Амеятма дас - Обучение для ведического брака. Глава Третья. Часть 4
Жена должна относиться к своему мужу, как к господину. Мы забываем, когда говорим "прабху", значение данного слова. Однако оно значит "господин". Шрила Прабхупада учил женщин называть своих мужей только "прабху" и не называть их по именам. Цель такова - создать ту атмосферу почтения и уважения, которые должна питать жена к своему почитаемому мужу. Иногда уместно, обращаясь к своему мужу, употреблять слово "господин" ("lord") или "хозяин" ("master"). Слово "прабху" значит "хозяин" или "господин", однако американцы употребляют этот термин так небрежно, без должного почтения, так что он теряет свое первоначальное значение.
Шрила Прабхупада пишет, что он чувствует себя очень счастливым, когда его духовные дети счастливы в супружестве. (К сожалению, лично мне не доводилось слышать, чтобы кто-либо из саннйаси или вообще кто-нибудь повторял эти слова). Шрилу Прабхупаду радует, когда жена предана своему мужу, а тот, в свою очередь, проявляет любовь к жене. Шрила Прабхупада не говорил, что нам следует отрицать или отвергать эти чувства преданности и любви друг к другу. Скорее наоборот, когда он видел, что его ученики развивают эти чувства, это делало Шрилу Прабхупаду счастливым. Он считал это большим достижением. Но на протяжении ряда лет многие руководители ИСККОН обычно называли подобные отношения и чувства между супругами абсолютной майей. Здесь же Шрила Прабхупада говорит, что это делает его очень счастливым.
Для того чтобы вырастить прекрасных детей, обладающих сознанием Кришны, нужна благополучная домашняя жизнь. Почему это не должно радовать Шрилу Прабхупаду? Если домохозяин хочет удовлетворить его, то есть простой метод это сделать. Выполняя предписанные ей обязанности, жена может развить преданность своему мужу, а тот - любовь к своей жене.
Письмо от 27 января 1969 года.
"Моя дорогая Химавати,
...Отвечаю На твой вопрос о муже, который становится духовным учителем для своей жены. Итак, к любому человеку, способному дать наставления в духовной жизни, следует относиться как к духовному учителю. Существует два вида духовных учителей: инициирующий и наставляющий гуру. Так что муж может помочь своей жене как наставляющий гуру ".
Муж является наставляющим духовным учителем. Жена должна почитать его как духовного учителя.
Письмо от 23 октября 1972 года.
"Моя дорогая Сучарйа деви,
...А еще не забывай, что ты замужем, поэтому в этом положении ты должна хорошо служить своему мужу, всегда быть внимательной к его нуждам. И вот так, поскольку он всегда занят служением Кришне, служа своему мужу, ты через него также получишь Кришну. Муж - твой духовный учитель, однако он должен нести ответственность за то, чтобы дать тебе всю духовную помощь, чтобы обучать тебя по мере собственного освоения знания и осознания. Такова ведическая система: жена становится преданной своего мужа, а муж становится преданным Кришны. Жена верно служит своему мужу, а муж защищает свою жену, духовно руководит ею. Поэтому тебе следует просто делать все, чему тебя научит твой муж, хотя ему может и потребоваться твоя помощь. Конечно, природа женщины такова, что она привязывается к своему мужу и семье, поэтому цель нашей системы - свести эту привязанность к минимуму, сделав конечной целью нашей деятельности удовлетворение Кришны. Просто постарайся всегда удовлетворять Кришну - и никакие материальные обстоятельства не смогут причинить тебе какие-либо трудности. Надеюсь, это письмо застанет тебя в хорошем здравии.
Твой вечный доброжелатель А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада”.
Шрила Прабхупада говорит, что жена обретет Кришну через своего мужа. Он является ее духовным учителем. Жена становится преданной своего мужа. Она должна делать все согласно наставлениям мужа. Вот почему необходима определенная подготовка. Муж ожидает от жены такого отношения. Каждому мужчине нужна покорная жена с хорошим характером. Не имея правильной подготовки, женщина не знает, что ожидается от неё или что она должна делать в этом положении. Женщинам на Западе присущ определенный менталитет: муж и жена должны относится друг к другу на равных. Как следствие, муж разочаровывается в своей непокорной жене, и ей начинает претить, как она считает, ее деспотичный муж. Нам нужно полностью понять систему, которой учил Шрила Прабхупада. Жена должна стать преданной своего мужа. Подобно тому, как муж служит Кришне, склоняясь перед Ним и поклоняясь Ему, так и жена должна служить своему мужу и уважать его. Муж является наставляющим духовным учителем своей жены.
В этом письме Шрила Прабхупада упоминает, что ДОЛГ жены - уважать своего мужа и следовать за ним как за своим наставником, долг мужа - давать жене духовное руководство и обучать ее по мере его самоосознания.
Мы часто слышим, что муж должен защищать свою жену. Что подразумевается под словом "защита”? Шрила Прабхупада пишет: "Жена верно служит своему мужу, а муж защищает жену, осуществляя духовное руководство". Муж защищает жену своими духовными наставлениями и руководством.
"Чьявана Муни был очень раздражительным человеком. Тем не менее, с тех пор как Суканья стала его женой, она вела себя с ним внимательно, в соответствии с его настроением. Зная его ум, Суканья служила ему, несмотря ни на что”.
Комментарий Шрилы Прабхупады:
”В этом стихе рассматриваются отношения между мужем и женой. Великие мудрецы, подобные Чьяване Муни, привыкли всегда играть главенствующую роль. Такие люди не способны подчиняться кому-либо. Именно поэтому Чьявана Муни был очень раздражителен. Его жена, Суканья, сумела понять характер мужа и обращалась с ним соответствующим образом. Если женщина хочет быть счастливой в семейной жизни, она должна постараться понять темперамент своего мужа и доставлять ему удовольствие. В этом - победа женщины. Жены Господа Кришны были дочерьми великих царей, тем не менее, во взаимоотношениях со своим мужем они вели себя как Его служанки. Великая женщина должна обращаться со своим мужем именно так, т.е. она должна быть готова выполнить любое распоряжение мужа и слушаться его при любых обстоятельствах. Только тогда ее жизнь будет счастливой. Если жена так же раздражительна, как и муж, семейная жизнь становится беспокойной или вовсе разрушается. В наше время, когда жена не подчиняется мужу, большинство семей рушится по малейшему поводу. В таком случае и жена, и муж пользуются правом на развод. Однако ведические законы не предусматривают развода, поэтому женщина в ведическом обществе должна научиться подчиняться воле мужа. На Западе люди утверждают, что это - рабская психология, но в действительности это не так. На самом деле, это всего лишь тактика, при помощи которой женщина может завоевать сердце своего мужа, каким бы раздражительным или грубым он ни был.
Из примера с Чьяваной Муни видно, что, хотя он был стар, по возрасту годился Суканье в дедушки, и к тому же очень раздражителен, Суканья, юная, прекрасная дочь царя, подчинялась своему дряхлому мужу и старалась угодить ему во всем. Она была верной и целомудренной женой ".
Данная история из "Шримад-Бхагаватам" является очень поучительной для женщин и очень важной. Она показывает, как хорошо вели себя и как хорошо были воспитаны девушки в ведические времена. Чьявана Муни был старым-престарым человеком, ему было за 90 лет или больше. И у него был раздражительный характер. Суканья же была юной дочерью царя; ей было лет 12-14. Она была внучкой Ману, происходила из очень возвышенной семьи. Девушка как раз достигла половой зрелости, была в том возрасте, когда можно уже выходить замуж. Она была молода, привлекательна, богата, хорошо обучена. Любой царь или принц почел бы за честь взять Суканью в жены. И будучи взращенной сотнями девушек-служанок, окруженной величайшей роскошью во дворце своего отца, она, по идее, должна была представлять свое будущее в качестве жены великого принца или царя. Однако отец Суканьи вручает эту чудесную драгоценность - девушку - мужчине настолько старому, что он годится ей в деды (как однажды сказал Шрила Прабхупада). Кожа этого старика увяла и покрылась морщинами. Он не мог даже поворачиваться, чтобы помыться без посторонней помощи. Вдобавок человек этот отличался раздражительным нравом. Прабхупада говорит, что поскольку Чьявана Муни был великой личностью, он требовал от других повиновения себе и не мог никому подчиняться. Вот такому старику отдали юную Суканью.
Слава девушки в том, что она не отвергла Чьявану Муни. Она не покинула его. Ее обучили так, что девушка кротко приняла это. Данный факт свидетельствует о том, что Суканья очень хорошо знала о временной природе тела и вечной природе души. Она не находилась в заблуждении, считая, что это ее единственная жизнь, и поэтому не пребывала в мирском беспокойстве. Суканья признавала, что, хотя в этой жизни ее брак не идеален, жизнь вечна. А в таком случае зачем сетовать, если жизнь не столь совершенна?
Девушка также понимала настроение своего мужа. Он имел раздражительный нрав, и Суканья в своем отношении к Чьяване принимала это во внимание, будучи всегда милой и любезной с ним, и никогда не переча мужу. В этом ее слава. Все женщины должны следовать по ее стопам и на ее примере понять, как стать целомудренной женой.
{spoiler title=Амеятма дас - Обучение для Ведического брака. Как этого хотел Шрила Прабхупада (нажмите для открытия): opened=0}
- 01. Обучение для Ведического брака. Введение (Амеятма дас)
- 02. Основные принципы книги
- 03. Равенство душ и различия между мужчиной и женщиной. выполнение предписанных обязанностей - основа варнашрама-дхармы
- 04. Сознание Кришны предназначено для отречения. Зачем беспокоиться о браке?
- 05. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 1
- 06. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 2
- 07. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 3
- 08. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 4
- 09. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 5
- 10. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 6
- 11. Развод и повторный брак. Законы Ману
- 12. Из-за того, что не хватает ведического общества, могут возникать некоторые проблемы. Как с этим быть?
- 13. Вывод: для семейной жизни нужно обучение, причём заранее, желательно с раннего детства
- 14. Советы по устройству брака с точки зрения ведической культуры
- 15. Подготовка брахмачари к браку
{/spoiler}