Я НЕ ПОВТОРЯЮ МАНТРУ ВНИМАТЕЛЬНО - ЛУЧШЕ ПОВТОРЯТЬ НЕ ВНИМАТЕЛЬНО, ЧЕМ ВООБЩЕ НЕ ПОВТОРЯТЬ, ПОТОМУ ЧТО ЗНАТЬ О БЛАГЕ СВЯТОГО ИМЕНИ И ПРИ ЭТОМ ИЗБЕГАТЬ ХАРЕ КРИШНА МАНТРЫ , ЭТО КУДА БОЛЬШЕЕ ОСКОРБЛЕНИЕ, ЧЕМ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.
Я долго исследовал разные причины проблем с джапой, которые преданные озвучивали в чатах и личных сообщениях, и увидел одну из важных причин, и эта причина сильно усложняет повторение мантры на четках. Проблема с 16-ю кругами обычно в идеализме. Либо я повторяю 16 кругов с полной концентрацией и в 4 утра, не отвлекаясь и не прерываясь от первого «Харе Кришна Харе Кришна» и до последнего «Рама Рама Харе Харе», либо гори все синим пламенем, не буду вообще повторять, потому что ничего не выходит правильно.
И иногда преданные во время лекций дают сразу идеальную модель повторения мантры, с прицелом, что мы туда будем тянуться, но кроме идеальной модели, полезно понять, что есть и промежуточные варианты.
Идеализм, перфекционизм - это материальная болезнь. Душа по своей природе хочет все сделать идеально для Кришны. Но, обретая материальную обусловленность, джива хочет всего самого идеального для себя. Идеальные качества характера, идеальная внешность, идеальные отношения, идеальные дети и родители, идеальные друзья, идеальные наставники, идеальная еда и одежда. В конце концов идеальная и благополучная судьба. Все должно быть идеальным, иначе джива сильно страдает, потому что не понимает, что с духовной точки зрения мы совершенные души, а с материальной точки зрения наши оболочки всегда несовершенны.
И вайшнав часто не понимает, что его привязанность к идеалам приводит к тому, что он просто парализован. Идеальный результат он дать не может, а не идеальный не хочет. И тогда он думает - какой смысл действовать, нужно просто говорить об этом идеальном и несуществующем преданном и жаловаться другим на несовершенство мира.
В материальном мире тысячи бизнесов не были созданы, ибо люди боялись, что не выйдет идеально и сразу на миллион долларов. Тысячи отношений развалились, потому что они не были идеальны и люди выносили мозги своей второй половине, стараясь сделать их поведение совпадающим с некой идеальной моделью. И точно так же в духовной жизни тысячи тысяч Святых Имен не были произнесены, потому что вайшнав опасается, что эти Святые Имена будут невнимательно и неидеально прочитаны.
Многие скажут - для Кришны надо делать все идеально. Я согласен. Если мы стараемся делать идеально для Кришны, то испытываем все возрастающее наслаждение. Но перфекционист не делает все идеально для Кришны, он делает все идеально для себя, чтобы другие увидели, насколько он безупречен и признали его лучшим из людей. И в результате вы просто бездействуете, потому что идеально не можете, а не идеально не хотите. |
Перфекционизм, в нормальном смысле этого слова, означает убежденность, что наилучший результат можно и нужно достичь - со временем. Но в патологической форме перфекционизм означает, что любое несовершенство моментально делает результат абсолютно неприемлемым, а все усилия по достижению этого результата полностью обесцениваются.
Все думают, что в духовной жизни будет тишь, гладь и Божья благодать, но в действительности будут взлеты и падения. Много падений. И будут обязательно точки, через которые нельзя пройти, не предавшись Кришне.
Какое-то время вы практикуете, опираясь на свои собственные таланты и способности. Затем вы доходите до края своих возможностей, это произойдет обязательно, Кришна вас туда приведет. Если предаться Кришне и признать, что без Кришны я ни на что не способен, то мы проходим эту точку и прогрессируем дальше. Но находясь в этой точке, нельзя просто оставаться на ней, не предаваться Кришне, и не проходить ее. Потому что просто оставаясь в этой точке, вы почувствуете, что джапа постепенно уходит, как песок уходит сквозь пальцы. |
Так будет происходить много раз, пока мы не предадимся Кришне на сто процентов. И каждый раз, доходя до этой точки невозврата, преданный может обнаружить, что его привычное понимание духовной практики рушится, как и его привычный распорядок жизни. Наступает полный хаос в голове и в событиях. Перфекционист не может это терпеть, он не может смотреть без боли на то, что его идеальный мирок рушится. Поэтому он редко проходит эту точку. Знаете почему? Потому что он не понимает, что в духовной жизни всегда все будет кувырком.
Как только мы выстраиваем закрытый собственный мир, чтобы защититься от милости Кришны, и расслабляемся, Кришна немедленно тормошит нас - проснись, не спи, предавайся! Поэтому принимать милость Кришны и предаваться Ему - это два главных качества, которые очень даже стоит в себе культивировать, причем каждый день, а не время от времени или только в критической ситуации.
В духовной жизни никогда не наступит время, когда все условия для практики будут идеальны. Каждый раз что-то будет вмешиваться в привычный ход вещей. Какие-то трудности будут приходить все время, нам будут мешать ум, люди и обстоятельства. И если, находясь в материальном мире в самый разгар Кали-юги, вы все еще ожидаете идеальных условий, вас ждет большое разочарование.
К примеру, иногда преданные говорят мне, что им мешает ум. Он сопротивляется и не дает повторять все 16 кругов Харе Кришна мантры одним блоком, не отрываясь. Тогда я рассказываю им о том, что Шрила Прабхупада одно время повторял в течение дня 4 раза по 4 круга и не стеснялся этого. Если мне не изменяет память, он повторял 4 круга утром, 4 круга днем, 4 круга вечером и 4 круга перед сном. Я рассказываю преданным об этом и потом они пишут - Боже мой, я впервые в жизни повторил сегодня 16 кругов, это совсем другие ощущения!
Да, совершенно верно. Чем больше Кришны в вашей жизни, тем больше чудес. И повторив 16 кругов мантры, вы достигаете точки, где вас ждет милость Шрилы Прабхупады, так как вы выполнили его наставление. И вы увидите, что ваш характер меняется, что ваш Гуру проявляется, что на ваши вопросы приходят ответы, и так далее, и так далее. Если вы не будете слушать свой собственный ум, который проповедует идею «все или ничего», то вы обнаружите, что духовная жизнь для вас возможна точно так же, как и для других преданных.
Через пару лет, после того, как я присоединился к преданным, я стал стабильно повторять 16 кругов маха-мантры каждый день. Одновременно с этим я обнаружил, что вхожу в «элитный клуб», так как в нашей ятре 16 кругов мантры повторяло не больше тридцати человек, а может быть даже и меньше. Моя гордость немедленно увеличилась и я ничего не мог ей противопоставить.
Тогда я пошел на даршан к своему духовному учителю и спросил его - когда я повторяю 16 кругов Харе Кришна мантры, то моя гордость увеличивается, и это большая проблема, как быть?
Знаете что он ответил? Он сказал - лучше повторять 16 кругов с гордостью, чем вообще не повторять.
И на меня в буквальном смысле этого слова снизошло просветление )
Действительно - зачем я парюсь? Да, возможно у меня проявляются не самые лучшие качества одновременно с увеличением кругов до 16. Но каков выход, не повторять что ли? Тогда шансов выбраться из этого болота вообще нет.
Я не могу повторять все 16 кругов сразу - повторяй частями.
Я не могу повторять мантру в 4 утра - повторяй когда можешь.
Я не повторяю мантру внимательно - лучше повторять не внимательно, чем вообще не повторять, потому что знать о благе Святого Имени и при этом избегать Харе Кришна мантры это куда большее оскорбление, чем невнимательность.
Я не соблюдаю какие-то регулирующие принципы - да, железный аргумент, наверное тогда не надо повторять мантру. Надо подождать еще миллион рождений, может быть получится очиститься как-нибудь, и уже тогда начать повторять Харе Кришна. Но если серьезно, без шуток, то это аргумент из разряда «Мне плохо, сделаю себе еще хуже». Или, как говорил Шрила Прабхупада о таких людях - я настолько болен, что не могу принимать лекарство )
Мы все знаем наизусть стих, где говорится, что в Кали-югу «нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути». Но когда дело доходит до практики этого стиха, ум говорит - ну а что, может быть и есть другой путь. Буду пить молоко по вечерам и стоять на цыпочках, как Хираньякашипу, начну соблюдать 16 или даже 18 регулирующих принципов и иногда, время от времени, повторять 4 круга. Но это так не работает.
Шрила Прабхупада подчеркивал - из всех наставлений духовного учителя, самым главным является повторение как минимум 16-ти кругов маха-мантры на четках. |
И если вы хотите следовать за Шрилой Прабхупадой - просто примите это и не слушайте проповедь своего ума. Ум всегда мыслит в рамках своего личного опыта и своих собственных фантазий, он принимает лишь то, что ему приятно сейчас, в настоящий момент, а не когда-нибудь в будущем. Вот почему ему так трудно принять авторитет кого-то, кто действительно разбирается в вопросе. Ведь опыт и духовный уровень Шрилы Прабхупады существенно выходит за рамки опыта нашего ума.
Если Шрила Прабхупада говорит, что какое-то наставление является самым главным, может быть в этом есть смысл, как считаете?
Ваш слуга, Гоур Гопал дас, Вриндаван, 8 декабря 2017 года.
Источник: Блог Гоур-Гопал даса ВКонтакте.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Бхакти Чайтанья Свами - 10 оскорблений Святого Имени. Семинар
- Даяван дас - Семинар о Святом имени. Март-апрель 2015
- Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами - Святое имя. Ответы на вопросы. Лекции в КЦ "Гаура" СПб 12-13.07.2013
- Бхакти Бхринга Говинда Свами - О воспевании Святого Имени и Кришна дасе Бабаджи Махарадже (СПб, 16 июня 2013)