Вчера ночью в Москве от инсульта скончался Е.М. Ананта Шанти прабху, первый вайшнав в России, ученик Шрилы Прабхупады.
....Если я общаюсь с человеком, а потом, он ушел, уехал куда-то, его нет, а я его вижу. Человек, может быть, умер, но я знаю, что он где-то есть. После того раза я больше не видел Прабхупаду. Он как бы умер через три дня после нашей встречи, а у меня ощущение, что он со мной. У меня восприятие как будто он и Вальмики где-то существуют. Я их не вижу, но они где-то есть. Это не вопрос веры, это мое внутреннее содержание....
Ананта Шанти прабху
Об уходе Ананташанти Прабху сообщили его друзья. Он скончался в возрасте 65 лет в одной из московских клиник ночью. О подробностях не сообщается. Ровно три года назад Ананташанти Прабху уже доставлялся в кардиологическую реанимацию, где ему был поставлен диагноз "обширный инфаркт левого желудочка сердца", однако довольно быстро пошел на поправку.
Ананташанти Прабху, первый советский вайшнав и единственный из отечественных последователей Общества сознания Кришны, кто лично встречался с Бхактиведантой Свами Прабхупадой и получил от него благословения на проповедь учения Бхагавадгиты.
История встречи будущего Ананташанти Прабху со Шрилой Прабхупадой подробно описана в книге Сатсварупы даса Госвами "Прабхупада-лиламрита". Это произошло в июне 1971 года в Москве. Благодаря горячему энтузиазму и героическим усилиям Ананташанти Прабху эта традиция начала быстро распространяться буквально по всей стране. В начале 1980-х на движение сознания Кришны обрушились репрессии, и одним из первых был арестован и Ананташанти Прабху. Первый суд состоялся в Москве зимой 1982 года, когда судили двух кришнаитов (Вишвамитру Прабху и Саданананду Прабху). Потом «закрытым судом» судили Ананташанти. По сути, его даже и не судили, а просто объявили «невменяемым» и вынесли решение о помещении его в психбольницу. Его арестовали в апреле, в мае он каким-то образом бежал, но в начале следующего года его опять выследили и заключили в смоленскую психбольницу.
В настоящее время решается вопрос о процедуре кремации и похорон. По словам главного пуджари (священнослужителя) московского храма Кришны Шримана Вишнураты Прабху, через три дня в храме пройдет поминальная ягья (обряд) с участием первых в нашей стране последователей Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Ананташанти Прабху (Анатолий Федорович Пиняев) – обратился к учению традиции сознания Кришны летом 1971 года, повстречав на улице ученика Бхактиведанты Свами Прабхупады Шьямасундару даса, сопровождавшего своего духовного учителя в его поездке в Москву. За несколько дней Шрила Прабхупада изложил Анатолию суть бхакти-йоги, и вскоре после его отъезда Анатолий стал практиковать ее самостоятельно. Спустя несколько месяцев Шрила Прабхупада заочно дал ему посвящение, и Анатолий, теперь уже получивший духовное имя Ананташанти-дас, приступил к энергичной проповеди. Обладая огромным проповедническим талантом и немалыми познаниями (он изучил все имевшиеся на то время книги Шрилы Прабхупады), в 1970-е годы он воодушевил на активное преданное служение десятки и сотни людей. Он много ездил по стране с лекциями, и во многом благодаря ему сознание Кришны начало распространяться по всему Советскому Союзу. Он проповедовал в знаменитой «лаборатории биоинформации», где изучались сверхъестественные явления (вел там курс «мантра-йоги»), читал лекции во всевозможных религиозных и философских обществах, а также лично обучал первых последователей этого учение духовной науке бхакти. В начале 1980-х он был схвачен сотрудниками КГБ и после закрытого судебного заседания помещен в психиатрическую больницу специального типа, где провел шесть лет. Но даже и там, в невыносимой атмосфере карательного учреждения, Ананташанти продолжал повторять махамантру, следовать четырем регулирующим принципам и проповедовать.
"...Анатолий казался даже более заинтересованным, чем его индийский друг, и Прабхупада стал объяснять ему философию сознания Кришны, а Нараяна переводил. Анатолий расспрашивал обо всем с почтением и благоговением, а Прабхупада, отвечая на его вопросы, старался сообщить ему максимум основных сведений о сознании Кришны, насколько это было возможно за один раз. Прабхупада объяснил разницу между духовной душой и телом, рассказал о вечной взаимосвязи души и Кришны, Верховной Личности Бога. Он говорил о Бхагавадгите, о своих храмах в разных странах мира, о юношах и девушках, которые стали его учениками и занимаются бхакти-йогой.
Анатолий впитывал в себя философию сознания Кришны с той же жадностью, с какой изголодавшийся человек набрасывается на пищу. молодые люди проговорили с Прабхупадой несколько часов, однако им нужно было идти, и они пообещали, что завтра придут опять.
Прабхупада научил Анатолия печь чапати и готовить рис, и попросил его перестать есть мясо. Анатолий с готовностью принял все: и повторение мантры «Харе Кришна», и новую диету. Прабхупада обучал Анатолия так, чтобы после его отъезда он мог заниматься бхакти-йогой самостоятельно. Скоро Анатолий почувствует, как в нем происходят перемены и как он растет духовно, а спустя некоторое время будет готов получить духовное посвящение.
Анатолий пообещал рассказать о Сознании Кришны своим друзьям. В последние два дня своего пребывания в Москве Прабхупада постарался передать Анатолию все, что только мог. Во встрече с этим пытливым и умным русским юношей Прабхупада увидел истинный смысл своей поездки в Россию.
Прабхупада привел следующий пример: чтобы узнать, готов ли рис, повару достаточно попробовать одно зернышко. Точно так же, познакомившись с одним русским юношей, Прабхупада мог судить о том, что русские люди не удовлетворены жизнью в образцово-показательной стране марксизма. Анатолий был готов к тому, чтобы принять сознание Кришны, а это означало, что миллионы людей в России тоже готовы к этому.
Интервью, которое Ананта-Шанти дас дал в 1988 году, сразу после освобождения из клиники:
- Ваша первая встреча с преданными произошла на улице?
- Да. Мы с другом, сыном индийского дипломата в Москве, шли по улице Горького (у нас были планы на этот день), и вдруг из-за угла появился человек европейской внешности – худой, высокий, с бритой головой, в индийских курте и дхоти.
Я тут же забыл о наших планах, подбежал к нему и спросил, кто он такой и из какой страны. Он объяснил, что они - двое учеников и их духовный учитель - приехали в Россию, чтобы встретиться с профессором Котовским, и что, если мы хотим встретиться с их духовным учителем, он может нас к нему привести. Мы сказали: «Конечно же, хотим!»
Он привел нас в комнату, где остановился Прабхупад. Мы вошли в переднюю, сняли обувь, и когда я открыл дверь в комнату, где сидел Прабхупад, он посмотрел на нас так, будто ожидал нашего прихода. Шьямасундара дас - ученик Прабхупады, которого мы встретили - объяснил ему, что мы интересуемся духовным движением.
Прабхупад спросил меня: "Где сейчас Ленин?". Я ответил, что Ленин – в мавзолее, на что Прабхупада возразил, что в мавзолее находится только тело Ленина, а сам он - в другом месте, имея в виду, что мы – не тело, а душа. Затем он спросил меня, в чем разница между людьми и животными. Я ответил, что люди, в отличие от животных, наделены интеллектом, и Прабхупада сказал: «Верно!».
Благодаря встрече с Прабхупадой я нашел смысл жизни. Я не воспринимаю ее, как какое-то событие из прошлого. Она как будто до сих пор происходит у меня внутри. И сейчас, когда я рассказываю вам о ней, я чувствую, будто сижу перед Прабхупадой и описываю вам мои впечатления.
Когда Прабхупад уехал из Москвы, он оставил во мне настолько сильное впечатление, что я сразу же стал проповедовать - при том, что у меня не было ни книг, ни технических средств.
Власти попытались представить меня и других преданных душевнобольными преступниками. На суде они утверждали, что вегетарианская пища вредна для тела, а мантры вредят психическому здоровью. Все понимали, что дело против нас было сфабриковано КГБ, но никто ничего не мог поделать. Меня посадили в психиатрическую больницу тюремного типа, где подвергли многомесячным курсам психотропных средств. Я чувствовал себя ужасно и просто лежал пластом на кровати, не в состоянии сосредоточиться ни на чем.
Когда я пытался читать мантру вслух, дозы препаратов увеличивали до смертельно опасных уровней - так что мне приходилось читать про себя. Под воздействием препаратов я не находил себе места – мне все время требовалось менять положение тела. Это была настоящая многолетняя пытка. Шестнадцать кругов мантры вместо полутора часов занимали почти целый день. Но я читал 16 кругов каждый день: я боялся, что, если не дочитаю сегодня, то завтра мне вообще может не предоставится возможность для этого.
Когда меня выпустили, я встретил одну женщину - известную диссидентку. Она провела в психиатрической тюрьме "всего" полгода и искренне удивлялась, как я смог выдержать столько лет. У нее было ощущение, что, если б ее продержали там еще немного, она бы полностью утратила человеческий облик и превратилась в животное. К счастью, то, что я читал 16 кругов каждый день, спасло меня. Мне даже казалось, что я развивался в духовном плане - в перерывах между курсами медикаментов я чувствовал себя в таком духовном блаженстве!
Я не считаю, что годы, проведенные в тюрьме, были для меня полностью потеряны. Единственная проблема - это то, что я не мог там проповедовать. Я сидел с маньяками и убийцами – вначале в тюрьме, а затем – в больнице тюремного типа в Смоленске. Больница располагалась на территории тюрьмы и сочетала в себе все недостатки и тюрьмы, и психиатрической больницы.
Мы проводили дни взаперти в небольших камерах, в которых содержалось по 20 человек. В камерах была жуткая духота, мыться позволяли очень редко - порой раз в месяц. У некоторых из нас завелись насекомые-паразиты. Еда была грязно приготовленной и ужасной на вкус. От плохого питания люди теряли зубы, из десен сочилась кровь.
При этом мои соседи и в самом деле были душевнобольными преступниками, так что между ними постоянно возникали драки. Персонал больницы тоже бил нас.
Моим родственникам сказали, что меня не выпустят никогда, и мне было очень тяжело с этим смириться. Я потерял всякую надежду на улучшение материальных условий, но у меня оставалась надежда развиваться духовно.
- В тюрьме была ситема наказаний?
- Да. Например, каждое утро я пытался хоть как-то помыться и постирать одежду, за что получал побои от персонала. Наказывали и инъекциями психотропных препаратов. Ко мне относились особенно плохо, потому что я сидел за свои религиозные убеждения. Но в итоге я узнал от матери, что мои духовные братья по всему миру начали кампанию за освобождение нас из мест заключения.
Так что последние полгода ситуация немного изменилась. Мои тюремщики почувствовали, что началось движение в нашу поддержку, и мои условия слегка улучшились. Я даже смог начать немного проповедовать. Когда меня выпустили, выяснилось что премьер-министр Австралии персонально попросил Горбачева меня выпустить, за что я очень благодарен ему – как и моим духовным братьям, хлопотавшим за нас.
Так мечтал увидеть Анатолия Фёдоровича (Ананта-шанти Прабху ) жаль что Он так рано ушол от нас ! Всепревлекающий забрал Ананта-шанти к Себе Домой ! Кришналоки или Вайтхунтки Ему Небесной !!!!
Харе Кришна, Мустафа прабху. Спасибо большое что написали. Может вы сможете поделиться с нами подробностями?