Четки, мешочек для них, само повторение джапы — это наша жизнь и душа, эти вещи являются сутью сознания Кришны. Качественное повторение джапы на четках дает нам гарантию продвижения по пути преданного служения и возвращения домой, к Богу. Пренебречь этим — значит пренебречь собственным благополучием.
Также мы воспеваем святое имя во время киртанов или когда танцуем перед Божествами, поем бхаджаны в храме в сопровождении музыкальных инструментов. Шрила Прабхупада хотел, чтобы преданные занимались этим час или два в день. Он говорил, что Чайтанья Махапрабху обычно делал это по три часа утром и вечером. Так как у нас очень много обязанностей, на утренней программе киртан, к сожалению, сокращается до 20—30 минут. Преданные привыкли, что нередко это их единственный киртан в течение дня. Более того, очень часто во время гуру-пуджи они вообще уходят из храмовой комнаты.
Нам нужно полностью погружаться в киртан, каким бы коротким он ни был, но в выходные дни или по вечерам по возможности участвовать в продолжительных киртанах. Повторение Харе Кришна - это необходимость, а не то, чего надо избегать. Мы должны стараться заниматься этим как можно больше. И когда мы воспеваем мантру в обществе преданных, исполненных энтузиазма, это выводит нас из-под влияния материальной энергии.
Например, в Нью-Враджа-дхаме мы ежегодно устраиваем Дни святого имени и посвящаем выходные воспеванию Харе Кришна. Всем нравится участвовать в этом, и такое воспевание дает удивительный опыт. В Бхактиведанта Мэноре регулярно проводятся длительные киртаны — преданные целый день просто поют Харе Кришна. Они могут приглашать для этого Мадхаву прабху — опытного киртанию, который обучался у Аиндры прабху во Вриндаване. Иногда Прана-Бандху прабху всю вечернюю программу посвящает киртану. Преданным необходимо такое погружение в святое имя, и они могут судить о своем продвижении в сознании Кришны по тому, насколько привязаны к участию в киртанах: просто сидеть, петь и выражать таким образом свою любовь и преданность Господу. Это очищает сердце.
И наконец, пение Харе Кришна на улицах. В конце 60-х — начале 70-х это было нашей ежедневной деятельностью, но, к сожалению, когда стали делать акцент на распространении книг, уличная санкиртана сильно сократилась.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы проводили харинамы и распространяли книги, не жертвуя одним ради другого. Поэтому субботняя харинама во многих центрах была обычным делом, а в таких местах, как Сохо-стрит в Лондоне, харинамы до сих пор проводятся ежедневно. Преданные выходят на улицы как можно чаще, и мы должны продолжать эту деятельность. Она несет благо обусловленным душам, которые слышат святое имя, и имеет еще большее значение для преданных, участвующих в этом процессе. Но что особенно важно: так мы распространяем сознание Кришны другим людям. Мы хотим, чтобы они знали: мы — кришнаиты, те, кто поет Харе Кришна. Также благодаря харинаме люди совершенно естественно запоминают нас. Они спрашивают: «Почему вы больше не поете на улицах? Куда вы пропали?» Людям нравится видеть нас.
Нам нельзя разочаровывать Чайтанью Махапрабху! Чтобы оправдать ожидания людей, при любой возможности мы просто обязаны выходить на улицы. Это очень благоприятно для нас и вдохновляет других. Конечно же, преданные могут собираться вместе — семьей, группой или целым храмом — и как можно чаще выходить на улицу, чтобы распространять прасад и книги, давая возможность другим людям не только услышать святое имя, но и попробовать освященную пищу и понять, что же такое сознание Кришны.
Отрывок из книги Шрилы Шиварамы Свами «Воспевай!»