Амеятма дас - Обучение для ведического брака. Глава Вторая
Сознание Кришны - это общество. Общество - это мужчины, женщины, дети, семьи и так далее. Господь Чайтанья Махапрабху был женат дважды. Нитьянанда, Адвайта Ачарья, Шриниваса, Гададхара - все они были женаты. Шрила Прабхупада был семейным человеком. Кришна женился 16108 раз. Семейная жизнь позволяется; она является частью сознания Кришны.
Назначение брака в том, чтобы муж и жена помогали друг другу в их служении и прогрессе на пути любви к Кришне.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы все женщины были замужем. Особенно это касается юных девушек. Шрила Прабхупада поощрял, чтобы брахмачари, если это возможно, всю жизнь оставались брахмачари. По крайней мере, советовал не жениться как можно дольше. Брахмачари - это время для самоконтроля, аскезы, формирования сильного характера. Шрила Прабхупада наставлял (согласно утверждениям Ману в "Ману-самхите”, что юноша должен откладывать свою женитьбу до тех пор, пока мысли о семейной жизни не станут мешать его служению. Вот тогда он может жениться. Однако что касается девушек, то Прабхупада учил, что до наступления половой зрелости они должны выйти замуж и как можно быстрее родить ребенка.
Частная беседа, 15 августа 1971 года, Лондон.
Прабхупада: Да, Такова психология женщины. Лишь только человеку исполняется 12-13 лет (особенно если это девушка), появляется сексуальное желание, развивается потребность в сексуальной жизни. Вот почему в Индии разрешили ранние браки. В такие браки вступают юноши 15-16 лет и 12-летние девушки. И даже не 12-летние, а 10-летние девушки. Когда я женился, моей жене было 11 лет. Мне же было 22 года. Она не знала еще, что такое секс. Ведь ей было всего 11 лет. Это незнание оттого, что индийские девочки не имеют возможности свободно общаться с другими. Однако после наступления у девушки первых месячных ее муж готов начать жить с нею половой жизнью. Так принято в Индии.
Шьямасундара: Поэтому девушки в Индии морально не испорчены.
Прабхупада: Нет. А психология девушки такова, что после наступления у нее первой менструации она, наслаждаясь с мужем половой жизнью, никогда не забудет этого первого мужчину. Ее любовь к нему прочна. Такова психология женщины. Когда же ей позволяется вступать в связь со многими, она никогда не будет целомудренной женщиной. Такова психология женщины. А негодяи из стран Запада не знают этого. Они становятся философами, учеными, политиками и портят весь мир. Их может спасти лишь движение сознания Кришны. Другого способа спасти их нет.
Комментарий Шрилы Прабхупады к "Шримад-Бхагаватам" 4.25.42:
"Молодую женщину, у которой нет мужа, называют "анатха", что значит "незащищенная ". Как только женщина достигает половой зрелости, ее начинают мучить сексуальные желания. Поэтому долг отца - выдать свою дочь замуж прежде, чем она достигнет половой зрелости. В противном случае она будет очень мучиться из-за того, что у нее нет мужа. Всякий, кто в этом возрасте удовлетворит ее вожделение, станет очень дорог ей. Психология женщины такова, что мужчину, которого она встретила, едва достигнув половой зрелости, и который удовлетворил ее вожделение, она будет любить всю жизнь, кем бы он ни был. Это значит, что так называемая любовь в материальном мире сводится к удовлетворению вожделения ”.
Шрила Прабхупада говорит, что мир может спасти лишь движение сознания Кришны. Другого пути нет. Девушки должны выходить замуж юными. Молодая девушка, не имеющая мужа, считается незащищенной. Немного позже мы узнаем, почему важна защита женщины при помощи брака.
Эти рекомендации применимы в отношении наших дочерей. А как обстоит дело с теми девушками, которые приходят в сознание Кришны взрослыми?
Нью-Йорк, 5 сентябри 1968 года.
Шрила Прабхупада (отрывок речи по поводу вступления в брак Сатсварупы и Джадурапи): “Существует двенадцать избранных личностей, считающихся авторитетами движения сознания Кришны (12 махаджан). Из этих двенадцати семеро были грихастхами (домохозяевами). Спутники Чайтаньи Махапрабху — Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху, Гададхара, Шриваса - и сам Чайтанья Махапрабху были домохозяевами. Так что совсем не значит, что достичь сознания Кришны могут только саннйаси или брахмачари, а не домохозяева. Это не так.
Итак, в нашем обществе мы приветствуем брак между обученными брахмачари и брахмачарини, с тем, чтобы мы могли приветствовать прекрасных детей как будущее сознающее Кришну поколение. Такова наша точка зрения. ”
Прежде всего, Шрила Прабхупада был не против брака обученных брахмачари и брахмачарини. Однако заметьте: Шрила Прабхупада говорит, что они должны быть обучены. Частью такого обучения является та информация, которую предназначена дать эта книга. Это обучение, касающееся обязанностей и ролей в жизни домохозяев.
Частная беседа, 2 апреля 1977 года, Бомбей.
Прабхупада: Женщина-брахмачарини - это неестественно.
Тамала-Кришна: Однако в наших центрах так много брахмачаринь; иногда их даже поощряют оставаться незамужними.
Прабхупада: Не следует делать этого. Как только представится такая возможность, они станут вйабхичарини (проститутками).
Тамала-Кришна: Кем они станут?
Прабхупада: Вйабхичарини. Женщины нуждаются в защите.
Тамала-Кришна: Итак, вы не одобряете, когда эти женщины остаются брахмачарини.
Прабхупада: Вот почему полигамия и позволялась. Пускай о трех женах заботится один муж. Поэтому кшатрии и брали сотни женщин. Они имели деньги.
Тамала-Кришна: Кто?
Прабхупада: Кшатрии.
Тамала-Кришна: Кшатрии, да.
Прабхупада: Вот, например, когда Деваки выходила замуж, много ее юных подруг также ушли с нею. Им дали прибежище. Женского населения всегда больше.
Шрила Прабхупада подчеркивал необходимость замужества брахмачаринь. Они должны быть защищены. Даже если они становятся вторыми или третьими женами. Матаджи нуждаются в защите. Прабхупада не поощрял девушек оставаться вис брака, даже если те распространяли много книг. Он поощрял в отношении девушек только брак. Обучить их для семейной жизни и затем выдать замуж - таково желание Шрилы Прабхупады.
Письмо Сатсварупе, Монреаль, 18 августа! 1968 года.
"То, что ашрам брахмачаринь достиг большого успеха, очень хорошая новость. Однако лучше всего будет, если взрослые брахмачарини выйдут замуж. В соответствии с ведической культурой женщина никогда не должна оставаться независимой. Я буду рад, если брахмачарини смогут найти хороших мужей и жить жизнью грихастх. Но если они не могут найти себе хороших мужей, им лучше оставаться брахмачаринями всю жизнь, хотя это и довольно тяжело ".
Так поучал Шрила Прабхупада еще в начале движения (данное письмо касается первого формального ашрама брахмачаринь в ИСККОН), и его наставления оставались теми же до 1977 года. Прабхупада хотел, чтобы девушки получали подготовку к семейной жизни и выходили замуж. Женщине нельзя быть независимой. Прабхупада говорит, что будет рад, если все девушки выйдут за хороших мужей. Но если девушка не может найти хорошего мужа (поскольку в ИСККОН было много мужчин, которые задержались ненадолго; что является своего рода указанием па то, что многие мужчины в нашем движении не были готовы стать хорошими мужьями), то, как говорит Прабхупада, ей лучше всю жизнь оставаться брахмачарини, хотя это и тяжело. В "Ману-самхите" сказано, что если отец не может найти никого, кто способен стать мужем, его дочь должна оставаться всю свою жизнь в доме опца, под его защитой.
Письмо к Рукмини, Лос-Анджелес, 19 декабря, 1968 года.
"В своем письме ты написала, что еще несколько лет желаешь оставаться брахмачарини. Это правильно. В Индии брак между юношей и девушкой устраивают родители; однако в этой стране подобное невозможно. Поэтому мы никогда не просим наших учеников вступать в брак, если они не желают делать этого".
Шрила Прабхупада спрашивал у Рукмини, выйдет ли она замуж за такого-то преданного. Девушка ответила, что предпочитает подождать. Прабхупада действовал здесь как отец и пытался устроить ее личную жизнь, однако она не согласилась принять его совет выйти замуж за этого преданного. Если человек не желал вступать в брак, то Шрила Прабхупада не подталкивал его. Если человек хочет жениться, его решение является абсолютно правомерным. А если он или она не желают вступать в брак, то никто не должен заставлять их. Хотя здесь Шрила Прабхупада заявляет, что в нынешнее время такое устройство браков (организованных родителями) невозможно, мы должны соотнести это заявление с фактом, что это система, которую он ввел лично, и учил нас придерживаться ее.
"Шри Чайтанья-Чаритамрита", Мадхья лила 7.128, комментарий Шрилы Прабхупады:
"Вместо того, чтобы жить, будучи поглощенными материальной деятельностью, люди во всем мире должны воспользоваться возможностью, которую дает это движение и воспевать дома с семьей маха-мантру Харе Кришна. Следует также избегать греховной деятельности: незаконных отношений, мясоедения, азартных игр и приема одурманивающих веществ. Из этих четырех самым греховным является незаконный секс. Каждый должен обзаводиться семьей. И особенно каждая женщина должна выйти замуж. Если женщин больше, чем мужчин, то некоторые мужчины могут взять себе в жены больше одной женщины, таким образом не будет проституции в обществе. Если мужчина сможет жениться на более чем одной жене, то незаконная сексуальная жизнь будет прекращена ".
Все, особенно женщины, должны обзавестись семьей. Таково желание Прабхупады. Женщине не следует считать, что поскольку в отношении брахмачари поощряется целибат, то она также должна стремиться действовать таким образом. Женщина прогрессирует, когда служит своему мужу, а не пытается достичь совершенства в обязанностях, предписанных мужчинам. Она становится совершенной, следуя предписанным ей обязанностям. И здесь Прабхупада говорит, что для всех женщин существует обязанность - выйти замуж. Когда все женщины будут надлежащим образом защищены при помощи брака, тогда прекратится незаконная сексуальная жизнь. Цель брака - защита. Почему? Какова ценность защиты при помощи брака?
Защита посредством брака объясняется в "Бхагавад-гите”, глава 1, стихи 39-43. Здесь говорится, что когда в обществе процветает безверие, женщины легко сбиваются с правильного пути и деградируют (при этом их используют не по их предназначению, а всего лишь эксплуатируют в качестве объектов сексуального наслаждения). Когда в обществе женщины деградировали, рождаются нежеланные дети. Общество, изобилующее нежеланным потомством, становится абсолютно развращенным и адским. С другой стороны, Прабхупада говорит, что если женщины в обществе будут надлежащим образом защищены, то это приведет к появлению достойного населения.
Из комментария Шрилы Прабхупады к ’’Бхагавад-гите”, 1. 40:
"Благочестивые люди — основной источник мира, процветания и духовного прогресса в жизни человеческого общества. Религиозные принципы варнашрамы составлены с таким расчетом, чтобы для общего духовного прогресса государства и общества преобладало благочестивое население, А это зависит от целомудрия и верности его женщин. Как дети склонны легко поддаваться обману, так и женщины склонны к падению. Поэтому и дети, и женщины требуют покровительства со стороны старших членов семьи... Естественно, что если система варнашрама-дхармы разрушается, женщины получают свободу действий, общения с мужчинами, что и приводит к прелюбодеянию и риску появления нежеланного потомства. Безответственные мужчины также провоцируют прелюбодеяние, и нежеланные дети наводняют общество, раздираемое на части войнами и эпидемиями ".
Достойное, население является основой мира, процветания и духовного прогресса. Наличие такого населения покоится на благочестии и верности женщин. Для этого требуется соответствующая защита женщин. И по той же причине это необходимо и в сознании Кришны.
Большая часть этой книги касается обязанностей и правильного поведения женщин в плане становлении их как хороших жен. Мужчинам дается меньше наставлений, нежели женщинам, однако они не менее важны. Вызвано это тем, что, как мы увидим, в обязанность именно женщинам входит стать экспертом в домашних делах, наладить семейную жизнь. Главное занятие мужчины - его работа, зарабатывание средств на жизнь и содержание семьи. Его деятельность разворачивается преимущественно за пределами дома. Если мужчина - брахман, то его обязанность - учить других, если он - кшатрий, то его долг - заниматься государственными делами, если вайшья, он должен заниматься бизнесом, а если шудра, то его долг - помогать трем другим классам. Таковы основные занятия мужчины. Однако обязанности женщины находятся в сфере дома и семьи, это воспитание детей, приготовление пищи, уборка и шитье. Она занимается хозяйственными и семейными делами. В большей степени на женщине, нежели на мужчине, лежит обязанность наладить счастливую и мирную семейную жизнь. Поэтому если речь идет об обязанностях в браке, то здесь женщины играют ключевую роль, и учиться должны в первую очередь именно они.
{spoiler title=Амеятма дас - Обучение для Ведического брака. Как этого хотел Шрила Прабхупада (нажмите для открытия): opened=0}
- 01. Обучение для Ведического брака. Введение (Амеятма дас)
- 02. Основные принципы книги
- 03. Равенство душ и различия между мужчиной и женщиной. выполнение предписанных обязанностей - основа варнашрама-дхармы
- 04. Сознание Кришны предназначено для отречения. Зачем беспокоиться о браке?
- 05. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 1
- 06. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 2
- 07. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 3
- 08. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 4
- 09. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 5
- 10. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 6
- 11. Развод и повторный брак. Законы Ману
- 12. Из-за того, что не хватает ведического общества, могут возникать некоторые проблемы. Как с этим быть?
- 13. Вывод: для семейной жизни нужно обучение, причём заранее, желательно с раннего детства
- 14. Советы по устройству брака с точки зрения ведической культуры
- 15. Подготовка брахмачари к браку
{/spoiler}