Избирательность в слушании присуща как зрелым преданным, так и начинающим материалистичным преданным, вопрос лишь в том, с каким отношением и те и другие делают это.
Зрелый преданный проявляет избирательность в слушании не за счет ненависти или пренебрежения другими, он ищет свое общение в соответствии с принципом, изложенном Шрилой Рупой Госвами в «Шри бхакти - расамрита-синдху» (1.2.91), где говорится, что преданные должны слушать кришна-катху от личностей, которые имеют то же настроение преданности, к которому они стремятся:
шримад-бхагаватартханам асвадо расикаих саха
саджатийашайе снигдхе садхау сангах свато варе
«Преданный должен постигать сокровенный смысл стихов “Шримад- Бхагаватам” в обществе расика-вайшнава».
В наши дни слово расика часто интерпретируется самым диким образом. Но расика в этом стихе означает, что вайшнав, которого мы слушаем, как минимум, обладает большим вкусом к Кришна-катхе и, как максимум, постиг свои взаимоотношения с Кришной.
Такого вайшнава должны отличать три черты:
1. его бхава должна быть той же, к которой вы стремитесь сами (саджатия);
2. он должен с теплотой и заботой относиться к вам (снигдха); вы должны видеть его искреннюю заинтересованность в вашем развитии.
3. расика-вайшнав должен быть заметно выше вас по духовному уровню (свато-варе).
Однако если избирательность мотивируется гордостью и склонностью к сепаратизму, то это типичная позиция каништха-адхикари. Каништха не обладает глубокими познаниями шастр и духовным опытом. Он не разбирается и не может распознавать уровни преданных и, находясь на материальном уровне, просто сентиментально боготворит и идеализирует своего гуру.
Чаще всего за подчеркнутой исключительностью своего выбора и особенностью принятого гуру, угадывается нехитрая психология: если моя религия выше других религий, то и я выше других людей – мама натха джаганнатха, мама гуру джагад-гуру. «Только мой Бог – это Бог Вселенной, только мой духовный учитель – учитель всего мира».
Как следствие своей гордости и материалистичного представления о том, что такое гуру-бхакти, каништха пренебрегает, игнорирует, или просто по невежеству не признает помощь, которую Кришна посылает ему в лице разных преданных. Это еще одно из объяснений оскорбления святого имени, которое на санскрите звучит как гурор-авагья. Гурор-авагья в переводе означает “не хочу знать” или “мне до них или до него просто нет дела”.
В Вишну Смрити говорится, что ученик должен ценить возможность и учиться у царя, у брахманов, у добродетельных людей, у своего деда, дяди, старших братьев и даже у своей тещи, потому что они все могут чему-то научить.
Что уже говорить о разных учениках Шрилы Прабхупады, которых мы должны слушать, учиться у них, и воспринимать с таким же почтением, с каким мы почитаем своего гуру.