Несколько лет назад я записывал видео на Говардхане: «Если ничего не понятно, нужно отпустить желание понять». И когда я так отвечаю иногда людям, они могут подумать что я над ними подшучиваю.
Но факт в том что нам действительно нужно отпустить желание понять, если мы хотим чтобы к нам пришла настоящая глубокая реализация.
Что такое желание понять? Это желание контролировать окружающий мир свои сознанием, умом и разумом. Можно пытаться контролировать мир при помощи грубого тела, а можно при помощи тонкого.
Желание понять — это так же и независимость от Бога. Я получу реализацию без Бога. Я сам все пойму, изучая шастры.
Но шастры — это Сам Кришна. Нельзя понять Кришну, если Он не открывается нам.
Бхагавад Гита 18.55: «Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога».
А у нас потребность контролировать: я при помощи своего ума, при помощи своего интеллекта, контролируя всё знание — всё пойму, все шастры, Самого Кришну, устройство духовного и материального мира, вообще всё. И это гьяна-йога.
То есть развитие знания и развитие отречения от материального мира. Это даже не совсем отречение, это скорее двеша к материальному миру и к материальным наслаждениям, — и развитие знания. Я сам, своим умом, без Кришны, получу все духовные реализации и всё пойму, я всё пойму.
Периодически возникает например такое обсуждение: «с незапамятных времён душа пришла в материальный мир». И вот эта фраза относится к материальному миру. Она не может относиться к духовному. Потому что в духовном мире нет такого понятия «незапамятные времена». Там нет прошлого и будущего. Там есть только настоящий момент, всегда.
А в материальном мире у нас есть материальное пространство и время, есть прошлое, настоящее и будущее, и поэтому в материальном мире, на материальном языке (например, на русском или на любом другом языке материального мира), мы можем сказать: «Давным-давно, триллионы лет назад душа пришла в материальный мир». Шрила Прабхупада именно так и говорит.
Это абсолютно справедливо для материального мира. Но это неправильное выражение с точки зрения духовного мира. У людей на этом месте сразу происходит поломка логики.
Двеша живого существа к служению Кришне возникла у дживы ДО того как джива попала в материальный мир. Поэтому причина кармы живого существа безначальна с материальной точки зрения, она возникла за пределами материального пространства и времени. Об этом пишет Шрила Прабхупада в четвертой песни Шримад Бхагаватам и в своих письмах.
В четвертой песни Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «Здесь объясняется, как живое существо попадает в материальный мир. Когда живые существа хотят наслаждаться независимо от Господа, в их сознании возникает двойственность и у них появляется ненависть к служению Господу. Так живые существа падают в материальный мир. В «Према-виварте» сказано:
кршна-бахирмукха хана бхога-ванчха каре
никата-стха майа таре джапатийа дхаре
Естественное состояние каждого живого существа — служить Господу с трансцендентной любовью. Но когда у него возникает желание стать Кришной или подражать Кришне, оно падает в материальный мир».
(Шримад Бхагаватам, 4.28.53, комментарий Шрилы Прабхупады).
Как понять все эти темы пространства и времени, начальности и безначальности? Никак!
Нужно предаться Шриле Прабхупаде и смиренно служить.
Мы даже материальные вопросы не понимаем, что говорить про духовные.
Как из семечка баньяна появляется огромное дерево? Материалистичные ученые говорят — «тут как раз все понятно, клетки делятся, что тут неясного?».
И мы иногда с такой же наивностью рассуждаем о духовной реальности, как эти ученые рассуждают о природе облаков, о росте дерева, о зачатии и рождении ребенка, о том почему планеты висят в пространстве (и не падают на дно причинного океана, о котором ученые еще даже не знают, вот они удивятся однажды).
И когда человек увлечён гьяной, он хочет сам понять. Вот это и есть гьяна-йога. Я пойму сам. А нужно отпустить желание понять, и ты получишь реализацию от Шри Кришны, просто смиренно следуя наставлениям Шрилы Прабхупады. Понимаете разницу, да? Бхакти.
Есть история, когда один джентльмен пришёл к Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, он хотел задать ему вопросы, но слуги сказали, что Гуру Махарадж занят.
Преданные предложили джентльмену поучаствовать в чистке параферналий для Божеств в ожидании даршана духовного учителя — и джентльмен согласился.
Он сел вместе со всеми, стал чистить. И, делая это служение, очищая параферналии для Божества, он не догадывался, что прямо сейчас очищает своё сердце.
В процессе этого служения он вдруг всё понял. Вот просто понял ответ на свой вопрос.
После этого Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур освободился. Он вышел, сказал: «Да, господин, у Вас был какой-то вопрос?»
Джентльмен ему ответил, он сказал: «Вы знаете, я, делая служение, всё понял».
Шри Кришна открыл из его сердца знание, дал ему реализации: ответил ему на служение тем, что дал понимание из сердца. Это не значит что нам не нужно слушать духовного учителя и Шрилу Прабхупаду. Наоборот очень нужно, особенно лекции Шрилы Прабхупады.
Но это значит что без искреннего служения мы не сможем понять и духовного учителя.
Я знаю людей, которые читают комментарии Шрилы Прабхупады и в большинстве случаев не понимают что там написано. Это означает что служение еще не совсем совершенно, нужно улучшать именно качество своего служения.
Об этом пишет Шрила Прабхупада в своем комментарии к Шримад Бхагаватам:
«Чтобы обрести знание, ему не нужно прилагать дополнительных усилий; йог, занимающийся преданным служением, в полной мере обладает знанием и отрешенностью. Те, кому их недостает, должны понять, что их преданное служение также является несовершенным».
(Шримад Бхагаватам 3.25.43, комментарий Шрилы Прабхупады).
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж рассказывал в лекции примерно лет 20 назад, как один преданный во Вриндаване пришёл на мангала-арати.
Обычно мангала-арати начинается с бхаджана самсара-даванала-лидха-лока транайа карунйа-гханагханатвам. Но во Вриндаване сначала перед этим поют бхаджан вибхавари шеша.
И преданный стоял на этом бхаджане, пел — как вдруг перед ним открылась духовная реальность. Он понял, почему надо утром петь этот бхаджан. Он понял, почему в этом бхаджане расположены имена Кришны именно в таком порядке. Он понял вообще полностью всё.
Например, там в бхаджане поется «Боло Хари Хари Мукунда Мурари Рама Кришна Хайагрива». И преданный абсолютно чётко понял, почему именно в такой последовательности надо петь имена Господа в этом бхаджане.
После этого духовная реальность раз — и закрылась. И он опять стоит во Вриндаване, поёт на мангала-арати этот бхаджан, но уже с памятью о том, как раскрылась духовная реальность в ответ на его служение, и он получил реализацию, почему именно так всё устроено в утреннем служении. Всё стало ясно как день.
Вот в этом разница между бхакти и гьяной.
Гьяна означает: «Я сам пойму. Я буду изучать 10000 лекций духовного учителя, все шастры всех ачарьев, всё пойму, вообще всё».
Это называется гьяна.
Можно даже слушать лекции духовного учителя с позиции гьяны. То есть именно занимаясь гьяна-йогой — развитием знания и развитием отречения. А можно заниматься служением Гуру, Прабхупаде, Кришне.
Тогда духовный учитель что-то говорит в лекции — а ты понимаешь это. И ты понимаешь не потому, что ты такой умный или интеллектуальный, а потому что Шри Кришна из сердца твоего открыл тебе эту реализацию.
Бхагавад Гита 10.10:
«To those who are constantly devoted to serving Me with love, I give the understanding by which they can come to Me».
«Тем, кто постоянно предан служению Мне с любовью, Я даю понимание, благодаря которому они могут прийти ко Мне».
Или, например, читаешь Бхагавад-гиту — ты и стих понимаешь, и комментарий понимаешь. И не потому, что ты такой умный или интеллектуальный, а потому что Шри Кришна открыл тебе из сердца знание в ответ на служение. Он ведь говорит: «Как ты Мне предаёшься, так Я тебе и отвечаю».
А еще Он говорит в Бхагавад Гите 10.11:
«Желая оказать им особую милость, Я, находящийся в их сердцах, рассеиваю царящую там тьму неведения светочем знания».
Вот Он и рассеивает. Это и есть бхакти-йога.
Ваш слуга, Гоур Гопал дас.