image

Featured

Кто такой каништха-адхикари? Отвечает: Ишвара Смарана даса Адхикари

Кто такой каништха-адхикари?

Целью данного исследования является распознание своего собственного положения в обществе вайшнавов, и занять себя согласно своему адхикару (квалификацию), активно прогрессируя, не имитируя более возвышенные уровни, культивируя искренность и чистоту мотивов в обществе вайшнавов, давших прибежище нам, падшим и обусловленным душам века Кали. Ибо распознав свое положения я смогу выполнять свой долг идеальным образом, так как это предписано Гитой:

Шрейах свадхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат

Гораздо лучше выполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие. (Бхагавад-Гита 3.35)

Начнем с определения, ибо не определив его, мы поймем о чем идет речь. Многие преданные и непреданные общаясь между собой на темы бхакти и используя санскритские термины, порой подразумевают свои понятия, к сожалению зачастую полностью не соответствующие определениям данным в шастрах. Это является следствием Кали-юги, люди все больше и больше выдумывают свои концепции, свои определения, свои идеи. В современном мире практически вымерло шастрическое образование, поэтому даже в обществе преданных мы часто встречаем противоречивые мнения. И как правило, либо один из спорящих не прав, либо оба. Определить это легко.

Итак, каништха-адхикари, определение которое дает Шрила Рупа Госвами Прабхупада, описывая 3 адхикара для начала практики вайдхи-садхана-бхакти:

Йо бхавет комала шраддхах
са каништхо нигадйате

Того, чья вера слаба, так как он знает писания хуже чем мадхйама, называют каништха-адхикари. (Бхакти Расамрита Синдху 1.2.19)

Также мы встречаем определение данное Шрилой Прабхупадой: «Каништха адхикари – это неофит, который получил посвящение от духовного учителя в Святое Имя, хари-наму, и пытается повторять святое имя Кришны»

Откуда берется необходимость разобраться в определении, и каковы важнейшие критерии данного определения. В данном случае мы пойдем по стопам Арджуны, который начал свои разумнейшие вопросы с того, что спросил о том, как распознать человека обладающего божественным сознанием? О чем он говорит? Как выражает свои мысли? Как он сидит и как ходит?

Стхита прагйасйа ка бхаша самадхи стхасйа кешава
Стхита дхих ким прабхашета ким асита враджета ким
/Бхагавад Гита 2.54/

Согласно комментаторам Гиты, есть 3 основных момента, это:

  • 1) речь
  • 2) бездействие
  • 3) действие

и также Шрила Прабхупада в комментарии к этому же стиху описывает главное отличительное качество человека, в данном случае обладающего сознанием Кришны, это именно его слова, его речь.

Итак, в данной работе, я хотел бы рассмотреть только один из этих крупных фундаментальных аспектов, а именно речь.

Какова же речь каништха вайшнава?

Узнав выше, о том что вера такого вайшнава слаба, мы можем связать это с тем, что он не знает шастр в достаточной степени, чтобы разумно аргументировать свою позицию, использовать в общении в проповеди и с другими вайшнавами. Каништха не обладает достаточным знанием шастр, так как он не стабильно читает книги Прабхупады, и он еще не осознал важность того, что шастра изучается только под руководством старшего серьезного вайшнава, знающего шастру. Он не способен объяснить содержание писаний своими словами без ущерба сиддханте, он либо распугивает интересующихся непреданных своими пугающими речами, либо признает что шастра порой может не работать, и не применима в каких то ситуациях. То есть у него не хватает разума чтобы применить шастру и объяснить, каким образом она применима в той или иной ситуации.

Каништха вайшнав не всегда может применить шастру в своей жизни, и применить ее во благо своего духовного прогресса, и прогресса окружающих. Он не способен выделить для себя ту часть наставлений ачарьи, которые актуальны для него. Многим известна та ситуация, когда новички, не прочитав Бхагавад-Гиту, начинают скупать с прилавков храма книги Шиварамы Свами, книги о Вриндаване, о Радха-Кунде, или какие либо издания материалистичного характера, типа психологии, медицины, астрологии и т.п и.д. и более того они зачастую не собираются даже изменить свое мнение в пользу наставлений гуру, садху и шастр.

Каништха вайшнав не способен квалифицированно проповедовать, более того, Шрила Прабхупада дал наставления, что проповедовать должен мадхйама-адхикари. Почему так? Вишванатха Чакраварти объясняет, что только мадхйама-адхикари может дать шраддху непреданному, уттама-адхикари(бхава-бхакта) может дать ништху.

Каништха лишь может дать непреданному возможность вспомнить и пробудить имеющееся у него бхакти-унмукхи-сукрити, ничего более. Поэтому каништха должен помогать проповеди мадхйамы, а не имитировать его. Анусарана.

Каништха бхакта не обладает академической и этической целостностью, что проявляется в том, что он может вырывать из контекста шастр глупые и несуразные вещи, порой доходящие до абсурда. Это происходит вследствии недостаточного изучения, а чаще всего полного отсутствия изучения книг Прабхупады под руководством преданных.

В целом мы можем пронаблюдать, несколько важных аспектов данного типа преданного. Это отсутствие принятия авторитета шастр, и вследствие этого, отсутствие изучения под руководством гуру, и как следствие невежество. Вера формируется в зависимости от того, насколько мы серьезно относимся к изучению книг Прабхупады. Не на пятиминутном уровне, а на серьезном уровне, когда мы оставляем свою гордыню и припадаем к стопам старших вайшнавов, которые находятся в парампаре, то есть получили бхакти шастру в парампаре.

Шрила Прабхупада пишет в комментарии к БГ 2.56, что мудрец, стхита дхира, покончил с умозрительными рассуждениями и всегда пребывает в сознании Кришны. Поднявшись над бесплодным философствованием, он пришел к выводу, что Кришна есть всё: васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабха.

Мы можем подвести вывод, что для каништха адхикари наступает момент зрелости в тот момент, когда он начинает прилагать усилия в аскезе речи, начинает говорить только то, что он узнал из шастр, изучать только то, что доносят ачарьи и Верховный Господь.

Мы рассмотрели только то, как проявляется его речь, его способность выражать свой ум, и свое понимание, и конечно мы поверхностно только прошлись по некоторым моментам.

Шрила Прабхупада в Упадешамрите говорит, что не стоит долго задерживаться на стадии каништха адхикари, то есть нужно стать серьезным в своей практике ваидхи-садхана-бхакти, и начать с полной серьезностью практиковать осознанный бхаджан, изучив Бхагавад-Гиту, Нектар Преданности и Шримад-Бхагаватам вдоль и поперек.

Порой преданные задаются вопросами:

1) Каништхами себя считают все новички. Но Шрила Прабхупада говорит, что это - инициированнный преданный. А в данном исследовании, как я понял, каништха - это даже не всякий инициированнный преданный? Насколько это верно?

2) Кто из нас, новичков, каништха-адхикари?

И в этой работе мы рассмотрим эти вопросы опираясь на всё те же шастры, а именно Шримад-Бхагаватам, Шри Ишопанишад и Упадешамриту.

Так как я принадлежу Гаудийа вайшнава париваре, все мои работы, исследования, лекции и семинары основываются на Бхагавата шастрах (Бхакти шастрах), которые исчерпываю щим образом отвечают на все вопросы духовного развития, и материального.

Для того чтобы разобраться поглубже, и ответить на выше поставленные вопросы преданных, мы должны вспомнить беседу Хавира Муни и Ними Махараджа, которая описана в 11-й песни Шримад Бхагаватам. И в том случае Ними Махарадж задал недвусмысленный каскад вопросов (ШБ 11.2.44):

йад-дхармо йадришо нринам йатх ачарати йад бруте

1) какие обязанности (каков долг вайшнава)
2) каков характер (какова его природа)
3) каково поведение (как он ведет себя)
4) какова речь (что он говорит)

Эти вопросы Махараджа спросил для того, чтобы научиться отличать возвышенных преданных от преданных среднего уровня и начинающих. насколько это важно для всех нас, не имеет смысла раскрывать здесь, но если в этом будет необходимость, то можно и это иследовать.

И далее Шри Хавир вкратце отвечает на заданые ему вопросы, и что касается преданного неофита он говорит:

арчайам эва харайе
пуджам йах шраддхайехате
на тад бхактешу чанйешу
са бхактах пракритах смритах

Преданный, который с ПОЛНОЙ ВЕРОЙ занимается поклонением БОЖЕСТВУ в храме, но не ведет себя надлежащим образом по отношению к другим преданным или людям вцелом, называется пракрита-бхактой, материалистичным преданным. (ШБ 11.2.47)

Итак, здесь ясно говорится, арчайам эва харайе, он безусловно поклоняется Божеству.

Для этого мы должны вспомнить, кто в гаудийа вайшнава сампрадайе поклоняется божествам: согласно стандарту поклонения, установленным Шрилой Прабхупадой, божествам поклоняются вайшнавы, получившие брахманическое посвщение.

В наше время порой преданные пытаются жонглировать словами Прабхупады, и дабы избежать этого, я полностью перепечатаю ПШП Ямуне матаджи (2-03-1970):

"Относительно помощника пуджари: можешь обучить Илавати, чтобы она помогала тебе, но она не должна вести АРЧАНУ, поскольку у нее НЕТ ВТОРОГО ПОСВЯЩЕНИЯ. Система такова, что поклоняться божествам непосредственно, то есть омывать Их, предлагать Им бхогу и арати, готовить для Них итд, могут только те, кто посвящен в Гайатри, но она(Илавати) может помогать тебе во всех остальных аспектах. Если по каким то причинам ты не можешь провести арати, в храме есть другие преданные, посвященные брахманы, и они могут это взять на себя."

Думаю комментарии здесь не нужны.

ВЫВОД ОЧЕВИДЕН: поклоняться божествам могут только дваждыинициированные преданные, и эта традиция уходит в истоки времен.

То есть каништха адхикари, согласно утверждению Шри Хавира и Шримад-Бхавагаватам, является дваждыинициированный преданный, который поклоняется божеству в храме, но вследствии недостаточного знания и понимания шастр, и духовного опыта, он не способен взаимодействовать с вайшнавами всегда.

Также важно заметить вопрос, что не всякий инициированный преданный является каништха-адхикари; и это так. Так как адхикар означает уровень, то есть он обладается определенным уровнем, вследствии того что имеет ответственность.

И логично понять, что чтобы стать каништха адхикари, недостаточно "попасть бананом в костер" и получить новое мелодичное экзотическое имя.

Адхикари, означает также стабильность, преданные проживающие в храме ежедневно занимаются изучением шастр, поклонением божествам, служением вайшнавам и Кришне.

Каништха адхикари, это достаточно высокий уровень, несмотря на то что общественные мнения его размыли до самого плинтуса.

Лично я, очень хотел бы когда нибудь стать каништха-адхикари, несмотря на то, что многие новички по умолчанию считают себя каништха адхикари.

В дополнение хотел бы добавить пару слов, о вайшнавском этикете. Вайшнав никогда не считает себя обладающим адхикаром, он всегда считает себя анадхикари, неквалифицированным, Кришнадас Кавирадж Госвами молится: джайатам суратау пангор, мама манда матер гати, мат сарвасва падам бходжау, радха мадана моханау.

Надеюсь вопросы были отвечены, и если возникают вопросы исходя из этого, то задавайте дальше.
важно разобраться в вайшнавском этикете, в философии и этике вайшнава, иначе практика ваидхи садхана бхакти будет малоэффективной, если начнется даже.
Харе Кришна.

Ваш слуга, Ишвара Смарана даса Адхикари.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню

Корзина
Корзина пуста