01. Вступительное слово (Сатьяраджа дас)

Когда Ваясаки Прабху попросил меня написать предисловие к своей книге «Радха-Дамодара виласа», я испытал противоречивые чувства. С одной стороны, я был полон энтузиазма сделать это, поскольку тема была очень близка мне. Фактически, в книге рассказывается о том, как вайшнавизм пришел на Запад. В ней также описываются достижения Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, особенно те, что связаны с его любимыми Шри Шри Радха-Дамодарой, Божествами Радхи и Кришны, с которыми у него были особенные, мистические взаимоотношения. Это рассказ о первых годах развития Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), и особое внимание в нем уделено двум невоспетым героям того времени: Его Святейшеству Вишнуджане Свами и Его Милости Джаянанде Прабху. Мне выпала удача общаться с ними обоими.

В то же время, я испытывал трепет, поскольку осознавал грандиозность этого проекта. Когда Ваясаки впервые сказал мне о том, что он собирается написать книгу об истории ИСККОН, а также о жизни Вишнуджаны и Джаянанды, я подумал: «Как он сможет справиться с этим? Для этого потребуется такой обширный материал, такие теологические познания. Это титанический труд, и, слава Богу, что я не взялся за него. Мне не удалось бы сделать это как следует». И тем не менее, Ваясаки добился блестящего результата. Просматривая рукопись, я обнаружил, что он не только исследовал предмете мастерством профессионального историка, но и уловил эмоциональное состояние Прабхупады, Вишнуджаны, Джаянанды и многих других преданных, окружавших их.

Таким образом, мои противоречивые чувства произрастали из одного и того же семени, и в этом смысле, являлись одновременно едиными и различными. Из глубокого уважения к рассматриваемой теме мне очень хотелось написать предисловие, но по той же причине я колебался.

Двойственность чувств - проявление мира противоположностей, которое я заметил также в жизни Вишнуджаны и Джаянанды, двух главных действующих лиц этой книги. Вишнуджана, например, был для меня олицетворением дихотомии айшварья-мадхурья. В теологии гаудия-вайшнавов айшварья представляет величие Бога. Это аспект Всевышнего, вызывающий у человека чувства благоговения и почтения. Мадхурья представляет сладостную природу Господа - те Его качества, которые позволяют преданному наслаждаться близкими взаимоотношениями с Ним. Хотя эти термины обычно применяются к Богу и Его взаимоотношениям с преданными, их иногда используют и в более общем контексте, чтобы описать настроение, которое они вызывают. Вишнуджана был ярким примером такого сочетания. С одной стороны, в нем было какое-то царственное благородство, вызывавшие чувство глубокого почтения у всех, кто его знал. С другой стороны, он был нежным и очаровательным, почти невинным, а также очень теплым и дружелюбным. Таким образом, вы испытывали перед ним благоговение и почтение, и в то же время чувствовали, что он - ваш лучший друг.

Насколько я помню, Джаянанда тоже вызывал подобные противоречивые чувства. С одной стороны, он был настолько смиренным, насколько можно себе представить. Особенно это было заметно в общении с молодыми преданными - с ними он был нежен, как котенок. Являясь президентом одного из главных храмов ИСККОН, он, тем не менее, частенько лежал под грузовиком, ремонтируя его, или выносил мусор. Он не мог позволить себе просто сидеть расслабившись; Джаянанда считал, что должен упорно трудиться, иначе он не сможет достичь прогресса в сознании Кришны. Однако, наряду со смирением, он был абсолютно убежден в том, что нашел истину. Поэтому, будучи от природы очень кротким, он приходил в ярость, если вы сомневались в Прабхупаде или в ученической преемственности. Это не означало, что он не ценил искренних, хороших вопросов. Однако, если вы задавали вопрос с вызовом - берегитесь! Джаянанда не терпел этого. Котенок сразу превращался во льва.

Я очень рад, что эта дихотомия отражена в книге Ваясаки Прабху. Тайна гаудия-вайшнавизма во многих отношениях кроется в сочетании противоположностей. Говорится, что сокровенная форма Шри Чайтаньи Махапрабху - это Радха и Кришна вместе; как говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами: Мужское и Женское в одном теле.

Концепция «единства в разнообразии» в полной мере выражена в доктрине Шри Чайтаньи ачинтъя-бхедабхеда-таттва - учении о непостижимом единстве и отличии Бога и живого существа. Хотя этот теологический термин обычно относится к взаимоотношениям между человеком и Богом, в книге Ваясаки эта истина проявляется еще в одном аспекте: хотя в центре вселенной ИСККОН всегда находится Прабхупада, выдающиеся преданные, такие, как Вишнуджана и Джаянанда, вокруг которых формировались главные созвездия, также играют значительную роль в космическом пространстве Харе Кришна. Например, солнце проявляется как свет и тепло. Прабхупаду можно сравнить с солнцем, а его стойких учеников - с лучами солнца, несущими свет и тепло другим.

Хотя в действительности «Радха-Дамодара виласа» прославляет Прабхупаду и его достижения, кто-то может сказать, что книга Ваясаки возводит Вишнуджану и Джаянанду на слишком высокий пьедестал, и иногда они затмевают величие своего духовного учителя. На самом деле это не так. При внимательном чтении этого произведения можно заметить, что многие качества Вишнуджаны и Джаянанды были воспитаны в них непосредственно Прабхупадой, и вне миссии Прабхупады эти качества не имели бы никакой ценности. Вишнуджана и Джаянанда были подобны солнечным лучам, не имеющим независимого от солнца существования. В каком-то смысле, солнце и его лучи неразрывно связаны. Какой смысл в солнце, если от него не исходят свет и тепло? И откуда бы появились свет и тепло, если бы не было солнца? И все же, изначальным источником является солнце. Хотя в этой работе прославляются некоторые из преданных, уникальность положения Прабхупады пронизывает всю книгу.

Возвращаясь к доктрине одновременного единства и отличия, следует отметить, что Прабхупада не является изначальным солнцем - ведь он сам считал себя всего лишь лучом своего Гуру Махараджа, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, который, в свою очередь, считал себя всего лишь лучом солнца своего учителя, и так далее до Самого Кришны. Таким образом, в книге показано, что изначальной причиной, изначальным солнцем, являются Радха-Дамодара, а из Них исходят все остальные. Прабхупада - вторичное солнце, но он - непосредственное проявление энергии Радхи-Дамодары в этом мире. Однако здесь рассказывается о том, что многие из учеников Прабхупады - миниатюрные солнца, по крайней мере, если не количественно, то качественно.

Доктрина гаудия-вайшнавов непостижимого единства и различия становится более доступной, если понять разницу между качеством и количеством. Мы едины с Богом качественно, гласят вайшнавские писания, но отличаемся количественно. Ему принадлежат вся красота, все богатства, вся слава, все знание, вся сила, все отречение, а также множество других благих качеств; мы же обладаем ими лишь в незначительной степени. Например, Бог знает все; нам же известно относительно немногое.

Однако знание в обоих случаях одно и то же. Точно так же Ваясаки показывает, что хотя Прабхупада является, несомненно, «изначальным солнцем» движения Харе Кришна, его главные ученики, такие как Вишнуджана и Джаянанда, тоже являются хоть и маленькими, но все же светилами.

Ваясаки с удивительной методичностью раскрывает перед нами эту истину. Он возвращает нас в те времена, когда Прабхупада был еще молодым человеком, жившим в Калькутте. Уже тогда он проявлял необычайное стремление к сознанию Бога, кульминацией которого стала его встреча со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати, его вечным Гурудевом. С этого момента его миссия становится ясной, и он начинает вынашивать планы о том, чтобы отправиться на Запад и поделиться с современным миром древней сокровищницей знаний. Некоторое время он живет в знаменитом храме Радхи-Дамодары, построенном Дживой Госвами, готовясь к осуществлению своей миссии и молясь своим предшественникам. Лишь время отделяет его от этого судьбоносного шага.

Тем временем, на Западе движение контркультуры достигло апогея. Ваясаки описывает это во всех подробностях. Пока Прабхупада проводил свое время в изучении писаний, повторении Святого Имени и молитвах, готовясь к своей миссии, мир технологии развивался быстрыми темпами. Когда Джаянанда родился в Америке, Прабхупада в Индии планировал издавать свой журнал «Обратно к Богу». Когда Вишнуджана рос в Сан-Франциско, Прабхупада создавал свою первую вайшнавскую организацию, «Лигу преданных», ставшую предшественницей ИСККОН.

Разделенные тысячами миль и даже большей дистанцией в сознании, однажды они встретятся и сделают для мира нечто удивительное. В книге Ваясаки с огромной эмоциональностью и мастерством рассказывается о том, как эти дети контркультуры один за другим встречались с Прабхупадой и присоединялись к его миссии. Это история столкновения двух культур, но что самое главное - захватывающая история слияния этих культур в сознании Кришны.

До Прабхупады на Запад приезжали и другие гаудия-вайшнавы. Премананда Бхарати приезжал в Нью-Йорк в начале столетия, и некоторые из духовных братьев Прабхупады побывали на Западе за несколько десятилетий до него. Однако никому из них не было суждено добиться успеха, поскольку в писаниях было предсказано, что это сделает именно Прабхупада. Именно он принял прибежище Радхи-Дамодары во Вриндаване, и именно он отправился на Запад, чтобы распространить учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был чистой душой, не желавшей ничего, помимо удовлетворения Господа.

Именно по этой причине он отправился туда как раз в нужный момент истории - в шестидесятые годы, в эру хиппи, когда сотни тысяч выпавших из социума молодых людей искали альтернативу материализму. То был поворотный момент в истории американской и европейской культуры: такого никогда не происходило ни раньше, ни потом. Вдобавок, в 1965 году, когда Прабхупада решил отправиться на Запад, упростились иммиграционные законы, и теперь людям с Востока стало легче приезжать на Запад. В том же году Папа Римский на Втором Ватиканском соборе обратился к христианам с посланием, призывающим к диалогу между религиями Запада и Востока.

Очевидно, что Кришна готовил почву для успеха Прабхупады. А тысячи молодых людей, таких, как Вишнуджана и Джаянанда, с нетерпением ждали его прибытия. Можно только гадать, кем они были в прошлой жизни, чтобы родиться именно тогда, когда чистый преданный Кришны приехал на Запад и распространял вечное учение Махапрабху на благо всего мира. Они должны были быть поистине великими душами, чтобы помогать Прабхупаде в его славной миссии. Несколько раз Прабхупада сам говорил, что они были посланы его Гуру Махараджем, чтобы помочь ему. «Мой Духовный Учитель знал, что в одиночку я не смогу справиться с этой задачей. Поэтому он милостиво послал всех вас мне в помощь. Поэтому я считаю вас представителями Гуру Махараджа, играющими роль моих любящих учеников».

Как бы то ни было, Ваясаки дает нам возможность заглянуть в их жизни, ярко воссоздавая прошлое. Он приглашает нас в трансцендентный театр первых дней движения Харе Кришна, в котором Прабхупада является режиссером и автором сценария. По мере развития сюжета мы наблюдаем за борьбой, которую Прабхупада вынужден был вести, сталкиваясь с антагонистичным окружением. Однако, как правило, западный мир восприимчив к его посланию. Мы посетим общину хиппи «Утренняя звезда» в Калифорнии и станем свидетелями встречи Вишнуджаны и Тамал Кришны, двух друзей, которые вскоре станут центральными фигурами в растущем движении Прабхупады. Таксист Джаянанда, художники, музыканты и множество других персонажей присоединяются к движению; мы видим, как разворачивается сценарий Прабхупады, как движение, начавшись в маленьком магазинчике в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка, превратилось в конфедерацию храмов в Калифорнии, Канаде и других странах мира. Сюжет закручивался, и появились отклонения и ереси. Однако, несмотря на неизбежность потерь, большинство преданных духовно развивались, поскольку в их жизни присутствовала безграничная милость чистого преданного.

Прабхупада вводит обряд поклонения Божествам. Несмотря на то, что иудее-христианская традиция предостерегала против поклонения идолам, формы Джаганнатхи, Чайтаньи, Радхи-Кришны (Радхи-Дамодары) прибывают на Запад, и с энтузиазмом принимаются общиной хиппи. Хотя в Индии Им веками поклонялись последователи традиционной религии, на Западе поклонение Божествам первыми приняли хиппи - представители самого нетрадиционного направления. «Радха-Дамодара виласа» повествует о том, как община неформалов быстро превратилась в более традиционную организацию, чем западные консерваторы могли даже вообразить.

Однако главная тема книги - это сострадание, желание дать что-то ценное другим. Эта книга - о миссии санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху, о миссии шести Госвами Вриндавана. В шестнадцатом веке они, живя во Врадже, думали о распространении сознания Кришны по всему миру. Они собирались в храме Радхи-Дамодары, построенном Дживой Госвами, и вскоре Шри Джива посылает трех своих лучших проповедников с ценнейшими рукописями гаудия-вайшнавов в другие части Индии проповедовать сокровенный метод божественной любви.

Аналогично, в 1965 году Прабхупада покинул это святое место и отправился с миссией на Запад. Создается впечатление, что Божества Дживы Госвами, Радхи-Дамодары были Божествами санкиртаны, распространения Святого Имени Кришны. Это подтверждается еще и тем фактом, что Прабхупада дал эти имена Божествам, о которых рассказывается в этой книге, - путешествующим Божествам Радхи-Дамодары, которые были так дороги сердцу Вишнуджаны. Эти Божества, пребывающие в умонастроении Господа Чайтаньи, путешествовали по всей Америке и делали сознание Кришны легко доступным для мужчин, женщин и детей.

Итак, я хочу сказать, что точно так же, как Мадан-мохан представляет самбандху, путь осознания Бога, Радха-Говинда - абхидхею, практику, а Радха-Гопинатха - прайоджану, высшее совершенство, Радха-Дамодара представляют санкиртану, сущность этого метода. Сущность - это совместное пение Святого Имени и распространение сознания Кришны, когда мы делимся им с другими.

Однако, прежде чем делиться сознанием Кришны, вы должны им обладать. Это возвращает нас к нашей изначальной теме: непостижимому единству противоположностей. Сознание Кришны означает получать и отдавать. В своей книге Ваясаки Прабху ярко иллюстрирует эту мысль: чтобы стать сознающим Кришну, необходимы энтузиазм и решимость; необходима своего рода духовная жадность, если человек хочет достичь духовного совершенства. В этом заключается процесс «получения». В то же самое время человек чувствует обязанность поделиться этим даром с другими, ибо в этом состоит суть метода санкиртаны. Если человек действительно духовно прогрессирует, он естественным образом хочет поделиться этим величайшим сокровищем с другими. Таков смысл «отдавания» в сознании Кришны. Здесь применим принцип ачинтья-бхедабхеда-таттвы, поскольку, только отдавая, человек может получить сознание Кришны, а пока он ие получит его, то не сможет ничего дать.

История группы Радхи-Дамодары - это история такого рода мистического взаимообмена. Олицетворением его были Вишнуджана и Джаянанда, принявшие сознание Кришны всем сердцем и с таким же энтузиазмом дававшие его другим.

Сатьяраджа дас (Стивен Дж. Розен) - автор нескольких книг на вайшнавскую тематику и редактор «Журнала исследования вайшнавизма».

Меню