для ИСККОНа во всем остальном мире. Видеть здесь проповедь и энтузиазм вайшнавов — это определенно очень вдохновляющее для всего остального мира ИСККОН.

То есть, Вы имеете в виду, что российское сознание Кришны своим энтузиазмом вдохновляет весь остальной мир?

Да, абсолютно. Как можно не вдохновиться? Да, если не считать Индию, в России и Украине и в других местах проходят самые крупные летние фестивали каждый год, причем без поддержки огромного индийского сообщества! Это делает достижения еще внушительнее.

Что бы Вы пожелали вайшнавам ИСККОН по случаю 50-летнего юбилея?

Просто не терять обороты! Празднование этих годовщин важно для нас, потому что у нас есть тенденция к забывчивости. Мы такие малюсенькие человечки, на такой маленькой планете, и потому нам нужно отмечать такие события, годовщины, 50-летний юбилей, 30-летний юбилей, любой юбилей какой бы там ни был, чтобы помнить лучше. В духовном мире нет юбилеев. Там каждый день — праздник, там что ни слово, то песня, что ни шаг, то танец. Таким образом в духовном мире царит постоянный праздник. В материальном мире мы склонны забывать, поэтому важно отмечать эти вехи, то есть различные годовщины, особенно после 25 лет или 50 лет — это просто помогает нам лучше помнить. В этом их главное предназначение.

{spoiler title=Читать главы "Трансцендентного дневника". Том 1. Онлайн. (Нажмите для открытия): opened=0}

Хари Шаури дас - Трансцендентный Дневник. Путешествие со Шрилой Прабхупадой. Том 1. Ноябрь 1975 – Апрель 1976. На этой странице вся книга, файлы для скачивания.

{/spoiler}

{spoiler title=Читать главы "Трансцендентного дневника". Том 2. Онлайн. (Нажмите для открытия): opened=0}

Трансцендентный дневник. Путешествие с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Том 2. Апрель – Июнь 1976. На этой странице вся книга, файлы для скачивания.

{/spoiler}

Меню

Корзина
Корзина пуста