image

Featured

3 АСПЕКТА СВОБОДЫ, или как не стать "духовными" ленивцами. Интересный отрывок из лекции Бхакти Вигьяны Госвами с комментариями Радха Говинды даса

Кандалы... 

► Абзацы начинающие с *** - слова Госвами Махаража, без них – Радха Говинды Прабху)

***Условием успеха в духовной жизни является наличие и реализация свободы, о которой говорит Шрила Прабхупада в этом комментарии (Шримад-Бхагаватам, 6.19.5). Свобода имеет 3 аспекта. Первый аспект - это свобода мысли. Очень часто, когда человеку говорят: "Предайся", то имеется в виду "не переставай думать".

Предаться не означает прекратить думать. Предаться означает не переставать думать.

***Предаться не значит, что человек должен отключиться и стать роботом. Хороший солдат - тот, кто принимает на себя ответственность. (Теперь слушайте внимательно) Если человек перестает думать, значит он теряет способность принимать ответственность. Человек не может по-настоящему предаться Господу, если не будет думать. Бхактивинод Тхакур говорит, что мысль должна прорасти в сердце, иначе в нем не будет глубины. Если у меня есть свобода мысли, то появиться и свобода воли. Это второй аспект свободы. Когда у человека нет свободы мысли, то нет и свободы воли.

Т.е. человек не думает, поэтому он и не проявляет инициативу. У нас есть тенденция духовную жизнь вести на автомате, до автоматизма доводить и переставать думать, переставать восхищаться - восхищаться прасадом, киртаном, лекцией, возможностью быть в обществе преданных. Мы не думаем об этом, не размышляем, не получаем глубоких реализаций. И поэтому он говорит, что …

*** В результате этого мы становимся пассивным в своем служении. Мы парализованы. Все, что выходит за узкие рамки очерченных кем-то обязанностей и служения, его больше не интересует. Любое принуждение умоляет силу, искренность и целостность его веры.

Если мы войдем в наши храмы, то увидим такое проявление этого менталитета. Я предался. Что это означает? Это означает, что я выполняю только свое служение. Есть моя квота, я предался, это мое служение. До всего остального мне нет никакого дела. Я же предался, я же свое служение делаю. Поэтому остальное хоть трын трава.

*** Такие люди становятся духовными минималистами и бояться перетрудиться в духовной жизни. Пассивность - это, прежде всего, следствие задавленной свободы мысли.

Пассивные или ленивые люди - то люди, которые не хотят думать. Наша телесная лень является следствием нашей интеллектуальной лени. Шримад-Бхагаватам говорит, что люди в Кали-югу очень ленивые. И в первую речь идет об интеллектуальной лени. Лень - признак гуны невежества. Когда мы не хотим думать, это влияние гуны невежества. Когда человек не думает, он становится пассивным, пассивным обывателем. Никакой инициативы. Я свое служение выполняю, больше ничего не хочу знать.

*** Однако когда человек думает, он проявляет свободу воли. Он берет на себя обеты и хочет делать все больше, больше и больше. Если он прочитал шестнадцать кругов и со вздохом и облегчением, повесил четки на крючок, значит у него нет свободы воли и он не понимает, зачем он повторяет святое имя. А свободы воли нет, потому что нет свободы мысли, потому что человек не думает. Шрила Прабхупада говорил о том, что нужно повторять минимум 16 кругов, но он говорил еще и о том, что каждый должен идти и проповедовать. Каждый должен открывать храм. Шрила Прабхупада не был духовным минималистом. Мы же становимся духовными минималистами: "Я выполняю свое минимум. Мне бы как-нибудь перекантоваться здесь до конца свои дней".

Попробуй только на Фэйсбуке начать говорить о каких-то возвышенных стандартах. О том, что можно было еще больше сделать. Эта мысль, что комфортная жизнь и духовный прогресс не совместимы - это очень не популярная идея среди преданных. Если вы хотите духовный прогресс, вы не можете жить комфортной жизнью. Забудьте. Это очень непопулярно. И люди сразу начинают: "Дай нам Бог хотя бы делать то, что мы делаем уже ". И это тот самый духовный минимализм.

*** Я выполняю свой минимум и мне как-нибудь перекантоваться здесь до конца своих дней. Перекантовывать значит перекатывать, переваливать. Некоторые преданные предпочитают перекатываться в духовной жизни. Не идти путем духовной жизни, а перекатываться. Они становятся настолько тяжелыми на подъем в своем предании Кришне, что их невозможно сдвинуть с места.

Прабху, давайте на санкиртану. Ступор.
Давайте на харинаму. Встал.
Давайте наставничество. Ступор.
Давайте заботиться о преданных. Ступор.
Давайте пуджарить. Ступор.
Давайте «Пищу делать» делать. Ступор.
Давайте храм построим. Ступор.
Давайте в соседнем городе будем проповедовать. Ступор.
Давайте фестиваль делать. Ступор.

*** Их можно перекатывать, потому что они лишились свободы воли. Свобода воли проистекает из свободы мысли, когда мы осознаем в своем сердце, что я служу Кришне не потому, что я должен это делать. А потому что я сам хочу служить ему. И когда у нас есть свобода мысли и свобода воли, тогда и проявляется свобода любви. Это третий аспект свободы. У человека должно быть желание самому испытать и пережить чувства по отношению к Кришне.

► из лекции Радха-Говинды даса по Бхакта-программ (14)

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню

Корзина
Корзина пуста