На разных этапах духовной жизни меня вдохновляли разные вайшнавы, питали мою преданность и помогали продолжать идти.
Мы не можем идти по этому пути к Кришне сами по себе, типа «только я и Кришна». Нас сожрут наши собственные сомнения, противоречия и прочее.
Всегда важно, чтобы недалеко от нас был кто-то, кто уже прошел по этому пути раньше и сказал «да, я понимаю что с тобой сейчас происходит, не волнуйся (или наоборот — волнуйся!) и сейчас нужно делать вот это, а вот это не делать».
Например Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж.
Он помог мне не один раз, я могу вспомнить как минимум три случая, когда он в буквальном смысле слова спас мою духовную жизнь.
Когда я только пришел к преданным, я не мог взять в толк, почему все строится вот так, а не иначе. Я читаю определенные вещи у Шрилы Прабхупады, смотрю в том числе и на свой материальный опыт организаций мероприятий и подразделений и не могу понять — а почему в ятре все делается в этом направлении шиворот-навыворот?
Я пытаюсь обсуждать это с преданными, а мне говорят — нет никаких проблем, все надуманно, ты преувеличиваешь, раздуваешь из мухи слона.
И я в такой когнитивный диссонанс вошел — ну не может быть такого, что я один узрел истину, а остальные заблуждаются. Если все преданные говорят что я не прав, значит либо я не прав, либо я вообще сошел с ума и вижу проблемы там где их нет.
В итоге такого внутреннего кризиса я решил просто уйти из ИСККОН. Какой смысл биться головой об стену?
В таком настроении «я ухожу» я приехал на фестиваль Садху-санга в 2004 году.
А там Говардхан Гопал прабху, зная о моем внутреннем кризисе, вдруг подошел ко мне и сказал:
— Сейчас будет конференция лидеров российского ИСККОН, пошли.
— Но я не лидер ИСККОН, что я там буду делать, мне вообще туда нельзя, — возразил я.
— Пойдем, пойдем, — и Говардхан Гопал прабху буквально за руку отвел меня в конференц-зал.
Я выбрал себе место, сел и стал слушать.
Очень понравилось выступление Шрилы Ниранджаны Махараджа, он поднял глубокие темы, причем начал весьма резко, прям взбодрил зал. Но поразило меня выступление Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа.
Он взошел на сцену, сел и стал говорить:
— В нашем обществе есть вот эти и вот эти проблемы, почему лидеры на местах их не решают? Почему?
И у меня волосы на голове встали дыбом, потому что Гуру Махарадж просто одну за другой поднимал проблемы В ТОЧНОСТИ ТЕ, КОТОРЫЕ Я ПЫТАЛСЯ ОБСУДИТЬ С ПРЕДАННЫМИ!
Я не сошел с ума! Я не выдумал все эти проблемы!
Вот Шрила Гурудева сидит на вьясасане и говорит об эти проблемах вслух!
И я остался в ИСККОН. Он просто спас меня.
Не важно будут решаться эти проблемы или не будут, и даже не важно насколько быстро они будут решаться, если будут.
Важно для меня тогда в далеком 2004 году было понять, что проблема есть, что ее можно и нужно обсуждать, что старшие преданные не стесняются говорить о ней вслух, и что я не спятил на ровном месте ))
Потом прошло еще несколько лет.
У меня образовался большой конфликт с лидерами ятры. И меня так это все разобрало, что я взял и написал письмо не только своему духовному учителю, но и Госвами Махараджу.
Причем я написал: я не хочу войн или разбирательств, я просто хочу понять что происходит, поэтому я не буду называть город и ятру о которой идет речь, и не буду называть имена преданных, которые в этом участвуют, я просто опишу ситуацию и отдам ее на Ваш суд.
Госвами Махарадж прочитал письмо и ответил — «лидеры ятры поступили неправильно».
И я просто успокоился.
Не важно что происходит, не важно что будет происходить дальше, важно что мой внутренний компас не сбился и я в целом верно вижу ситуацию.
Поэтому я просто взял книги Шрилы Прабхупады и пошел на улицу их распространять. А через несколько месяцев уличной санкиртаны, мой конфликт с лидерами ятры рассосался сам собой, без всяких усилий или каких-то разборок.
Я просто кроме своей работы, выходил и распространял книги Шрилы Прабхупады на улице, это вообще дало мне мощный фундамент в духовной жизни. Те несколько месяцев на улице с книгами показали мне важные глубокие вещи в отношениях с Кришной, которые я до сих пор углубляю и практикую.
Не было бы конфликта с Советом ятры — не было бы и такой глубокой санкиртаны, а значит не было бы и глубоких осознаний.
А Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа снова меня спас своим письмом, сонастройкой моего внутреннего «компаса».
И вот я распространяю книги, все хорошо. Да?
Но нет, не все.
У меня абсолютно внезапно вылезло из самых потаенных глубин подсознания такое дикое желание прославиться, что я аж зубы стискивал.
Иду по улице, предлагаю людям книги, а в голове крутится только одно, как навязчивая идея, как идея фикс:
— Сейчас тут пройдут или проедут преданные, и увидят как я распространяю книги, ух как я прославлюсь!
Или меня приглашают петь киртан на закрытую встречу преданных, посвященную практике повторения Харе Кришна мантры на четках.
Я распространяю книги на улице, а после санкиртаны иду на эту встречу, пою там киртан. И после санкиртаны пение получается какое-то невообразимое, мы все просто куда-то улетаем, там без всяких сомнений присутствует сам Кришна, это каждый чувствует. Кришна лично пришел и мы просто опьянены, находимся где-то не в этом мире, вот нельзя иначе сказать — улетели в прямом смысле слова.
Преданные в восторге, а ум продолжает навязывать мне идею фикс — «ух как сейчас прославимся, экстаз, наконец-то все увидели кто ты такой и оценили!».
И от этого дикого желания прославиться я просто теряю контакт с Кришной.
И вот с этой проблемой я опять еду на фестиваль Садху-санга.
А там до начала фестиваля Садху-санга преданные организовали фестиваль санкиртаны. И я с большим удовольствием решил променять море и пляж на этот фестиваль, чтобы послушать нектар санкиртаны и погрузиться в наставления вайшнавов, которые посвятили санкиртане всю свою жизнь.
И вот лекция Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа.
Меня так сильно зацепили какие-то слова в его лекции, что я просто не выдержал и подошел к нему сразу прям на сцене после лекции.
И говорю:
— Гуру Махарадж, я распространяю книги Шрилы Прабхупады на улице, и меня жутко мучает желание прославиться, прям мучает в прямом смысле этого слова. Что мне нужно делать: просто продолжать повторять Харе Кришна и распространять книги Шрилы Прабхупады и это желание прославиться само уйдет, или мне нужно что-то отдельно делать со своим желанием прославиться?
Госвами Махараджа хлопнул меня по плечу и сказал:
— Нужно что-то отдельно делать со своим желанием прославиться.
И посмотрел на меня с любовью, вы все знаете как он смотрит )
И тем самым он снова спас меня.
Я пошел и стать копать все источники, которые мне были доступны и недоступны, чтобы разобраться что нам вообще делать со своими желаниями, особенно с теми, которые нас мучают, потому что желание сильное, а исполнять мы его не планировали.
Из этих моих исследований желаний человека потом появилась Школа процветания, где мы учимся отпускать свои желания и предаваться Кришне.
Таким образом я могу вспомнить как минимум три случая, когда Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа спас меня в прямом смысле этого слова.
У меня был наготове целый список вайшнавов, которые на разных этапах спасали меня и вдохновляли, но я погрузился в прославление Махараджа и не смог вовремя остановиться, так что об остальных преданных Кришны мы поговорим в следующие разы, если Кришна захочет.