Амеятма дас - Обучение для ведического брака. Глава Третья. Часть 2
Нарада Муни и Шрила Прабхупада указывают, что жена должна служить только не падшему мужу. Это важный момент: когда именно жена, муж которой оказался негодяем, может перестать служить ему? В какой момент человек считается достаточно падшим и должен быть отвергнут? Шрила Прабхупада говорит, что человек считается падшим, если он привязан к четырем видам греховной деятельности. Здесь Шрила Прабхупада говорит: к четырем видам, а не к нескольким из них. И я мог бы добавить: если человек невольно нарушает все 4 принципа или это происходит временно, то он еще не считается падшим. Шрила Прабхупада говорит, что человек считается падшим, если он привязан к четырем принципам греховной жизни.
Если муж нарушил один или более принципов, но, тем не менее, остается предан Богу, Кришне, Аллаху, Раме, Иегове, то его жена не должна отвергать его. Ее долг - все равно покорно служить мужу. Шрила Прабхупада также определяет, что если человек не является преданным, то он — падший. Кришна говорит, что те, кто отказывается предаться Ему, - нарадхама (нижайшие из людей). Жена не должна быть рабыней мужа, который является нижайшим изо всех людей, непреданным. Данное правило не относится к преданному, который просто имеет какую-нибудь временную проблему со следованием одному или двум принципам. Если муж не является идеальным преданным, но имеет определенные недостатки, то это еще не основание для жены отвергнуть его или перестать уважать. В наше время, находясь в окружении культуры непреданных, очень просто время от времени иметь какие-нибудь трудности. Описываемый Шрилой Прабхупадой уровень падения обозначает, что человек стал низшим из людей, полностью непреданным Кришне. Пока муж не дошел до такого состояния, жена должна оставаться его верной слугой. Как сказал Прабхупада, следует принимать все, что дает нам Кришна.
Шрила Прабхупада говорит: "Если человек не является душой, предавшейся Верховной Личности Бога, то он считается нечистым". Значит, если муж не является преданным, предавшимся Богу, то его жена не обязана служить ему. Если же он - преданный, то жена должна выполнять свой долг и служить такому мужу.
В этом отношении "Ману-самхита" (5.154) утверждает: "Верная жена должна всегда поклоняться мужу как Богу, даже если он не добродетелен, или он ищет удовольствия на стороне, или лишен хороших качеств". Мужчина не должен злоупотреблять этим. Мужчина не должен становиться мужем, отцом, учителем или царем, если не способен вывести тех, кто нашел у него прибежище, из тисков майи. Но обязанности мужчины — это другая тема, сейчас же мы обсуждаем положение женщины и ее долг. Ману говорит, что даже если мужчина и не обладает хорошими качествами, даже если он наслаждается с другими женщинами, все равно жене следует поклоняться ему как Богу. Таков закон дхармы. Таков долг хорошей жены.
Шрила Прабхупада рассказывал историю из жизни своей сестры. Вскоре после женитьбы муж его сестры стал вести распутную жизнь. Он задерживался до поздней ночи, охотясь за женщинами, и пьянствовал (в общем, был привязан, как минимум, к двум, трем или четырем греховным принципам). Он оскорблял сестру Шрилы Прабхупады. Когда он возвращался домой во внеурочное время, он всегда требовал, чтобы обед был готов. Шрила Прабхупада говорил, что его сестра все равно продолжала служить мужу. Она терпела все, не перечила ему. Если жена терпит выходки мужа и не перечит ему, то даже человек низшего класса не будет физически обижать её. Такой человек, однако, может использовать физическое насилие, если жена будет спорить с ним, перечить ему или проявлять строптивость. Сестра Шрилы Прабхупады в этой ситуации оставалась целомудренной, преданной и терпела это безобразие. Шрила Прабхупада говорил, что однажды его шурин понял, каким необычайным сокровищем на самом деле является его жена. Он сразу понял, как ужасно относился к ней все это время. Он резко изменил свою жизнь. Прабхупада говорил, что его шурин действительно стал предан своей жене. И это не просто индийская культура. Такова человеческая психология, человеческая природа. Такое поведение типично для людей любой культуры.
На Западе принято считать, что жить с такой личностью рискованно. На Западе это рискованно, поскольку там женщина не получает соответствующей подготовки. Если такая жена не останется всецело покорной своему мужу, то он может применить физическое насилие. Если муж начинает негоже вести себя, то жене придется покинуть его (по крайней мере, временно). Однако пока жена не спорит с мужем и не идет ему наперекор, такого не случится. Ману советует жене всегда хранить верность мужу, а Нарада Муни добавляет: до тех пор, пока муж не падший. Прабхупада определял падшего человека как "нарадхаму", низшего из всех людей, непреданного Кришны.
Если жена покидает падшего мужа, она, как указывает Прабхупада, должна знать, что ее супружеская жизнь на этом закончилась. В соответствии с ведическими наставлениями, ей строго запрещается повторно выходить замуж. Здесь Шрила Прабхупада говорит, что если женщина снова выйдет замуж, то она потворствует проституции, незаконной сексуальной жизни.
"Шримад-Бхагаватам", песнь 7, глава 11, стих 28:
"Женщина, которая служит своему мужу, строго следуя по стопам богини процветания, несомненно вернется назад, домой к Богу, вместе со своим мужем-преданным и будет жить очень счастливо на планетах Вайкунтхи".
Комментарий Шрилы Прабхупады:
"Богиня процветания с ее верностью является идеалом для целомудренной женщины. В "Брахма-самхите" (5.29) говорится: "лакшми-сахасра-шата-самбграма-севйаманам". На планетах Вайкунтхи Господу Вишну поклоняются многие, многие тысячи богинь процветания, и на Голоке Вриндаване Господу Кришне поклоняются многие, многие тысячи гони, которые все являются богинями процветания. Женщина должна служить своему мужу так же преданно, как богиня процветания своему. Мужчина должен быть идеальным слугой Господа и женщина должна быть идеальной женой, такой, как богиня процветания. Тогда и муж и жена будут иметь твердую веру, будут сильными и, действуя сообща, они несомненно вернутся домой, обратно к Богу. В этой связи Шрила Мадхвачарйа отмечает: "Женщина должна относиться к своему мужу, как к Верховному Господу. Подобным образом ученик должен относиться к своему духовному учителю, как к Верховной Личности Бога, шудра должен относиться к брахману, как к Верховной Личности Бога, и слуга должен относиться к своему господину, как к Верховной Личности Бога. Это даст возможность всем им стать преданными Господа. Другими словами, благодаря такому отношению сознающими Кришну могут стать все ”.
Женщинам следует понять этот момент в рассуждениях Нарады Муни. Жена должна служить своему мужу так верно, как богиня процветания служит Нарайане. Прабхупада говорит, что преданность Лакшми является идеальной ролевой моделью, которой должна придерживаться женщина, желающая быть целомудренной. Каким образом Лакшми деви служит Нарайане? Она считает себя Его нижайшей служанкой. Лакшми служит Его стопам со всей любовью и искренностью. Она склоняется перед Ним и, сложив ладони, предлагает Ему свои молитвы. В такой позе Лакшми приближается к Нарайане со всей покорностью, великим благоговением и почтением. Жену нужно обучать такому менталитету и такому поведению в отношении всепочитаемого мужа.
Это не шутка. Это часть процесса, помогающего достичь мира в доме. Наших дочерей и незамужних девушек следует готовить и обучать подобным образом. Это правило полностью соответствует наставлениям Шрилы Прабхупады, этому учат Нарада Муни, Мадхвачарья, Чанакья Пандит, Вйасадева. Все реализованные души, великие святые учат тому же.
Если женщина желает выйти замуж или если она уже замужем и объявляет себя последовательницей Шрилы Прабхупады, то пускай она следует этим наставлениям. Девушку следует учить смотреть на своего мужа как на Верховного Господа.
Как бы вы вели себя, если бы в вашем доме жил Нарайана, Кришна? Как бы вы относились к Нему? Ссорились бы с Ним? Как бы вы обращались к Нему? Как бы вы разговаривали с Ним? Вы бы говорили с Нарайаной, сложив ладони вместе, с великим уважением и смиренной покорностью. И всегда бы стремились выполнить каждое Его приказание и желание. Точно так же должна служить своему мужу и жена. Она все время должна так относится к нему и пребывать в таком настроении. И тогда домашняя жизнь станет мирной. И в этот дом тогда автоматически придет сама Лакшми деви.
Муж является шикша-гypy своей жены. Он — ее наставляющий духовный учитель. Шрила Прабхупада поучал, что жены, пребывающие в сознании Кришны, должны обращаться к своим мужьям "прабху". Это слово значит "господин". Во многих регионах Индии жены зовут своих мужей "свами", это значит то же самое - "господин". Это обращение выражает отношение к адресату. Как ученик обращается к своему гуру, своему господину? Разве он зовет его: "Эй, господин, иди сюда!", "Господин, сделай это для меня!", "Господин, почему ты сделал это не так, как я тебе говорил?", "Господин - у тебя проблема - ты меня никогда не слушаешь!", "Прабху! С тобой одна беда - ты никогда не делаешь того, что я прошу тебя сделать!"? Не так надлежит обращаться ученику к своему гуру. Однако именно так обращаются к своим гуру многие жены. Муж является для жены наставляющим духовным господином, прабху своей жены. Он повелитель и господин для своей жены. Он - Верховный Господь своей жены. Если жена в гневе повышает на мужа голос, каким-либо образом неуважительно относится к нему, то этим наносит ему духовное оскорбление.
Конечно, всегда наготове аргумент, к которому прибегают многие жены: "Ну, если бы мой муж поступал как Нарайана, я бы тогда уважала его как Нарайану". Или: "Если бы мой муж был способен стать моим гуру, то тогда бы я уважала его, как гуру". Что касается данных аргументов, то какими бы разумными они не казались, они несостоятельны. Долг женщины - покорно служить мужу, который не пал. Если муж является преданным, но не идеальным, то это не даст его жене оснований начать неуважительно относиться к нему. Долг жены в жизни (как в мирской, так и в духовной) — служить своему мужу. Служить, даже если муж несовершенен. Если для этого жене придется пойти на жертвы, то такие шаги приведут ее к быстрому прогрессу. Кришна заметит ее искреннее стремление следовать Его наставлениям, выполнять свои социальные обязанности и оставаться целомудренной, верной и покорной женой.
Существует еще один очень важный момент, объясняющий, почему жена должна надлежащим образом уважать своего мужа. Это ее дети. Мать является первым гypy в жизни человека. От рождения и до пяти лет мать является первым учителем ребенка, его первым гуру. Для человека это годы самоопределения и формирования. Мы учимся, глядя на других, и других учим своим примером. Если жена очень мало уважает своего прабху, своего мужа, то это влияет на детей. Если муж просит о чем-то жену, а она вспыхивает ему в ответ, не проявляя при этом надлежащего уважения, или если жена командует мужем, спорит с ним и но важным делам, и по пустякам, то все это дети замечают. Они привыкают к тому, что такое поведение но отношению к авторитету является абсолютно нормальным и приемлемым. Когда мать или отец просят ребенка: "Пожалуйста, убери за собой!", то следует ожидать, что в результате такого воспитания ребенок станет огрызаться: "Нет, вы не можете меня заставить сделать это!" или "Почему я должен делать это?", или даже "Вы, глупцы! Не указывайте мне, что я должен делать!" Если так обращается со своим Прабху мать, то именно этому отношению к авторитету научатся и ее дети. Они учатся, беря пример со своего первого гуру в жизни - матери.
С другой стороны, если мать будет приближаться к своему Прабху только со сложенными руками, всегда в смиренном и покорном настроении, если она будет говорить со своим господином лишь мягким и сладким голосом, если она будет каждый день склонять свою голову и касаться ею стон своего мужа, с великим уважением повиноваться и всегда относиться к нему очень почтительно, то тогда ее дети научатся подобным же образом относиться ко всем старшим, первые из которых в их жизни - родители. Если вы попросите ребенка, мать которого питает такое уважение к своему мужу, сделан» что-нибудь для вас, то это дитя со сложенными ладонями и в смиренном настроении ответит: "Да, матаджи! Я сделаю для вас все, о чем бы вы ни попросили меня". Этот пример, конечно, упрощен - для наглядности. То есть дети всегда остаются детьми, особенно те, кому еще не исполнилось пяти лет. Но идея ясна. Дети учатся на примере своего первого гуру - своей матери, дающей ему установку па всю жизнь. Поэтому долг всех жен - уважать своих мужей, как рекомендуется в шастрах. Это надо делать не только ради себя, но и ради правильного воспитания детей.
Когда мужчине вот так служат, он станет благополучно продвигаться в сознании Кришны. Поскольку муж прогрессирует в своем духовном развитии, то и его жена также будет делить этот успех. Покорная жена будет автоматически следовать за ним. Такой процесс рекомендует Нарада Муни.
Как станет относиться муж к столь преданной верной жене, которая поклоняется ему? Сердце его растает. Он будет чувствовать себя в долгу перед ней, будет ей сочувствовать. А это именно то, чего хочет жена. Она хочет завоевать сердце мужа. Жена хочет, чтобы ее муж испытывал к ней привязанность. Это наука о том, как жена может достичь этого. Это наука о том, как при помощи кроткою смирения покорить сердце любого мужчины.
Однако многие женщины заблуждаются, считая, что они должны покорить сердце своего мужа при помощи борьбы с ним (возможно и не задумываясь вовсе, они поступают именно так). Они думают, что должны одержать верх над мужем, споря с ним. Женщины эти хотят побеждать в каждом конфликте, они хотят, чтобы в каждом вопросе последнее слово было за ними. Такие жены хотят быть правыми до самого горького конца каждого разногласия. В результате такая жена кажется своему мужу лающей собакой. Все, что изо дня в день слышит ее муж, - вздор и неповиновение. Все это полностью убивает последнюю каплю привязанности, которая, возможно, еще была у мужа к дорогой жене. Чем больше остывает к жене муж, тем разочарованнее становится строптивая жена. Чем больше она разочарована, тем больше спорит и сражается с мужем. Тем решительнее настроена жена ПОБЕДИТЬ своего мужа, доказать свою ПРАВОТУ. Однако все получается наоборот. Следовательно, чем больше жена старается спасти положение, прибегая к тактике неуступчивости, настаивая на своем, стремясь одержать победу над мужем, тем более отчужденным становится муж. Муж также будет чувствовать себя полностью разочарованным, поскольку это не та покорная жена, которая ему нужна. И вот они оба сражаются и спорят но всякому важному и ничтожному вопросу, пока ситуация не становится невыносимой и супруги не разводятся. Или же еще до развода один из супругов или оба начинают искать на стороне более дружелюбное отношение и понимание. Как бы там ни было, брак этот обречен на провал.
{spoiler title=Амеятма дас - Обучение для Ведического брака. Как этого хотел Шрила Прабхупада (нажмите для открытия): opened=0}
- 01. Обучение для Ведического брака. Введение (Амеятма дас)
- 02. Основные принципы книги
- 03. Равенство душ и различия между мужчиной и женщиной. выполнение предписанных обязанностей - основа варнашрама-дхармы
- 04. Сознание Кришны предназначено для отречения. Зачем беспокоиться о браке?
- 05. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 1
- 06. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 2
- 07. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 3
- 08. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 4
- 09. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 5
- 10. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 6
- 11. Развод и повторный брак. Законы Ману
- 12. Из-за того, что не хватает ведического общества, могут возникать некоторые проблемы. Как с этим быть?
- 13. Вывод: для семейной жизни нужно обучение, причём заранее, желательно с раннего детства
- 14. Советы по устройству брака с точки зрения ведической культуры
- 15. Подготовка брахмачари к браку
{/spoiler}