День явления Господа Чайтаньи пришелся на вторник, 2 марта. За два дня до этого, в воскресенье, состоялась большая программа и церемония инициации. Храм заполняется гостями, многие из которых только что пришли с преданными из Гриф- фит-парка. Итальянская съемочная группа приехала специально для того, чтобы снять праздник. Ни один из присутствующих даже не догадывается, что сегодня в ИСККОН полностью изменится стиль киртана.
В тот момент, когда Прабхупада был готов зажечь жертвенный огонь, в храм входит одетая в шафрановое сари Шьяма Ма - женщина из Гуджарата, встретившая преданных в Лондоне. Сопровождаемая пожилыми индийцами, она выражает почтение Прабхупаде, несколько раз коснувшись его стоп, словно он был ее духовным учителем. Она принесла с собой маленькие Божества Радхи-Кришны, и Прабхупада соглашается поставить Их на алтарь.
Она сама является гуру, и ее ученики расстилают для нее коврик в конце храма. Она садится там в окружении небольшой группы учеников и внимательно наблюдает за тем, как Прабхупада проводит ягью. После завершения церемонии Прабхупада поднимается на сцену и садится на вьясасану, находящуюся рядом с алтарем. Он берет в руки караталы и начинает киртан. Преданные танцуют.
В те дни в храме обычно была только одна мриданга, и на ней разрешалось играть только определенным преданным - обычно тем, кто играл лучше всех, например, Вишнуджане. Киртаны всегда были экстатичными, но не буйными. Причиной тому был «шаг Свами», танцевальный шаг, которому Прабхупада научил преданных; все преданные танцевали в унисон, с поднятыми руками, раскачиваясь из стороны в сторону.
В какой-то момент Прабхупада неожиданно подает знак Вишнуджане вести киртан. Когда начал петь Вишнуджана, Прабхупада встал и начал танцевать «шаг Свами» вместе с преданными. Мужчины и женщины танцевали по разные стороны храма лицом друг к другу, двигаясь из стороны в сторону, а посредине образовывался длинный коридор.
Шьяма Ма и ее последователи тоже присоединяются к танцу. Один из ее учеников достает из сумки и передает ей маленький барабан дхолак. Преданные с удивлением обнаруживают, что Шьяма Ма умеет искусно играть на этом барабанчике. Хотя киртан ведет Вишнуджана, он старается подстроиться под ее ритм.
Прабхупада начинает танцевать под ритм Шьямы Ма, однако вместо того, чтобы спокойно раскачиваться из стороны в сторону, как все привыкли, он начинает быстро двигаться взад-вперед. Видя, что Шрила Прабхупада танцует так необычно и с огромным чувством, всех преданных охватывает восторг.
Шьяма Ма тоже танцует в киртане вместе со своими последователями, и преданные расступаются, чтобы дать ей возможность двигаться взад и вперед. Играя на своем дхолаке, она плывет, словно бабочка, перебирая мелкими шажками. Хотя она уже в возрасте, но с энтузиазмом танцует вместе со всеми.
Все женщины в восторге. Она - вайшнави, а играет на барабане даже лучше, чем Вишнуджана! Она танцует, играя на барабане, и Шрила Прабхупада, определенно, с одобрением относится к этому, поскольку тоже танцует на сцене.
Затем Шрила Прабхупада делает то, чего раньше никто не видел.
Тамал Кришна: К всеобщему изумлению Прабхупада начал прыгать вверх-вниз! Преданные впервые видели, чтобы он делал это. Он прыгал вверх-вниз, вверх-вниз, постепенно все больше приближаясь к Господу Джаганнатхе. как только Прабхупада начал прыгать, все остальные тоже последовали его примеру. Мы были словно марионетки, привязанные за нитки, следуя примеру Прабхупады. Никто во всем храме не мог усидеть, как только преданныеувидели, что Прабхупада начал танцевать, они последовали его примеру. И когда он начал прыгать, все тоже стали прыгать.
Мадхудвиша: Раньше мы никогда не прыгали. Никто даже не предполагал, что такое возможно. Мы знали только о «шаге Свами» и были вполне удовлетворены этим, но сейчас Шрила Прабхупада прыгал вверх-вниз! Это было поразительно. Нам казалось, что вся вселенная закачалась. Мы смотрели друг на друга: «Вот это да, Шрила Прабхупада прыгает! я думаю, нам тоже можно попрыгать!» Это было потрясающе.
Вдруг Шрила Прабхупада спрыгивает со сцены и оказывается посреди преданных, прыгающих вверх-вниз и поющих Харе Кришна. Шьяма Ма продолжает танцевать, задавая ритм па своем дхолаке, а Вишнуджана следует за ней на мриданге.
Теперь Прабхупада начинает прыгать по всей алтарной. Находясь в экстазе, он вводит в практику движение по периметру алтарной во время киртана.
Тамал Кришна: все прыгали вместе с ним, не останавливаясь. Подпрыгивая, Прабхупада оборачивался к нам и окидывал нас взглядом, улыбаясь и воспевая: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Экстаз, исходящий от Прабхупады, заполнил храм, и началось настоящее столпотворение.
Когда киртан заканчивается, Прабхупада поворачивается к Шьяме Ма и говорит: «Теперь ведите вы». Женщины в полном восторге.
Она начинает удивительно мелодичный киртан, который очаровывает всех. Пение набирает все больше силу. Шьяма Ма и Шрила Прабхупада танцуют, двигаясь по всему храму. Это самый восхитительный фестиваль явления Господа Чайтаньи, какой преданные когда-либо видели!
Во время киртана один из преданных решил позвонить в Нью-Йорк.
«Прабхупада прыгает», - сообщает он.
«Что вы имеете в виду?»
«Прыгает в экстазе вверх-вниз, танцуя в киртане».
«Да? И как вам это удалось?» И тогда преданный рассказывает удивительную историю этого потрясающего киртана.
Шарадия д.д.: вы не представляете, как мы завидовали преданным из Лос-Анджелеса, когда до Бостона дошла весть о том, что Прабхупада танцевал там во время киртана. в те дна храмов было еще мало, и мы узнавали все новости о том, что происходило в каждом, это было очень дружное общество, как семья, поэтому мы знали обо всех последних достижениях.
Новость О радостном танце Прабхупады, а также о барабанчике Шьямы Ма быстро распространилась от храма к храму через «систему оповещения» ИСККОН. Уже на следующий день преданные прыгали во время киртана во всех храмах. С этого дня киртан навсегда изменился.
На следующее утро, перед отъездом на Гавайи, Прабхупада поинтересовался, готова ли диорама. Все двенадцать экспозиций стали вносить в алтарную одну за другой, а Вишнуджана тем временем рассказывал о каждой лиле. Шрила Прабхупада делал дополнения, с большим удовлетворением осматривая каждую экспозицию. Наконец, все истории рассказаны, а диорамы установлены у стены алтарной. Теперь, когда в храме будет постоянно действующая выставка, преданные и гости смогут наслаждаться созерцанием игр Господа Чайтаньи.
В середине марта вышел второй альбом Прабхупады, записанный Динешем. Этот альбом мгновенно распространяется по всему ИСККОНу, словно лесной пожар. В Лондоне преданные прокрутили его на Би-Би-Си; Мукунда сказал, что альбом просто превосходный. На Гавайях Говинда даси устроила для Прабхупады интервью на радио, во время которого проигрывались треки с нового альбома.
По просьбе Прабхупады Динеш записал также киртан Вишнуджаны, во время которого Прабхупада аккомпанирует на мриданге. Хотя трек Вишнуджаны не вошел в альбом, Прабхупада оставил себе копию этого киртана. Он любит слушать пение Вишнуджаны, а также исполненные преданности голоса преданных лос-анджелесской ятры.
{jd_file file==900}
Слушать киртан Вишнуджаны Свами:
{audio}http://vasudeva.ru/downloads/kirtany_bhadzhan/kirtan/visnujana_swami_-_studiokirtan_na_mridange_igraet_shrila_prabhupada_1969.mp3{/audio}
После отъезда Прабхупады на Гавайи, Тамал Кришна принимается за усовершенствование храма. Прабхупада поручил ему отремонтировать зал для принятия прасада, поскольку теперь в храм каждое воскресенье приходит по 70-80 гостей, и если улучшить условия, их будет еще больше.
По-прежнему главным Божеством во всех храмах ИСККОН остается Господь Джаганнатха, принимающий служение юных американских вайшнавов. С тех пор, как Малати впервые нашла Его, Он занял прочное место в сердцах западных преданных. Однако в некоторых храмах уже шли приготовления к тому, чтобы принять Радху и Кришну.
"Когда мы открывали первые храмы, мы устанавливали там Джаганнатху Свами. Мой Гуру Махарадж рекомендовал открывать в таких странах храмы Джаганнатхи. Поэтому я решил вначале установить Джаганнатху Свами, поскольку Он милостив даже к млеччхам. Постепенно, по мере возможности, я устанавливаю также мурти Радхи-Кришны. Таким образом, во всех храмах на алтаре обязательно находятся Джаганнатха Свами и изображения санкиртаны Господа Чайтаньи, по постепенно мы будем устанавливать во всех центрах мурти Радхи-Кришны."
Когда Шри Шри Радха-Кришна прибыли в Бостон, Прабхупада написал Сатсварупе, как проводить абхишеку во время церемонии установления. Он также описал правильное умонастроение при поклонении Им.
"Радхе-Кришне поклоняются во Вриндаване, где царит простая деревенская атмосфера, но мы поклоняемся Лакшми-Нараяне, и это поклонение принимают Божества Радхи-Кришны. На самом деле, мы не можем поклоняться Радхе-Кришие в нашем нынешнем состоянии. Но поскольку все Вишну-мурти пребывают в Кришне, наше поклонение Радхе-Кришне переносится на Вишну, Господа Нараяне. Поклонение Вишну регламентировано регулирующими принципами, поклонение же Радхе-Кришне является спонтанным служением, основанным на вечных чувствах. И поскольку Лакшми-Нараяна - это Божество роскоши и изобилия, нашим мурти Радхи-Кришны нужно поклоняться с большой пышностью и великолепием."
Теперь, когда Радха и Кришна появились в Нью-Йорке и Бостоне, лос-анджелесские преданные тоже с нетерпением ожидают прибытия из Индии своих Божеств Радхи-Кришны. Муралидхара нарисовал прекрасный эскиз симхасаны, который он отправил Прабхупаде на Гавайи. Прабхупаде понравился дизайн Муралид- хары, и он поручил Тамал Кришне профинансировать этот проект.
В Гонолулу у Прабхупады было не так уж много проповеднических мероприятий, поэтому он использовал все свободное время для перевода «Нектара преданности» и книги «Кришна». Поскольку здешний храм был открыт всего несколько месяцев назад, до своего отъезда он инициировал только одного нового преданного - Балабхадру.
31 марта Прабхупада отправляется в Сан-Франциско. Проведя неделю в Сан-Франциско, он вернется в Лос-Анджелес, где на Пасху проведет церемонию инициации и бракосочетания, а затем отправится в Нью-Йорк и другие храмы Восточного побережья.
Готовясь к приезду Шрилы Прабхупады, лос-анджелесские преданные развернули бурную деятельность. Они стали спешно приводить храм в порядок, чтобы к приезду духовного учителя он выглядел первоклассно. Джаянанда, который по-прежнему выполняет обязанности садовника, занялся садом, чтобы его красота порадовала Прабхупаду. Джаянанде выделяют наряд новых бхакт, которые должны помочь ему вскопать новые клумбы и навести чистоту на газонах.
В ходе работы Джаянанда постоянно проповедует и дает наставления относительно практики преданного служения. Он делает особый акцент на том, как важно сохранять решимость, несмотря па трудности и препятствия.
Карандхара: Он говорил о том, что не стоит расстраиваться из-за неудач. Мне вспоминается, как Джаянанда на мгновение перестал копать, и, глядя в сторону горизонта, сказал: «Знаешь, не всегда все бывает гладко в сознании Кришны. Нужно продолжать повторять». Меня особенно впечатлила та искренность, с которой он сказал это.
К нему невольно все испытывали естественную симпатию. И вовсе не из-за какой-то внешней харизмы. Он был крупным, но не толстым, а высоким и крепким. У него было очень добродушное лицо, и вел он себя очень скромно, в его присутствии я сразу чувствовал себя уютно. Он ничего не делал напоказ; не стремился хорошо выглядеть. И был всегда естественным и искренним.
В эти первые дни сознания Кришны на Западе все настолько поглощены экстазом распространения сознания Кришны по всему миру, что часто не замечают тихих преданных. Основное значение Джаянанды для храма заключается в его незаметном служении. Он незаметен и никогда пе стремится, чтобы его считали старшим преданным. Он постоянно занят каким-то практическим служением, которое всегда выполняет энергично и с энтузиазмом. Из уст Джаянанды никогда нельзя услышать жалобы или критику. Напротив, он - тихий фундамент храма, от которого все зависят, но важность которого мало кто осознает.