image

Featured

Прабхавишну Прабху: "Ради нового о Кришне они были готовы на любые испытания"

Прабхавишну прабху Сергей Игоревич Иваненко

Предлагаем вам беседу, которая состоялась недавно в московском Центре индийской культуры Шри-Шри Даял Нитая Шачисуты между известным вайшнавским деятелем, духовным учителем Прабхавишну Прабху и видным российским религиоведом и, пожалуй, крупнейшим в стране специалистом по изучению ИСККОН, то есть Общества сознания Кришны (его перу принадлежит уже пять справочников по вайшнавской традиции в России) Сергее Игоревичем Иваненко. В беседе принял участие также Радха-Дамодар Прабху, один из первых вайшнавов в нашей стране, свидетель тех событий и узник совести в прошлом.

C.И. ИваненкоС.И. — Благодарю Вас за то, что Вы уделили время для встречи со мной. Я хотел бы подарить Вам книгу на английском языке про антикультизм. Там есть немножко о кришнаитах. Я только позже узнал, что Вы знаете русский язык и потому взял книгу на английском.

П.П. — Спасибо большое!

С.И. — Эта книга развенчивает антикультизм... Но хотел бы спросить у Вас о другом... Ведь Вы очень давно начали здесь распространять сознание Кришны, еще в Советском Союзе. Насколько трудно приходилось проповедникам такой религии именно во времена СССР?

Prabhavishnu_12.07.15_KuusinenaП.П. — Нам нужно было быть очень осторожными. В первый раз я приехал в 1986 году. Преданные [Кришне] (самоназвание вайшнавов, то есть кришнаитов, последователей сознания Кришны — Ред.) собирались просто на квартирах. С точки зрения проповеди и обучения, это было легко, потому что все были очень заинтересованы. Радха-Дамодар Прабху также присутствовал на тех встречах в 1986 году. Вы ведь помните (обращаясь к Радха-Дамодару Прабху) квартиры, которые были полны людей? Но в то же самое время некоторые вайшнавы находились в тюрьме или в психбольницах тюремного типа по приговорам судов. Нам нужно было быть очень осторожными во всем.

Мы приезжали как туристы. Приезжали только в Москву и в Санкт-Петербург (тогда Ленинград). Иногда, опять-таки, чтобы выглядеть туристами, мы присоединялись к автобусным маршрутам, которые организовывали туристические фирмы. Но всякий раз, как только выпадала свободная минутка, мы спешили на встречу с вайшнавами.

В 1987 году мы снова приехали по похожей путевке Москва — Санкт-Петербург и остановились в гостинице.

Радха-Дамодар ПрабхуР-Д. — Да, это было в 1987-м. В тот год был большой фестиваль, год Индии, и преданные даже начали проводить духовные мероприятия и воспевать на улицах. И власти не могли это остановить, потому что это было как-никак связано с Индией. Это было уже большой свободой и большей либеральностью, чем в предыдущем году.

П.П. — Помню, что когда я впервые приехал, у меня с собою была такая большая толстая книга «Шримад Бхагаватам», которую я хотел подарить вайшнавам. Увидев книгу, таможенник спросил: «Что это?» К счастью, со мной была другая книга — учебник бенгали. Я показал ему: «Вот, я изучаю язык бенгали и санскрит. Вот, посмотрите, санскритские стихи. Вот, практикуюсь». И тот сказал: «Хорошо!»

На следующий же год мы привезли с собой караталы. На квартире, где собрались вайшнавы, мы в тот раз воочию познакомились с Премавати — её только-только выпустили из тюрьмы. Она лишилась в тюрьме своего ребенка. Как бы там ни было, мы привезли эти караталы, и вайшнавы преисполнились энтузиазма. У них ведь появились новые караталы! И они принялись стучать, причем очень громко.

Скоро нагрянула милиция. Милиционеры постучали в дверь, а потом стали ломиться. Тогда вайшнавы решили тихо повторять джапу. Милиционеры ломились, стучали в дверь, но вайшнавы не хотели открывать, потому что внутри были мы. Дело в том, что за неделю до событий на квартиру приходили и проверяли у всех документы. У тех, у кого не было московской регистрации, возникли трудности, и потому вайшнавы не хотели открывать дверь, чтобы проблем не возникло и у нас.

Так или иначе, минут через 20 милиционеры ушли восвояси, и до конца поездки всё было хорошо. Мы как и прежде продолжали собираться на квартирах.

В 1988 году мы опять приехали по такой же путевке. Если в предыдущие годы наши визиты сохранялись в тайне и о них знали только московские и питерские вайшнавы, то в 1988-м весть о нашем приезде разлетелась по всему Советскому Союзу. На самом деле, это случилось благодаря сестре Бхакти Вигьяны Махараджа, которая рассказала о нашем приезде всем в Ташкенте, Баку, Тбилиси, Киеве... И когда я встретился с Санакой Кумаром на Красной площади, тот посетовал: «Просто ума не приложу, что и поделать! Там столько преданных съехалось со всего Союза, несколько сот. В квартире мы точно не поместимся».

Киртан Прабхавишну Махараджа в подмосковном лесу
Киртан Прабхавишну Махараджа в подмосковном лесу

Собралось где-то 250 вайшнавов, и тогда мы решили провести духовную программу... в лесу! Из гостиницы мы поехали на вокзал, сели на электричку и провели встречу в лесу. То же произошло и в Санкт-Петербурге. Иногда шел дождь, и надо мною кто-то держал зонтик, но у большинства собравшихся зонтиков не было. Но преданные так сильно хотели больше узнать о Сознании Кришны, что бесконечно, час за часом задавали всё новые и новые вопросы. Даже несмотря на дождь. Они просто хотели знать... Я читал лекцию, а вопросы сыпались один за другим. Их было так много, что, в конце концов, мне пришлось остановить поток вопросов: «Всё! Хорошо!»

В 1989 же году мы решили провести более крупный тур. Мы планировали посетить в течение месяца Ташкент, Баку, Тбилиси, Киев, Вильнюс, Ригу, Санкт-Петербург и Москву. И вот мне кажется, что в Баку на нас обратили внимание КГБ и милиция. Нет, они за нами не последовали, но когда мы приехали в Тбилиси и едва вышли из гостиницы, как тотчас же заметили слежку.

Мы сели в машину, но за нами увязалась какая-то машина. Чтобы скрыться от них, нам пришлось ехать очень быстро.

На следующий день история повторилась. То же самое ждало нас и в Киеве, и нам вновь пришлось быстро отрываться от преследования по каким-то улицам. И то же самое повторилось снова в Вильнюсе.

Впрочем, нас ни разу не остановили и никаких вопросов нам не задавали. Они были прекрасно осведомлены о том, где мы остановились, но никогда не приходили к нам в номер и не спрашивали о том, чем мы занимались, хотя мы, как и раньше, проводили встречи в лесу.

Затем, уже в Риге, они прекратили слежку и оставили нас в покое. Да и в Петербурге всё обошлось.

Ну вот так, немножко трудновато было в те дни. Однако чувствовалось, что в воздухе все больше и больше пахнет свободой.

Жить в гостинице на протяжении целого месяца было очень дорого. Каждый день —100 долларов. Я подумал, что если б знал русский язык, то смог бы останавливаться где-то за меньшую плату и на более долгий срок. В университетах проводились занятия для иностранных студентов, и я записался на курс и жил в общежитие. Немного учил русский, но каждый день навещал вайшнавов на квартире Премавати. У нас регулярно проводились программы, и сходилось большое количество участников.

Я узнал, что университет может предоставить нам разрешение на поездку в другие города. Все, что требовалось при этом, так это только телеграммы с приглашениями от тамошних вайшнавов. Таким образом, мы в течение недели учились, а на выходных ездили по разным городам: и в Ереван, и в Сухуми, и в Новосибирск, в разные места. По большому счету особых проблем у нас не возникало. Один раз только мне позвонили из ОВИРа: «А почему Вы поехали в Ереван?» Ну, я и показал им разрешение, и те сказали: «О`кей!»

В первый раз я приехал на обучение в декабре 1989-го и затем приезжал еще несколько раз. Годом раньше, в 1988-м, ИСККОН зарегистрировали официально. А с 1991-го я уже стал получать визу для проповедника и смог приезжать свободно. Вот, вкратце моя история.

С.И. — Спасибо, очень интересно. Могли бы Вы сравнить вайшнавов, которых знаете по 80-м, с вайшнавами, которых Вы встречаете сейчас в Москве и других городах? В чем сходство и различие разных поколений?

П.П. — Конечно же, в самом начале вайшнавам на каждом шагу преодолевали препятствия: их могли с легкостью арестовать, а многие попали в тюрьму или в психбольницы. Но они были очень отважны, они не боялись, в них горела настоящая решимость. Они были готовы страдать за свои убеждения, за свою веру в Сознание Кришны. Даже если они не бывали в Индии и не общались с вайшнавами из других стран и потому не знали всех этих правил, пусть они были еще на самом первом этапе, пусть это был такой «сырец» Сознания Кришны, все же интерес их был невероятен. И была большая искренность.

Soviet_vaishnavas_and_Rajiv_Gandi_in_Delhi_1989
Советские вайшнавы и Раджив Ганди. Дели, 1989 год

Вы знаете, они в те дни даже и бананов-то не видели. Помнится, в 1989 году, когда последователи из России впервые приехали в Индию и взглянули на обилие бананов, они даже удивились этому обстоятельству. Впрочем, затем вайшнавы стали регулярно приезжать в Индию. У них уже появились сари, дхоти. А ведь в самом начале ничего этого не было, даже одежда была простой. Не было и хороших музыкальных инструментов. Да и книги были обычной ксерокопией, самиздатом. Такие «издательства» они устраивали на квартирах: делали копии на ксероксе, сшивали листки. Для каждого из них это было настоящим приключением! Трудностей было много, но, знаете ли, вайшнавы были такими, как бы лучше выразиться, изобретательными что ли... Они знали, как всё устроить. Даже несмотря на сложные условия.

Сегодня, конечно, у вайшнавов есть всё. Они могут отправиться, куда хотят. Тем не менее, хотя влияние материальной цивилизации, которое я наблюдаю, гораздо выше, чем тогда, вайшнавы все же остаются очень искренними и замечательными.

Ясно, например, что многие вайшнавы работают в миру. Но, знаете, они умеют проповедовать Сознание Кришны другими способами. Многие семейные вайшнавы проводят духовные программы у себя дома, вовлекая своих родственников и друзей. Это совершенно другой стиль проповеди, отличающийся от проповеди в самом начале Движения, когда просто пытались распространять книги и проводить тайные киртаны. Конечно же, 90-е стали бумом в распространении книг. Мы смогли печатать книги в огромных количествах, и вайшнавы распространяли их даже на предприятиях. Они обращались к администрации заводов и фабрик, заключали договора, по которым они продавали каждому работнику на заводе набор книг с вычетом из их зарплаты. Таким образом на заводах, на шахтах в Сибири, по всему Советскому Союзу распространялись десятки тысяч книг.

Р-Д. — В 1992 году Россия вышла на первое место по распространению книг в мире. В тот год было распространено 2 миллиона 400 тысяч книг. Это был пиком.

С.И. — Скажите, Вам, наверное, уже встречались преданные, которые выросли в вайшнавских семьях здесь, в России. Отличаются ли они от других людей, которые не прошли такую семейную школу воспитания?

П.П. — Конечно же, они проходят обучение с самого детства. Некоторые из них уже стали экспертами в таких областях, как игра на музыкальных инструментах, ведение киртана, приготовление блюд и многое другое. Знаете, эта культура уже в них с самого детства. Но, опять-таки, не каждый из них продолжает строго следовать. Некоторые следуют, а некоторые хотят «познать мир», насладиться им. Хотя, в целом, в каждом из них есть привязанность к Сознанию Кришны. В молодости некоторые из них, может, и выходят немного из-под «контроля», но с возрастом, они, я думаю, вернутся в Сознание Кришны. С другой стороны, те, кто присоединился в более зрелом возрасте, пусть и не выросли в вайшнавских семьях, но они присоединились, уже настрадавшись сполна, и это делает их более серьезными, дает им большую решимость. Тот, кто вырос в вайшнавской семье, может воспринимать это не так серьезно, как бы как нечто само собой разумеющееся. Тем не менее, они получили очень хорошее воспитание в этой культуре.

С.И. — Вы много путешествуете по всему миру. Существуют ли какие-то, с Вашей точки зрения, различия между вайшнавами в России и в других странах? Может быть, уже наблюдаются какие-то национальные традиции в Обществах сознания Кришны в разных странах?

П.П. — Что касается национальных традиций, то в Индии, например, очень большое население, равно как и в таких странах, как Непал, Бангладеш, Мьянма, Малайзия. И эта культура очень сильна там в людях, она для них естественна. И ИСККОН, конечно же, очень сильно развит в этих странах.

С другой стороны, сейчас многие граждане Индии живут в западных странах, например, в Южной Африке, Америке, Австралии. И ИСККОН помогает второму и третьему поколению людей, предки которых уехали в эти страны, сохранить свою культуру.

Что же касается различий, то я могу сказать, что среди западных людей интерес к Сознанию Кришны гораздо ниже, чем был тогда, когда я пришел в Сознание Кришны. Мы были эдаким поколением хиппи. В те дни мы очень интересовались восточной культурой. А сейчас у нас здесь глобальная деревня. Все всё знают обо всех. Поэтому, я бы сказал, что на Западе интерес снизился, хотя, в целом, он еще есть.

Здесь же, в России, все еще очень высок уровень интереса к Сознанию Кришны. Мы знаем, что большая часть России находится в Азии и существуют давнишние связи. Еще со времен Советского Союза россияне всегда дружили с Индией, поддерживали тесные взаимоотношения. Поэтому для русских людей естественно интересоваться восточной культурой.

Я также бываю в Таиланде и вижу, как многим русским нравится тайская культура. То же наблюдается и на Бали. Я бы сказал, что русские проявляют больший интерес, чем западные люди. В Украине люди также проявляют высокий интерес. И, в целом, интерес этот выше в странах Восточной Европы: Венгрии, Чехии, Польше. Эти люди более человечные, более ориентированы на человека в России и в восточных странах. А на Западе люди более механистичны.

Р-Д. — Это правда.

С.И. — Ждете ли Вы что-то такое великое от 50-летнего юбилея ИССКОН?

П.П. — В разных странах готовятся разные проекты. Например, в Маяпуре будет огромный и особенный фестиваль. Я не совсем в курсе о планах в России.

С.И. — А ожидаете ли Вы, что в связи с юбилеем усилится интерес и на Западе?

П.П. — Я думаю, что да! Ведь будут проводиться грандиозные мероприятия, особенно учитывая большую долю индийского населения. В Лондоне, например, даже на ежегодный Джанмаштами, то есть праздник Явления Господа Кришны, как минимум 50 тысяч гостей приходит. А еще в Южной Африке. Всё это, конечно же, не может не привлекать западных людей.

С.И. — Я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что в России очень любят юбилеи. Конечно, столетний юбилей еще лучше, чем пятидесятилетний, но до него еще надо дожить. Важно использовать все возможности, которые дает ближайший юбилей.

П.П. — Я надеюсь, что здесь будет проведен просто огромный фестиваль. Очень надеюсь!

С.И. — И ожидаете ли Вы здесь тоже открытие храма какого-то постоянного?

Р-Д. — Да, конечно, мы ожидаем. Скорее всего, мы будем покупать здание. В городе будем покупать, а за городом будем строить. Одно здание нам подарили уже, на 1000 кв. метров, в районе Мытищ. То есть, мы хотим помещения под разные цели. Впрочем, вариант строительства мы не отбрасываем. С другой стороны, сейчас строить гораздо дороже, чем покупать. По экономическим причинам, сейчас дешевле купить.

С.И. — Приходилось ли Вам бывать здесь на намахаттах? И схожи ли они чем-то с теми встречами на квартирах в 80-е годы?

П.П. — Атмосфера сейчас более расслабленная. Раньше-то было такое напряжение! Теперь действует система Бхактиврикш, а это означает, что, как только маленькая намахатта разрастается, из нее выделяется еще одна и еще, и еще. Поэтому квартиры теперь не переполняются. Раньше, бывало, входишь в квартиру, а там в коридоре высоченная гора из обуви. Набивалось по 60-70 человек в тесной квартирке, все мокрые сидели от духоты. Сейчас, конечно же, атмосфера более расслабленная.

С.И. — Вы не замечали какого-то интереса полиции, службы безопасности к Вам или другим вайшнавам?

П.П. — На самом деле, нет. Было несколько мест, где у нас возникали проблемы. В Томске, например. Там власти немножко создали нам трудности, даже был суд над Бхагавадгитой. Но, в общем, сейчас все более или менее хорошо. Общества сознания Кришны зарегистрированы официально. В некоторых местах власти к нам очень благоволят. У меня лично вообще никаких проблем нет. Время от времени полиция может, конечно, проверить мои документы. Я был недавно в Улан-Удэ на маленькой Ратхаятре (праздник Шествия Колесниц — Ред.), и там полиция захотела узнать номер моей визы, взглянуть на паспорт. Впрочем, на том их интерес и закончился. Я предоставил им информацию, да и дело с концом.

Р-Д . — В основном мы наталкиваемся на маленькие провокации от так наз. антикультовых организаций. В целом же, ныне общество и власти воспринимают нас уже как определенную реальность, с которой нужно общаться и взаимодействовать.

С.И. — Да, мне тоже так кажется, по всей России такая же ситуация. Я признателен за то, что Вы мне рассказали, и я хочу пожелать успеха в Вашей проповеди и здоровья!

П.П. — Большое спасибо! И я также желаю Вам всего самого наилучшего. Спасибо, что интересуетесь Сознанием Кришны.

С.И. — Да, я всегда с большим интересом отношусь к вайшнавам и считаю их очень возвышенными духовными людьми. Поэтому стараюсь быть полезен.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню

Корзина
Корзина пуста