В 2002-м году я был призван в армию. В армию Господа Чайтаньи, в армию санкиртаны.
Мы являемся собственностью Господа Чайтаньи. И для нас в первоочередная задача заключается в том, чтобы выполнять приказ Господа Чайтаньи, как нашего Главнокомандующего.
У Него есть сенапати-бхакта, то есть генерал. Генерал – это Шрила Прабхупада. Он даёт определённые наставления. Он даёт нам задачу. Скажу больше — он даёт нам смысл жизни.
Мы родились — и эта жизнь была бессмысленна. Мы просто боролись за существование. Пытались насладить свои чувства и пытались избавиться от всего, что мешает нам наслаждать чувства или угрожает нашему существованию. И нам казалось, что да, что вот в этом есть смысл жизни. Но Прабхупада дал нам настоящий смысл. И настоящий смысл заключается в том, чтобы практиковать сознание Кришны. И что очень важно – давать Кришну другим.
Преданный начинает более или менее нормально проповедовать примерно через пятнадцать лет практики, потому что до этого у него может быть уклон в гьяну (ложное отречение), а может быть уклон в карму (привлечение материальным миром). «Надо сначала навести порядок в материальном мире, а уже потом проповедовать», может думать преданный. Он думает — Атлантический океан слишком беспокоен, его волны слишком большие. Нужно утихомирить эти волны и тогда я смогу жить в своей утлой лодчонке материальной жизни прямо посреди океана.
Как Шрила Прабхупада пришёл на лекцию к Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, тот стал проповедовать сознание Кришны и сказал: «Вы - молодые люди, Вы можете проповедовать сознание Кришны в странах Запада, Вы знаете английский язык, Вы знаете эту культуру». И Прабхупада сказал: «Сначала мы должны сделать Индию независимой».
А Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур возразил, что всякие -измы приходят и уходят, а проповедь наставлений Господа Чайтаньи не терпит отлагательств. «Проповедь сознания Кришны не должна ожидать изменений в политической обстановке в Индии. Сознание Кришны трансцендентно и не зависит от того, кто управляет Индией, и его распространение является делом первостепенной важности». Нет времени чтобы ждать и откладывать. Нельзя откладывать, сейчас нужно это делать.
В этом мире гигантское количество проблем. Это очевидно — нет смысла прятать голову в песок и делать вид, что всё хорошо, «просто есть временные трудности, они закончатся» и так далее. Не закончатся.
Не закончатся!
Ситуация весьма скверная. Началась эта скверная ситуация в 2012-м. Но в 2012-м очищение включили на 50%. Стало тяжеловато, события стали сложные, иногда жёсткие.
В 2020-м году началось совсем жёстко. В 2022-м году стало ещё жёстче. Кто сказал, что это какие-то временные трудности материального мира? Мы их преодолеем и снова заживём счастливо? Нет!
Проблема заключается именно в этом: в мире гигантское количество таких суровых обстоятельств, потому что люди отбросили ягью, они прекратили совершать ягью и погрузились в греховную деятельность.
Да, несомненно, какие-то вопросы нужно разгребать, нужно решать жизненные задачи, Бог подталкивает к решению определённых внешних жизненных задач, это правда.
Но ключевая проблема заключается именно в том, что люди прекратили совершать ягью. Люди прекратили совершать ягью.
И второе, что они сделали – они погрузились в греховную деятельность. Это значит, что их карму невозможно победить обычным способом при помощи внешних изменений, нужно вдохновлять их вернуться к совершению ягьи и прекращению греховной деятельности.
Например, если ты пьёшь, то у тебя будет утром похмелье.
Можно, конечно придумать какие-то медицинские препараты, из-за которых похмелья не будет. Но не лучше ли перестать пить?
Да?
Так же и здесь: люди совершают греховную деятельность и по всему миру карма валится им на голову.
Нам нужно сказать им:
«Прекратите! Вы что, не видите, что на Вас валятся результаты Вашей деятельности?
Прекратите это делать, что Вы делаете, зачем Вы разрушаете себя и свою жизнь? Вместо этого сосредоточьтесь на совершении ягьи!»
Вот, в чём смысл нашей жизни! В этом смысл нашей жизни. Бог дал нам возможность совершать ягью, теперь нам нужно обучить этому других.
Даже если мы сможем обучить этому хотя бы трёх человек — а эти трое обучат каждый ещё троих, а те девять человек обучат каждый ещё троих, то через некоторое время все проблемы на этой планете закончатся, потому что люди начнут совершать ягью и перестанут совершать хотя бы самые грубые греховные поступки, хотя бы самые ужасные.
В этом беда заключается материального мира и нам нужно мыслить стратегически, нужно смотреть в корень проблемы.
Проблема заключается в том, что пришла эпидемия. Проблема заключается в том, что начался вооруженный конфликт. Проблема заключается в том, что начались природные катаклизмы и социальные потрясения. И эти пункты можно перечислять очень долго.
Окей, это всё правда.
Но в чём корень этой проблемы? Корень этой проблемы в том, что люди отвергли совершение ягьи, им больше не нужен Бог, как они думают.
Ну и как? Прекрасный мир получился у вас без Бога? Как дела у Вас в этом мире без Бога, всё хорошо? Розовые барашки, овечки, единороги? Всё получилось?
Да как-то не очень вышло, мягко скажем. Как-то не очень получается, да?
Поэтому основная стратегическая задача заключается в том, чтобы вдохновлять людей совершать ягью – в этом наше служение в армии санкиртаны Господа Чайтаньи из которой нельзя дезертировать. Это главное, на чём мы должны сосредоточиться.
Солдату отдаёт распоряжение его непосредственный командир.
Кто у нас непосредственный командир? Духовный учитель. Поэтому, если у нас возникает непонимание, как относиться к той или иной ситуации, как действовать в той или иной ситуации – мы можем посоветоваться с духовным учителем.
Во-первых, ачарья – Шрила Прабхупада, и во-вторых – духовный учитель – представитель Прабхупады. Кришна, ачарья и духовный учитель – вот, кому мы должны предаться. И тогда становится понятно, что происходит и что нам делать.
Мы действуем исходя из наставлений Господа Кришны, наставлений ачарьи и наставлений духовного учителя – вот это наш компас.
Мы можем накормить голодных, мы можем защитить обездоленных. В какой-то степени да. В какой-то степени.
Но наши возможности очень ограничены, а возможности Бога безграничны.
Мы не можем остановить происходящее.
Взять, позвонить им, сказать: «Ну-ка прекратите стрелять»!
Они скажут: «Да, извините, мы ждали Вашего звонка, ну вот как раз Вы и звоните, и поэтому мы прекращаем».
Если бы мы могли это остановить – конечно мы бы это сделали! Но наши возможности мизерны, в отличие от возможностей Бога. Поэтому нам нужно научить людей совершать ягью и объяснить пагубные последствия греховной деятельности.
Прабхупада говорит — как понять, что хорошо, а что плохо? Есть только один критерий: хорошо – это то, что нравится Кришне, а плохо – то, что Кришне не нравится. Морально – это то, что Кришне нравится, а аморально – это то, что Кришне не нравится.
Вот очень простой критерий. Поэтому нам нужно изучать мнение Кришны. Это очень важный момент. И также есть наставления ачарьи. И также наставления живого духовного учителя, с которым мы как с камертоном сверяемся, что мне делать и чего не делать.
Чем я могу быть полезен Богу — именно Богу в первую очередь, потому что душа — это не служанка общества, не служанка страны, не служанка политика, не служанка спортсмена или телезвезды, и даже, простите за откровенность, не служанка своей семьи.
Душа – это служанка Кришны.
Поэтому, в первую очередь, нужно быть полезным для Кришны. Нужно знать мнение Кришны.
А для этого нужно предаваться Кришне, изучать наставления ачарьи и задавать вопросы духовному учителю.
Кришна говорит в «Бхагавад-Гите»: «Если ты хочешь познать истину – обратись к духовному учителю. Задавай ему вопросы в смиренном настроении и служи ему. Так ты поймёшь всё. Потому что духовный учитель уже узрел истину».
Вот в этом выход. В этом выход. Не в том, чтобы навязывать Гуру и Кришне свое мнение, а в том чтобы изучать мнение Гуру и Кришны.
Предаваться Кришне, изучать наставления ачарьи, советоваться с духовным учителем. И тогда какая бы сложная ситуация ни произошла – мы поймём, что нужно продолжать сосредотачиваться на своём служении Кришне.
Это на первом месте во всех обстоятельствах, на первом месте: я – слуга Кришны.
С чего начинается духовная жизнь? С ответов на два главных вопроса — Кто такой Кришна и кто такой я.
Кто такой Кришна? Это Бог. А кто такой я? Я – слуга Бога. Слуга Кришны. А слуга делает только то, что хочет его господин.
И Кришна проявляет свою волю через события, через реализации сердца, как Сверхдуша, через наставления ачарьи и через наставления живого духовного учителя – это очень важно. Пожалуй это вообще единственное, что имеет важность.
Ваш слуга, Гоур Гопал дас.