image

Featured

Ананташри дас - Его святейшество

ego svyatejshestvoЧто может быть обидней, чем вернуться к однажды отброшенным материальным устремлениям? Правильно – ничего.

йаих̣ сва-дехах̣ смр̣то 'нāтмā
мартйо вит̣-кр̣ми-бхасмават
та энам āтмасāт кр̣твā
ш́лāгхайанти хй асаттамāх̣

Тех санньяси, которые, поняв однажды, что тело рано или поздно умрет и превратится в испражнения, червей и пепел, вновь начинают восхвалять эту материальную оболочку, отождествляя ее с душой и придавая ей какую-то важность, следует считать последними негодяями. (ШБ 7.15.37)

Так это всё удивительно. Энный процент людей, пусть и небольшой относительно всего населения, но всё-таки весьма ощутимый в численном эквиваленте, регулярно «ломится» в храмы, пещеры, затворы. Ведь по-настоящему же, не притворно. Всё так сходится в определённой точке, что возникает полная убеждённость: «Так больше жить нельзя. Идём к совершенству.» И начинается мощнейший духовный подъём, а не просто имитация среднестатистического псевдорелигиозного обывателя. Всё идёт в ход: истовые молитвы со слезами на глазах, самозабвенное практическое служение, беспрецедентное погружение в священные писания, аскезы, тяготы и лишения нищенствующего монашества и т.д. Как только эти полёты не заканчиваются. Кого-то красивая девушка приберёт к рукам, кто-то вернётся к прежним увлечениям, успев изрядно по ним истосковаться за время «режима святости», но кто-то поступает хитрее.

атха таран̇га ран̇гин̣ӣ. бхактех̣ свабхāва эвāйам̇ йат тадвати сарве'пи джанā анураджйантӣти 'джанāнурāга прабхавā хи сампад' ити прāчāм̇ вāчо'пи. бхактйуттхāсу вибхӯтишу лāбха пӯджā пратишт̣хāдишу валлӣ валитāсӯпāш́āкхāсу таран̇гешвивāчарантйā асйā ран̇га ити таран̇га ран̇гин̣ӣ.

«Теперь обсуждается стадия под названием taraṅga raṅgiṇī. Естественная природа бхакти проявляется в том, что люди начинают привлекаться преданным. Мудрецы древности говорят: "Привлекательный для других человек обретает богатства." Такие блага, как богатства, уважение и исключительное положение, возникающие благодаря бхакти, являются лишь сорняками вокруг лианы бхакти, которые сравнимы с маленькими волнами в океане бхакти. На этой стадии аништхита бхаджана крии преданный ищет наслаждения (raṅga), возникающего из этих волн (taraṅga). Поэтому эта стадия называется taraṅga raṅgiṇī.» (Мадхурья Кадамбини 2.13)

За выслугу лет и былые заслуги, за опыт в ритуалах, за энциклопедическую мудрость можно вполне себе получить неплохую должность и влияние. Последователи всё время восхищаются тобой. Тут бы вовремя признаться себе, что давно уже измотался, что в сердце, в лучшем случае, безразличие к духовной жизни, но нет. Очень уж быстро привыкаешь и привязываешься к тому, что ты самый замечательный, знающий и искренний. Пусть порыв остывшей нынче души остался в прошлом, но ощущение своего величия только-только поднимает голову. Теперь можно вершить судьбы меньших собратьев по конфессии и раздавать благословения вместо того, чтобы кланяться святым людям. Теперь самое время для бытовой роскоши и назидательного тона, исполненного чувства собственной непогрешимости и правоты. Такому «садху» нужно стать слугой и бежать как можно дальше от положения господина. В противном случае можно констатировать, что духовный взлёт закончился ужасающим крушением, ведь даже по меркам обычных материалистов это слишком низко.

пратишт̣хāш́ā дхр̣шт̣ā ш́вапача-раман̣ӣ ме хр̣ди нат̣ет
катхам̇ сāдху-премā спр̣ш́ати ш́учир этан нану манах̣
садā твам̇ севасва прабху-дайита-сāмантам атулам̇
йатхā тāм̇ нишкāш́йа тваритам иха там̇ веш́айати сах̣

О ум, как может чистая божественная любовь появиться в моем сердце, пока там дерзко танцует желание престижа в виде бесстыдной проститутки, питающейся мясом собак? Поэтому всегда помни и служи неизмеримо могущественным генералам армии Шри Кришны, которые так сильно дороги Ему. Они сразу же изгонят эту проститутку и установят несравненную прему в сердце. (Манах Шикша, текст 7)

Пусть беспричинная милость и слова сияющего преданностью духовного учителя о том, что его ученикам никогда не нужно становиться старшими преданными, навечно останутся в этом никчёмном сердце. Пусть это сердце продолжит заливисто хохотать от комичности несоответствия реальности и хвалебных речей, прославляющих интенсивность бхаджана и знание шастр этого ленивого глупца. Гораздо лучше обладать маленькой преданностью, чем жить отвратительной жизнью лицемера, который имитирует наличие великой бхакти ради поддержания статуса.

ваирагйа-йуг-бхакти-расам прайатнаир
апайайан мам анабхипсум андхам
крпамбудхир йах пара-духкха-духкхи
санатанас там прабхум ашрайами

Я принимаю прибежище у моего господина, Санатаны Госвами, который был океаном милосердия и всегда испытывал сожаление, видя страдания других людей. Он искусно заставил меня выпить нектар преданности, пропитанный отречением, несмотря на то, что я не испытывал к этому желания и был ослеплён невежеством. (Вилапа Кусуманджали, 6 текст)

Меню

Корзина
Корзина пуста